Автопром демонстрирует наибольшую динамику роста в машиностроительной отрасли Казахстана — Скляр

В республике за годы реализации программы индустриализации в машиностроительной отрасли реализовано 114 проектов, сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр, выступая на VII Форуме машиностроителей Казахстана, который сегодня проходит в городе Нур-Султан.

«Машиностроение является одной из важнейших и наиболее сложных с технологической точки зрения отраслей промышленности. Ее развитие обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного, энергетического и металлургического, транспортного и других ключевых секторов экономики. Создание одного рабочего места в машиностроении влечет за собой создание пяти-шести рабочих мест в смежных отраслях», — сказал, открывая форум, министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр.

По его словам, за годы реализации программы индустриализации в машиностроительной отрасли республики реализовано 114 проектов. Налажено производство таких новых видов продукции, как локомотивы, трансформаторы, коммуникационное оборудование, оптические приборы, производство электронных деталей, производство электроосветительного оборудования.

«Были созданы с нуля автопром и железнодорожное машиностроение, значительно обновлены и усилены отрасли сельскохозяйственного, электротехнического, горнорудного и нефтегазового машиностроения», — отметил спикер.

Для стимулирования частников рынка правительством страны были предоставлены преференции по НДС, разработаны программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции. Была запущена программа промкооперации.

«К развитию отрасли были привлечены крупные транснациональные корпорации из списка Глобал 2000, такие как Alstom, General Electric, СМС–JAC Motors, Hyundai и другие», — подчеркнул Роман Скляр и добавил, что производителям удалось расширить текущий выпуск продукции для экспорта, в числе которых автомобильная продукция, подшипники, вентиляторы, аккумуляторы, трансформаторы, локомотивы.

В республике производится электротехническая продукция Schneider Electric на мощностях ТОО «Силумин-Восток», вентиляционное оборудование LG Electronics на ТОО «Алматинский вентиляторный завод».

Для развития кооперационных связей в апреле текущего года между Казахстаном и Российской Федерацией была принята Программа совместных действий. Она предусматривает кооперацию в ряде совместных проектов с ПАО «Камаз», АО «Петербургский тракторный завод» и др.

В апреле текущего года заложен первый камень нового завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» по производству легковых автомобилей марки «Hyundai».

В рамках сотрудничества с китайскими партнерами планируется запуск заводов по производству шин и двигателей, которые дадут старт развитию автокомпонентной базы в РК.

«По итогам 2018 года объем производства машиностроения впервые превысил отметку в 1 трлн тенге. В 2019 году высокая динамика роста сохранилась», — сообщил министр и добавил, что с января по август текущего года «рост объема производства составил 118%».

По его данным, в структуре отрасли наибольшую динамику роста среди подотраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение. На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств. В республике собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей, 22 мировых брендов.

По словам министра, состоялся переход от крупноузловой сборки к мелкоузловой сборке автомобилей. К примеру, внедрены технологические операции по сварке и окраске кузовов. С 2010 года удалось объемы производства выросли в 8 раз: с 4 тыс. ед. в 2010 году до 32 тыс. ед. в 2018 году. Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 19,2% против 4% в 2010 году.

За 8 месяцев 2019 года объем производства в автомобилестроении вырос на 56,5%.  Также наиболее стабильной динамикой производства и более углубленной локализацией производства в сравнении с другими секторами отрасли характеризуется и сектор электротехнического машиностроения.

В железнодорожном, сельскохозяйственном горнорудном и нефтегазовом машиностроении Казахстана отечественные предприятия производят электровозы, локомотивы, вагоны, цельнокатанные колеса, тракторы, комбайны, сельскохозяйственную технику, различное оборудование для нефтесервисных компаний и недропользователей.

Распоряжением премьер-министра в июне 2019 года утверждена Дорожная карта развития машиностроения Республики Казахстан на 2019-2024 годы. В ней предусмотрены точечные меры поддержки машиностроительных предприятий и ряд задач, которые необходимо выполнить.

«Мы надеемся, что в условиях успешного сотрудничества государства и бизнеса, будут реализованы запланированные задачи, и машиностроение Казахстана получит свежий приток идей для дальнейшего развития», — отметил министра.

Напомним, VII Форум машиностроителей Казахстана проходит сегодня, 13 сентября 2019 года в г. Нур-Султан в Конгресс-Центре EXPO. Организаторами Форума выступают Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке правительства Казахстана. Генеральный партнер АО «ФНБ «Самрук Казына».

Тема Форума: «Машиностроение – драйвер индустриализации Казахстана!».

На Форуме принимают участие около 1000 делегатов, руководителей ведущих казахстанских и зарубежных машиностроительных предприятий, представителей центральных государственных органов, квазигосударственного сектора, институтов развития, бизнес ассоциаций и крупных потребителей машиностроительной продукции.

В ходе форума планируется такие актуальные вопросы, как развитие отечественного машиностроительного потенциала, проблемы развития казсодержания в нефтегазовом секторе, сложности при внедрении международных стандартов в производстве, возможности привлечения долгосрочного финансирования под освоение новой продукции для нефтегазовых компаний и т.д.

Фото: kaik.kz