В последние дни ряд СМИ со ссылкой на Bloomberg cообщили об исках Казахстана к партнерам по месторождениям Кашаган и Карачаганак. Предметом иска, по информации информационного агентства являются оспариваемые казахстанской стороной расходы, которые операторы вышеназванных проектов, по мнению правительства нашей страны, необоснованно отнесли к затратам. Позиция казахстанской стороны и содержание поданных нашей страной в международный арбитраж исках, в интервью с Генеральным директором ТОО «PSA» Бекетом ИЗБАСТИНЫМ.
Бекет Темиртаевич, расскажите о сфере ответственности ТОО «PSA»?
ТОО «PSA» осуществляет функции Полномочного органа в соглашениях о разделе продукции по проектам Кашаган, Карачаганак и Дунга. В наши задачи входит защита интересов Республики Казахстан в Северо-Каспийском и Кашаганском проектах и месторождении «Дунга». Я расскажу о них детальнее.
Северо-Каспийский Проект является флагманом нефтегазовой отрасли Казахстана, месторождение Кашаган расположено в северной части Каспийского моря, примерно в 80-ти километрах от г. Атырау. На сегодняшний день участниками соглашения являются: АО «НК «КазМунайГаз» (16,88%), «Эни», «Тоталь», «ЭксонМобил», «Шелл» (все по 16,81%), КННК (8,33%), «Инпекс» (7,56%).
Месторождение Кашаган входит в 20 крупнейших нефтяных месторождений, объем извлекаемых запасов нефти составляет порядка 2 миллиардов тонн. Месторождение находится в шельфовой зоне с ледообразованием в зимний период, наличием высокого пластового давления и высокой концентрации сероводорода. Коммерческая добыча нефти и газа месторождения Кашаган ведется с ноября 2016 г. С тех пор на месторождении добыто более 80 млн.тонн нефти.
В рамках обустройства Кашагана с нуля создана инфраструктура поддержки морских нефтегазовых операций, отвечающая самым передовым стандартам. В настоящее время, одним из внешних факторов, оказывающих влияние на нефтяные операции, является изменение уровня Каспийского моря.
Карачаганакский проект начал опытно-промышленную разработку в 1984 году. Месторождение находится в Западно-Казахстанской области рядом с г. Аксай и в 150 км от г. Уральск. В 1997 году было заключено Окончательное соглашение о разделе продукции (далее – ОСРП), которое определило условия развития Карачаганака до 2038 г. Акционеры проекта: Шелл 29,25%, ЭНИ 29,25%, Шеврон 18%, Лукойл 13,5%, КМГ 10%. Шелл и ЭНИ являются единым Оператором проекта.
Карачаганак крупнейшее газоконденсатное месторождение в Казахстане, но отсутствие перерабатывающих мощностей на месторождении ограничивает возможности по производству и сбыту больших объемов газа.
В связи с чем, для поддержания добычи жидких углеводородов, сырой газ частично закачивается обратно в пласт, частично перерабатывается на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, в рамках долгосрочного контракта с «Казросгаз».
Так, с начала действия ОСРП на месторождении было добыто порядка 243 млн. тонн жидких углеводородов и 338 млрд. м3 газа. Обратная закачка газа в пласт за аналогичный период времени составила порядка 144 млрд. м3.
И наконец, нефтегазовое месторождение «Дунга» разрабатывается в рамках Договора о разделе продукции от 1 мая 1994 г. Месторождение административно входит в состав Тупкараганского района Мангистауской области.Акционеры: Оман Ойл Компани Лимитед — 20%, ПТТЕП Корпорейшн — 20%, Total E&P Dunga GmbH — 60%. С начала разработки по 2023 год объем добычи нефти составил 7,4 млн. тонн.
Каков текущий инвестиционный статус в перечисленные проекты по этим соглашениям о разделе продукции?
Кашаган находится на Фазе 1 – Опытно-промышленной разработки, в настоящее время добыча нефти составляет порядка 425 тыс. барр. в сутки или порядка 18 млн. тонн в год.
На протяжении последних 5-ти лет, Подрядчик реализует текущие небольшие капитальные проекты:
- проект переоборудования добывающих скважин в нагнетательные;
- проект по установке дополнительных ребойлеров на установках подготовки нефти;
- проект строительства новых сооружения по очистке воды;
- проект модернизации компрессоров закачки сырого газа на Острове Д;
- проект строительства газопровода для ГПЗ АО «НК «QazaqGas» на 1 млрд. м3.
Однако, данные проекты не приводят к значительному увеличению добычи нефти и в больше степени связаны с усовершенствованием текущей производственной инфраструктуры и повышением эффективности производства.
Основные ожидания Республики связаны с реализацией Фазы 2 и Полномасштабного освоения Кашагана, которые были представлены Подрядчиком в рамках Проекта разработки и предусматривали:
- Добычу 500 тыс. бнс к 2027 году в рамках Фазы 2А;
- Добычу 700 тыс. бнс к 2030 году в рамках Фазы 2Б;
- Добычу 900 тыс. бнс к 2036 году в рамках Фазы 2С;
- Добычу 1,100 млн. бнс к 2042 году в рамках Фазы 3.
К сожалению, данные прогнозы скорее всего не будут выполнены Подрядчиком в запланированные сроки, по причине того, что, по нашему мнению, была выбрана «рискованная» концепция освоения Кашагана – предусматривающая поставку сырого газа так называемой третьей стороне.
Тем не менее, Республика в рамках своей компетенции оказывает необходимую поддержку Подрядчику, от которого теперь зависит состоятельность представленных планов и прогнозов.
Карачаганак находится на стадии реализации проектов по поддержанию полки добычи нефти на уровне 11 млн. тонн в год. Своевременно санкционируются и реализуются крупные капитальные проекты. Это позволяет обеспечить своевременную модернизацию производственных мощностей и поддержания экономики как Карачаганакского проекта, так и Республики в целом.
Последние годы сопряжены с серьезными вызовами для всех индустрий, в т.ч. для нефтегазовой (пандемия 2020 г., с 2022 г. – геополитические проблемы). Тем не менее, за это время успешно и своевременно введены в эксплуатацию ряд крупных инвестиционных проектов: сняты производственные ограничения по газу и построен 4 компрессор обратной закачки газа. В настоящее время ведутся работы по реализации проектов расширения Карачаганак: ПРК-1А и ПРК-1Б.
Помимо этого, Республикой перед Оператором была поставлена задача по созданию перерабатывающих мощностей газа на Карачаганакском месторождении (ГПЗ мощностью до 4 млрд.м3/год). Необходимо подчеркнуть, что различные варианты строительства ГПЗ на базе сырья Карачаганака изучались многократно с 2002 г.
Однако, только в 2022 г. этот вопрос перешел в практическую плоскость. Газовая стратегия направлена на увеличение ресурсной базы Республики и переработки дополнительного объема газа для решения растущей потребности внутреннего рынка в товарном газе. Стандартный график по реализации проекта строительства ГПЗ занимает 6-7 лет с готовностью ввода его в эксплуатацию в 2030 г.
Вместе с тем, амбициозность поставленных задач заключатся в максимальном возможном ускорении технико-экономического обоснования проекта и принятия решения об инвестициях гораздо ранее, по сравнению со стандартными графиками. Сейчас данный проект на стадии подготовки технических спецификаций к базовому и детальному проектированию.
В отношении Дунги, 04 июля 2019 г. Республикой Казахстан и Контрактором подписано продление договора о разделе продукции проекта Дунга до 2039 г. В рамках продления ДРП Дунга до 2039 г. Контрактор взял на себя обязательства по реализации проекта Дунга Фаза-3, предусматривающие инвестиции в капитальные затраты (порядка 300 млн.), финансирование социально-инфраструктурных проектов, наращивание добычи до уровня 850 тыс. тонн/год и т.д.
Несколько дней назад в международных СМИ появилась информация о серьёзных разногласиях между Республикой Казахстан и инвесторами. Как Вы ее прокомментируете?
Этот вопрос довольно чувствительный и носит конфиденциальный характер, но я представлю вашим читателям общую картину. Согласно условиям СРП, Стороны – то есть Республика и Инвесторы, должны урегулировать любые возникающие разногласия по СРП в рамках международного арбитража.
Данная норма является правом для каждой из Сторон по СРП, и гарантией для инвестора, что все возникающие споры будут рассмотрены беспристрастно, не предвзято и по ним будет принято справедливое решение в международной юрисдикции.
Арбитражное разбирательство является рабочей практикой в торговых отношениях, а также в казахстанских проектах СРП. Как вы помните, ранее с начала 2000-х годов уже были инициированы и благополучно урегулированы несколько арбитражных исков по проектам СРП.
Что касается нынешнего состояния дел, по проектам СРП ведется в общей сложности 4 арбитражных иска, направленных как Подрядчиком против Республики, так и Республикой против Подрядчика. Ниже я перечислю их:
В 2020 году Акционерами Кашагана был инициирован Арбитраж против Республики в отношении неправомерности налоговой проверки, проводимой Министерством финансов. В данном иске Подрядчик оспаривает суверенное право Республики на проведение налоговой инспекции, согласно Налоговому кодексу. Арбитраж продолжается.
В 2022 году Акционерами Кашагана было инициировано экспертное разбирательство в отношении Годовой рабочей программы и бюджета на 2022 год. В данном иске Подрядчик оспаривает фундаментальное право Полномочного органа и Республики на утверждение Годовых рабочих программ и бюджетов и в результате которого приведет к существенному изменению баланса интересов СРП.
В 2023 году Республика назначила арбитра по ранее инициированному иску против Акционеров Кашагана в отношении неурегулированных споров за период с 2010 по 2018 гг. на общую сумму 13 млрд. долл. США.
В 2023 году Республика назначила арбитра по ранее инициированному иску против Акционеров Карачаганака в отношении неурегулированных споров за период с 2010 по 2019 гг. на общую сумму 3,5 млрд. долл. США.
Исторически стороны на разных уровнях прилагали попытки урегулировать данные разногласия. По истечении продолжительного времени, очевидно, что оставшееся «наследие» прошлых лет требует серьезных решений обеих сторон, а не только формальных выражений позиций по вопросу.
В виду отсутствия реальных инициатив со стороны Подрядчика, согласно процедурам ОСРП, мы вынуждены активизировать арбитраж по спорным вопросам в отношении исторических претензий Полномочного органа.
Как известно Арбитраж является общепринятым механизмом разрешения споров между сторонами в СРП. Подача иска в коммерческий арбитраж покажет перед мировым сообществом что Казахстан отстаивает свои интересы цивилизованно и как общепринято в западных странах через независимый форум.
Спасибо за подробный ответ. Какие дальнейшие намерения у Республики в отношении этих исков?
Как можно заметить, вышеперечисленные иски делятся на 2 основные группы.
- Иски, инициированные инвестором и
- Иски, инициированные Республикой.
По первой группе исков, это связано с проектом Кашаган. Там мы наблюдаем иски против Налоговых органов, Полномочного органа.Что касается исков, инициированных Республикой, то все они связаны с операционной деятельностью проектов СРП, спорами, возникшими в ходе операционной деятельности и не нашедшими своего решения. Иски с казахстанской стороны касаются периодов 2010-2018 гг., к урегулированию которых Подрядчики не проявили желания. Мы со своей стороны, никогда не закрывали дверь для переговоров и урегулирования, однако в отсутствии конструктивного движения, были вынуждены принять ряд юридических шагов.
Как, по мнению полномочного органа, можно урегулировать эти спорные вопросы?
Участникам проекта, безусловно известно, что Республика открыта к диалогу для урегулирования спорных вопросов путем переговоров. Вместе с тем, для выстраивания конструктивного диалога нужны две стороны. Взаимное уважением, учет интересов и сотрудничество, является залогом успеха.
Так, Республика оценивает иски, инициированные Подрядчиками Кашагана как агрессивный и неоправданный шаг, поскольку мы не наблюдаем подобной тактики по Дунге и Карачаганаку.
В отношении Кашагана необходимо подчеркнуть один немаловажный факт, произошедший в 2022 году. В августе 2022 года производство на месторождении Кашаган было полностью остановлено по причине аварии на газожидкостном сепараторе (входной газосепаратор/слаг-кетчер) на заводе «Болашак».
Республика уделяет особое внимание стабильной работе месторождения Кашаган, являющегося нашим стратегическим активом, особенно в свете 10-ти летних задержек в вопросе начала Кашаганской коммерческой добычи. Большие вопросы вызывает факт аварии сразу после завершения капитального ремонта завода «Болашак». Потери в добыче нефти на тот момент составили порядка 2,5 млн. тонн.
При всем этом, Подрядчики до сих пор не предоставили отчет о причинах аварии, а работы по ремонту слаг-кетчера ведутся в рамках неодобренных контрактов и бюджетов, что само по себе является грубым нарушением положений СРП.
Данные обстоятельства вносят определенное непонимание в текущий характер взаимоотношений Республики и Подрядчика проекта Кашаган.
Что касается исков Республики, учитывая характер спорных периодов, повторюсь, речь идет о 2010-2018 гг., то здесь речь идет об отсутствии заинтересованности Подрядчиков к серьезному диалогу по данным вопросам.
Мы понимаем, что это длительный и нежелательный процесс для всех сторон, который может затянуться на несколько лет. Однако, данный вопрос затрагивает фундаментальные принципы и процедуры ОСРП, поэтому Республика со всей серьезностью относится к данному вопросу.
В свою очередь, если со стороны Подрядчика будет разумное предложение, прежде всего это касается Карачаганака, то Республика внимательно и всесторонне его рассмотрит.
Благодарим за подробный обзор текущего состояния по проектам СРП и информацию по позиции казахстанской стороны. Желаем Вам успехов и достижения всех поставленных целей.