В первом полугодии план производства дорожного битума в Казахстане выполнен на 85% – было изготовлено около 374 тыс. тонн продукции вместо запланированных 442 тыс. тонн. Однако, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели улучшились. В 2023-м, по итогам первых шести месяцев, казахстанские заводы фактически выпустили лишь 58% от запланированного объема.
По данным Министерства энергетики РК, в стране сейчас действуют четыре крупных производителя дорожного битума: Актауский битумный завод совместного предприятия Caspi Bitum, Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), компании Qazaq Bitum и «Асфальтобетон». Совокупная мощность всех предприятий – 1,2 млн тонн продукции в год.
Почему производство падает
Вот уже не первый год на рынке складывается парадоксальная ситуация. Потребности страны в битуме ежегодно растут. Это связано с тем, что увеличивается объем работ по строительству новых и ремонту существующих автодорог. Так вот, мощностей, чтобы покрыть внутренний спрос за счет собственного производства хватает. Однако каждый год производство снижается. Поэтому вынуждены увеличивать импорт битума.
К примеру, в 2022 году потребление битума достигло 1 млн 34 тыс. тонн, а производство составило 925 тыс. тонн. В прошлом году спрос чуть вырос – до 1 млн 41 тыс. тонн, а производство наоборот упало – до 849 тыс. тонн.
Недостающие объемы были покрыты за счет импорта, в основном из России. Если в 2022 году было завезено 98 тыс. тонн битума, то в 2023-м уже 219 тыс. То есть за год импорт подскочил сразу более чем в два раза. При том что местные заводы способны производить до 1,2 млн тонн битума в год.
Почему так происходит? Основная причина в том, что казахстанские производители вынуждены снижать выпуск продукции зимой и весной. Потому что в этот период потребители, а это дорожно-строительные компании, не покупают битум, а заводам негде его хранить. Так, в первом полугодии завод Caspi Bitum произвел 62% от запланированного объема, а Qazaq Bitum – 70%. Только ПНХЗ и «Асфальтобетон» перевыполнили план – на 35% и 7%, соответственно.
Да, совокупный объем производства с января по июнь этого года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но все же он меньше, чем могли бы сами выпускать. По данным Минэнерго, план производства на 2024 год – 1 млн тонн битума. Возможно, за летний и осенний период заводы нарастят выпуск продукции. Но выше суточной нормы уже не получится.
В Минэнерго считают, что снижение производства связано с несвоевременным вывозом битума дорожно-строительными компаниями. Точнее, из-за задержек заявок, оплат и подачи железнодорожных вагонов под отгрузку битума.
Агентство по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК) провело анализ рынка дорожного битума и сделала ряд выводов. В частности, ведомство отмечает, что приобретение дорожными компаниями битума зимой и хранение его до лета является маловозможным. Битум требует особых условий хранения (нужно поддерживать определенную температуру), и такие постоянные хранилища имеются при заводах и у крупных держателей ресурсов, а также у трейдеров.
К тому же тендеры на строительство дорог проходят в феврале-марте после поступления бюджета администраторам закупок, победитель определяется в апреле-мае, и после поступления аванса образуется большой спрос на битум. В результате, цены на него, опускавшиеся в зимний период до 100 тыс. тенге за тонну, в строительный сезон поднимаются до 200 тыс. тенге. При этом подрядные организации, не имея своих резервуаров для хранения, при осуществлении строительных работ выкапывают рядом битумные ямы.
АЗРК считает, что строительство хранилищ битума в каждом регионе может способствовать сдерживанию цен в строительный сезон.
В Минэнерго знают, что одним из факторов, влияющих на бесперебойность отгрузки с заводов, является нехватка у дорожно-строительных компаний круглогодичных хранилищ с наличием подогрева битума.
«Так, в городах Актобе, Алматы, Астана, Костанай, Капшагай, Павлодар, Петропавловск, Уральск и Шымкент расположены 10 специализированных хранилищ общей емкостью 40 тыс. тонн, что недостаточно при требуемых 200 тыс. тонн для «сглаживания» сезонных колебаний спроса и обеспечения равномерной работы производителей битума», — сообщает министерство.
Поэтому сейчас проектируется строительство четырех резервуаров общей емкостью 20 тыс. тонн на заводе Caspi Bitum, трех резервуаров на 12 тыс. тонн – на ПНХЗ, двух хранилищ общей мощностью до 70 тыс. тонн в городах Алматы и Караганда у Qazaq Bitum.
Тем не менее, Минэнерго ожидает, что в 2026 году общая вместимость хранилищ достигнет до 150 вместо требуемых 200 тыс. тонн, а нехватка составит 50 тыс. тонн. Но, если запланированное Министерством транспорта и НК «КазАвтоЖол» строительство битумных терминалов на 50 тыс. тонн в местах наибольшего спроса будет реализовано, то общий объем хранилищ вырастет в пять раз – с 40 до 200 тыс. тонн.
Спекулянты на рынке
По данным Комитета государственных доходов МФ РК, сейчас реализацией дорожного битума в Казахстане занимаются 35 компаний, в том числе четыре производителя (в 2022 году – 22 предприятия, в 2023 – 35).
С 2022 года действует механизм ежемесячного распределения битума по разнарядке. Так, Минэнерго направляет в Комитет автомобильных дорог и «КазАвтоЖол» план поставок дорожного битума к 25 числу предшествующего месяца. Нацкомпания формирует потребность дорожного битума, исходя из планируемых работ, утверждает разнарядку и подает ее обратно в министерство, которое, в свою очередь, направляет сформированную потребность заводам и ресурсодержателям. Последние заключают уже прямые договора с подрядными организациями, то есть с конечными потребителями.
Согласно сведениям АЗРК, Минэнерго направляет в «КазАвтоЖол» план поставок дорожного битума с двух заводов (ПНХЗ и Caspi Bitum). А нацкомпания формирует разнарядку только по ресурсодержателям с этих заводов. При этом, объемы продукции, производимые остальными двумя заводами – Qazaq Bitum и «Асфальтобетон», не учитываются в разнарядке. Таким образом, действующий механизм покрывает только 60% от всей потребности битума, отмечает агентство.
Кроме того, выяснилось, что применяемый механизм распределения битума не исключает спекуляцию и перепродажу битума, полученного по разнарядке. Так, в прошлом году ресурсодержатели по указанию «КазАвтоЖол» фактически поставили подрядным организациям 587 тыс. тонн битума. Из них 156 тыс. тонн или более 26% дорожные компании перепродали другим участникам рынка.
В этом году, как сообщили в Минэнерго, правительство определило «КазАвтоЖол» Единым оператором по импорту российского битума – «для формирования оптимального ценообразования и регулирования потребления битума на внутреннем рынке». По действующему соглашению между министерствами энергетики Казахстана и России, республика может ежегодно импортировать до 300 тыс. тонн российского битума. До этого можно было закупать до 100 тыс. тонн в год. Объем увеличили в прошлом году из-за нехватки битума.
Ведомство отмечает, что в первом полугодии внутреннее потребление в объеме 509 тыс. тонн было обеспечено за счет поставок казахстанского (351 тыс.) и импортного российского (158 тыс.) битума.
Также министерство рассказало, что остаточные объемы битума, неиспользованные дорожно-строительными компаниями, по разнарядке «КазАвтоЖол» после 15-го числа каждого месяца реализуются через биржу.
Стоимость битума
Сейчас стоимость битума на рынке составляет от 140 до 240 тыс. тенге за 1 тонну (с НДС): ПНХЗ – 140, Caspi Bitum – 171, Qazaq Bitum – 230 и «Асфальтобетон» – 242 тыс. тенге.
При этом на актауском заводе Caspi Bitum, учитывая активизацию проекта расширения мощностей предприятия c 500 до 750 тыс. тонн в год, с января этого по апрель следующего года стоимость битума будет постепенно повышаться – с 145 до 174 тыс. тенге за тонну – для окупаемости проекта, как пояснили в Минэнерго.
Себестоимость битума на ПНХЗ сейчас составляет 113 тыс. тенге за тонну, а отпускная цена – 140 тыс. тенге (с НДС, fca). На заводе Qazaq Bitum себестоимость продукции – 229 тыс. тенге, отпускная цена – 230 тыс. тенге, «Асфальтобетон»: себестоимость – 236 тыс., отпускная – 242 тыс. тенге.
Такой разброс в стоимости объясняется тем, что для ПНХЗ битум является побочным продуктом, поэтому затраты распределены на другие свыше 10 наименований продукции, в том числе дорогостоящие бензины АИ-95, 98, дизельное и авиационное топливо. Тогда как для Caspi Bitum, Qazaq Bitum и «Асфальтобетон» битум является основным продуктом и, следовательно, основные затраты учитываются в его себестоимости.
Для сведения:
Согласно данным Министерства транспорта РК, в 2024 году в Казахстане планируется обновить 12 тыс. км автомобильных дорог. В частности, должны быть осуществлены ремонт, строительство и реконструкция 5,3 тыс. км дорог республиканского и 4,2 тыс. км местного значения.
По сведениям Комитета автомобильных дорог, на начало этого года протяженность республиканских автодорог составляла 24 тыс. 915 км. Из них около 17 тыс. км или более 68% имеют асфальтобетонное покрытие, свыше 1,6 тыс. км – цементно-бетонное, 2,3 тыс. – чернощебеночное, 2,5 тыс. – черногравийное, 1,3 тыс. – гравийно-щебеночное, 117 км – грунтовое.
Из более чем 24,9 тыс. км республиканских дорог в хорошем состоянии находились свыше 12,7 тыс. км, в удовлетворительном – около 10 тыс., в неудовлетворительном – 2,1 тыс.
Протяженность автомобильных дорог областного и районного значения составляет 71 тыс. км.
Крупные производители дорожного битума Казахстана, тыс. тонн
Производитель | Мощность |
Caspi Bitum | 500 |
ПНХЗ | 295 |
Qazaq Bitum | 330 |
«Асфальтобетон» | 74 |
Итого | 1199 |
Источник: Министерство энергетики РК |
Производство и потребление битума за 2022-2023 гг., тыс. тонн
2022 | 2023 | |
Производство | 925 | 849 |
экспорт | 9 | 27 |
импорт | 98 | 219 |
Потребление | 1034 | 1041 |
Источник: Агентство по защите и развитию конкуренции РК |
Производство и потребление битума за 6М 2024 г., тыс. тонн
6М 2024 | |
Производство (отгружено с заводов) | 351 |
экспорт* | 13 |
импорт: | |
— битума | 158 |
— гудрона (сырье для выпуска битума) | 142 |
Потребление | 509 |
*Qazaq Bitum экспортировал битум в страны ЕАЭС | |
Источник: Министерство энергетики РК |
Производство битума за первое полугодие 2023-2024 гг., тыс. тонн
Завод | 6М 2023 | 6М 2024 |
Caspi Bitum | 143 | 123 |
ПНХЗ | 128 | 152 |
Qazaq Bitum | 60 | 81 |
«Асфальтобетон» | 24 | 18 |
Итого | 355 | 374 |
Источник: Министерство энергетики РК |