Специалисты Агентства по защите и развитию конкуренции проанализировали состояние казахстанского рынка продажи нефти и сделали неутешительные выводы.
Ежегодно около 20% добываемой в республике нефти поставляется на внутренний рынок. Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) делают из нее нефтепродукты, необходимые стране. В прошлом году из 90 млн тонн добытой нефти было поставлено 18,3 млн тонн или 20,3% от общего количества. А годом ранее – 22,3% или 18,8 млн из 84,2 млн тонн.
О том, какое количество сырья нужно стране, определяет Министерство энергетики, исходя из потребностей в нефтепродуктах. Ведомство утверждает ежемесячный график поставок, в котором указывает, сколько и какой недропользователь должен поставить сырье, и на какой НПЗ.
Но, выбирая поставщика, Минэнерго не учитывает его экономические и логистические возможности. К тому же в Правилах формирования графиков поставок нефти на внутренний рынок нет каких-либо критериев составления перечня таких недропользователей, а также объемов сырья, которые они должны продавать, отмечает АЗРК. Сейчас недропользователи в среднем реализуют внутри страны от 30 до 60% своей нефти.
Агентство считает действующий механизм государственного регулирования рынка поставок нефти непрозрачным, и способствующим монополизации рынка оптовой реализации нефтепродуктов. При этом выяснилось, что отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие критерии установления объемов поставок нефти для внутреннего рынка.
Дешевле, чем на экспорт
Всего в республике 105 компаний добывают нефть, и только 85 из них поставляют сырье на внутренний рынок. Освобождены от такой нагрузки предприятия, работающие по Соглашению о разделе продукции (СРП), в том числе операторы Тенгиза, Кашагана и Карачаганака. Продают нефть внутри страны компании, разрабатывающие средние и мелкие месторождения. В основном, это предприятия, входящие в структуры национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC). На их долю приходится более 60% всех поставок. Например, в 2022 году группа компаний CNPC отгрузила на внутренний рынок свыше 7 млн тонн нефти или 37,3% от общего объема, КМГ – более 4,6 млн тонн (24,5%). Доля остальных 73 субъектов – 7,2 млн тонн или около 38%, соответственно.
В 2023 году были приняты законодательные изменения, которые позволили нефтедобывающим организациям (НДО) работать напрямую с заводами. Раньше они продавали нефть КМГ или другим компаниям-ресурсодержателям, которые дальше перерабатывали ее на НПЗ.
Теоретически НДО сами устанавливают цены на нефть, рассмотрев предложения от покупателей, и выбрав наиболее приемлемую. Но трубопроводы и НПЗ контролирует нацкомпания, а предельные цены утверждает Минэнерго. Поэтому добывающие предприятия вынуждены продавать нефть по тем ценам, которые им установили, – сейчас по 110 тыс. тенге или $240 за тонну, то есть $32 за баррель, что в 1,5 раза ниже мировых.
Вместе с тем НДО необходимо самим договариваться с «КазТрансОйлом» об условиях транспортировки до НПЗ, а также с заводами по поводу переработки. При этом уполномоченный орган может наложить штрафные санкции, если недропользователь сорвет график поставок нефти.
Нацкомпания дает НДО доступ к трубам, исходя из графика поставок нефти на внутренний рынок, а также квот на экспорт, утверждаемого Минэнерго. При этом КМГ может в одностороннем порядке повысить тариф на транспортировку, или отказать в доступе к трубопроводу, объяснив это отсутствием свободных мощностей, применяя такой метод как скрытую ограничительную меру в экспорте. Таким образом, экспортный потенциал недропользователей напрямую зависит не только от потребности внутреннего рынка, но и от национальной компании, отмечает АЗРК.
Откуда такая цена?
При утверждении стоимости нефтепродукта правительством применяется механизм обратного отсчета – цена формируется от цены в Узбекистане и Кыргызстане за вычетом понижающего коэффициента, объясняет АЗРК. То есть цены на топливо должны быть ниже, чем в соседних странах, но не настолько, чтобы оно (топливо) полностью утекало туда.
На ценообразование в том числе влияют монопольные тарифы на транспортировку и переработку, так как существуют административные ограничения по свободной транспортировке и переработке нефти.
В результате действующего ценообразования, когда стоимость нефти зависит от предельных цен на нефтепродукты, возник диспаритет доходности на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов, в сторону розничного рынка. То есть в выигрыше остаются вертикально-интегрированные компании, такие как КМГ и CNPC, кто добывает нефть, может переработать ее на своем заводе, а полученную продукцию продавать на собственном АЗС. Поэтому АЗРК считает, что действующий механизм поставок нефти на внутренний рынок используется как инструмент монополизации рынка.
Сложившаяся ситуация сдерживает экономическое развитие добывающих компаний, отрицательно влияя на уровень производства и восполнение ресурсной базы. АЗРК считает, что необходимо приравнять маржинальность от продажи нефти на экспорт с внутренним рынком, отменить прямое госрегулирование цен на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов. Оно предлагает внедрить механизм сбалансированного ценового регулирования на нефть и нефтепродукты с использованием ценовых индикаторов внутреннего (срочные контракты, фьючерсы, внебиржевые деривативы) и внешних товарных рынков (нэтбек). То есть стоимость нефти и нефтепродуктов должны определять спрос и предложение, с учетом экспортной цены за вычетом вывозных пошлин и транспортных расходов.
Агентство отмечает, что на глобальном рынке при торговле сырьевыми товарами в качестве контрольных ориентиров используются цены на эталонные марки нефти, такие как Platts Dubai, Brent, Urals в зависимости от местонахождения рынка и специфики товара.
С 2025 года планируется переход к общему рынку нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС. При действующей модели распределения ресурсов казахстанские предприятия могут проиграть конкуренцию компаниям других стран-участниц Союза.
В качестве положительных шагов ведомство отметило повышение предельных цен на бензин на 11% и на дизтопливо на 20% в апреле 2023 года, что позволило снизить потребление топлива транзитным транспортом, идущим из Узбекистана в Россию.
Будет некому поставлять
Поставщики нефти несут и большую налоговую нагрузку. По информации ассоциации PetroMining, коэффициент налоговой нагрузки для нефтегазовых компаний сегодня составляет 28,5% (по СРП – 29%). По этому показателю нефтяники занимают первое место среди всех отраслей. Уровень налоговой нагрузки в сфере добычи железных руд – 15,9%, металлургическом производстве – 7,4%.
Основная причина такой диспропорции в том, что для НДО предусмотрен наибольший «набор» налогов: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), рентный налог, ЭТП, налог на сверхприбыль, бонусы и прочие платежи. При этом сектор углеводородного сырья требует существенных инвестиций в геологоразведку, где большинство участков уже изучены и необходимы инвестиции в слабоизученные либо сложные морские проекты.
На этом фоне не удивительно, что наблюдается значительное снижение инвестиций в геологоразведку. Если в 2011-2016 годы они в среднем составляли $855,5 млн в год, то за 2017-2022 гг. они упали до $318 млн, сократившись в 2,6 раза. Текущая налоговая модель не имеет стимулов для реинвестирования прибыли в разведку и добычу нефти, считают эксперты.
Последние годы в стране наблюдается устойчивый рост потребления нефтепродуктов. За 2013-2023 годы объем переработки нефти на казахстанских НПЗ вырос на 19,6%, или с 15,3 млн до 18,3 млн тонн. Добыча нефти за этот же период выросла на 10% – с 81,8 млн до 90 млн тонн. При этом добыча выросла в основном за счет трех крупных месторождений – Тенгиза, Кашагана и Карачаганака, которые освобождены от поставок нефти на внутренний рынок. Тогда как у тех, кто обязан продавать сырье в стране, производство нефти падает. Только за 2018-2022 годы добыча у НДО сократилась на 17%, или на 3,6 млн тонн.
По прогнозам аналитиков, потребление нефтепродуктов в республике и дальше будет расти. При этом дизтопливо занимает первое место в казахстанском балансе внутреннего потребления нефтепродуктов. И оно сохранит эти лидирующие позиции ближайшие десятилетия. S&P Global прогнозирует, что к 2050 году выпуск дизеля вырастет почти на 90% до 10,3 млн тонн. Ожидается резкое увеличение внутреннего спроса на дизель – на 126% до 12,3 млн тонн. Потребление в основном вырастет в сфере грузового автотранспорта.
На втором месте по показателям роста объемов производства в 2023-2050 годах будет бензин. На это повлияет увеличение количества частных автомобилей. Значительный рост продемонстрирует и производство керосина в ответ на повышение спроса в авиации. Согласно базовому сценарию, видимое внутреннее потребление всех нефтепродуктов в Казахстане в совокупности вырастет на 43% – до 22,8 млн тонн в 2050 году. При этом прогноз основан на предположении о либерализации внутренних цен на нефть и нефтепродукты, в результате которой примерно к 2030 году они выйдут на паритет с экспортными ценами (нетбэк). Однако если искусственное занижение цен продолжится, внутренний спрос на нефтепродукты окажется еще выше, считают аналитики.
При этом эксперты S&P Global прогнозируют (базовый сценарий), что добыча нефти в Казахстане выйдет на максимальный уровень – 105,4 млн тонн (2,23 млн б/с) уже в 2025 году, после чего будет медленно снижаться – до 72,1 млн тонн (1,51 млн) в 2050 году.
При оптимистичном сценарии добыча достигнет максимума на отметке 118,9 млн тонн (2,51 млн б/с) в 2035 году, а затем снизится до 92,7 млн тонн (1,94 млн) в 2050 году. Пессимистичный прогноз предполагает, что максимум составит всего 94,2 млн тонн (1,99 млн б/с) в 2025 году, а спад произойдет до 44,3 млн тонн (924 тыс. б/с) в 2050 году.
Прогнозы аналитиков говорят о необходимости решения проблем с поставкой нефти на внутренний рынок, чтобы удовлетворять растущие потребности в нефтепродуктах, сделав его (рынок) более привлекательным для недропользователей. При этом надо учитывать и снижение уровня запасов на месторождениях, разрабатываемых предприятиями-поставщиками. А значит нужно принять меры, которые будут стимулировать инвесторов вкладывать в увеличение производства нефти.