Почему казахстанские банки не хотят финансировать отечественное производство? Мнение эксперта

Сегодня повышение уровня казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг нефтегазовых операторов является одной из важных направлений развития экономики республики. Между тем отечественные предприятия сталкиваются с трудностями финансирования своих проектов, отсутствием взаимопонимания со стороны финансовых институтов. Какие меры государственного регулирования должны быть приняты, чтобы ускорить развитие отечественного бизнеса? Об этом в интервью petrocouncil.kz рассказал старший партнер компании CSI (Центр Стратегических Инициатив), экономист Олжас Худайбергенов.

— Представители казахстанского малого и среднего бизнеса, которые пытаются выступить поставщиками на таких крупных нефтегазовых проектах, как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, жалуются на то, что банки второго уровня не хотят давать тендерную гарантию. Местные филиалы банков не могут решить этот вопрос без согласия руководства головных офисов, а те не проявляют заинтересованность в таких сделках.

— Эта проблема присутствует из-за неправильного регулирования данной сферы Национальным банком Казахстана. Потому что финансовый регулятор не признает контракты достаточной формой гарантии, и доначисляют провизии, либо вовсе считает это нарушением норм.

— Одной из причин нежелания иностранных и отечественных компаний локализовать производство в Казахстане, называется отсутствие длинных денег. Как вы считаете, почему казахстанские банки не хотят финансировать казахстанское производство?

— Здесь большой клубок проблем, причем с обеих сторон. Основная проблема кредитования — это чрезмерная зарегулированность этого процесса. Чтобы получить кредит на производство, нужно хотя бы 30% необходимых средств предоставить в виде собственного капитала, не меньше. Остальные 70% будут кредитными, к тому же при наличии залогового имущества. При этом залог, который имеет рыночную стоимость в $10 млн, банком будет оценен на $5 млн, если вообще не $3 млн. И потом размер выданного кредита едва ли может достигнуть половины от залоговой стоимости. По сути, чтобы сейчас получить кредит надо предоставить залог в 3-6 раз больше, чем запрашиваемая сумма. В результате это резко сокращает изначальное число возможных заемщиков и соответственно проектов.

Но, допустим, что такой заемщик нашелся. Банк будет 6-12 месяцев решать, выдавать кредит или нет, что означает дополнительные расходы для заемщика — ведь надо держать штат людей, нести прочие расходы. Сотрудники банков могут работать быстрее и легче, но зачастую для этого надо дать взятку, что, по сути, повышает процентную нагрузку на кредит, делая его заранее невозвратным. Тем более что у нас и так процентные ставки высокие — в пределах 15-25%.

Практически, банки стали тормозом развития экономики Казахстана, и вместо быстрой доставки денег в нужную точку экономики, они стали большим тромбом, задерживая поток денег везде, где это касается инвестиционных проектов.

С другой стороны, к сожалению, большая часть презентуемых проектов подготовлены плохо: либо они аффилированы, либо плохо проработаны, либо вовсе управляются слабо компетентными людьми.

— Как вы считаете, какие меры регулирования должны быть приняты государством в Казахстане, чтобы иностранные компании были заинтересованы в локализации товаров?

— Достаточно принять несколько важных мер. В частности, Нацбанк должен признать контракты с крупнейшими недропользователями достаточным залогом для тендерной гарантии, для гарантии по авансу, и в целом исполнению контракта. При этом финансовый регулятор легко может отслеживать использование перечисляемых средств.

Также, в целом, правительству необходимо стимулировать создание совместных предприятий, где предполагается передача иностранных технологий, если продукция производится в Казахстане в первый раз.

По данным Министерства энергетики РК, за последние пять (2014-2018) вырос объем местного содержания в нефтегазовой отрасли. В частности, по товарам доля местного содержания выросла на 60% или с 74 млрд до 120 млрд тенге. Именно столько денег потратили недропользователи на покупку товаров, произведенных в Казахстане. Сумма закупа казахстанских услуг операторами увеличилась с 771 млрд до 835 млрд тенге или на 10%, а работ – с 834 млрд тенге до 1,5 трлн, или на 80%.

— Насколько в целом зависима от нефтегазовой отрасли экономика Казахстана? Есть ли у нас возможности увеличить развитие других отраслей? Того же агропромышленного комплекса? Животноводства, например. Та же Норвегия, имеющая большие доходы от нефтяной отрасли, вкладывает деньги в развитие сельской местности. А у нас почему-то почти вся экономика сосредоточена в городах. Или это не наш путь?

— Нефтегазовая отрасль обеспечивает напрямую 18% ВВП и еще 15-20% косвенно через смежные отрасли. Таким образом, мы очень зависимы от этой отрасли.

Но развивать другие отрасли за счет нефтяных денег не только можно, но и жизненно необходимо. Хотя бы для того, чтобы не быть зависимым от постоянно меняющихся цен на углеводородное сырье. А развитое сельское хозяйство – это гарантия продовольственной безопасности.

Напомню, что в 1990 году доля сельского хозяйства в ВВП была 35%, а доля обрабатывающей промышленности около 28%. Сейчас показатели упали до 5% и 10% соответственно, тогда как доля добывающей отрасли выросла с 2% до 18%, а остальное замещение произошло за счет отраслей государственного управления. И сельское хозяйство, и промышленность поднять можно, но для этого нужно, во-первых, легкое, не избыточное, регулирование, например, надо расширить виды залогового обеспечения. То есть необходимо признать контракты с недропользователями как форму обеспечения для выдачи гарантии по авансу.

Помимо этого необходимо снизить пруденциальные требования по кредитам, предоставляемым обрабатывающей промышленности.

Нужен доступ к длинным деньгам, которые могут появиться в случае гарантирования на большую сумму длинных депозитов, или же активной покупки долгосрочных облигаций Национальным банком страны. Это был бы одним из вариантов количественного смягчения.

Не менее важно, чтобы был стабильный курс национальной валюты на коротких дистанциях, прогнозируемый – на более длинных. Чтобы инвесторы могли планировать свои проекты.

Ну, а в целом, если говорить о развитии местного производства, то во всем государственном секторе необходимо ввести требования по соблюдению требований по казахстанскому содержанию. Также нужно полностью изменить расчет и механизм мониторинга местного содержания. Нынешний вариант, вообще никакого контроля не дает.

— Спасибо!

Фото: Мария Матвиенко, inbusiness.kz