Эксперт: Цифровизация может успешно применяться в одной компании, а в другой просто не заработать

10 июля состоялась первая онлайн-дискуссия Atyrau Hub Talks, на тему «Современные тренды цифровизации в нефтегазовой отрасли». В ходе мероприятия выступил эксперт в нефтегазовой отрасли Жандос Жылкайдаров.

По его словам, ещё 20 лет назад слово «цифровизация» в Казахстане не было так популярно как сейчас. Первые умные месторождения появились относительно недавно. Например, один из первых образцов цифровизации в нефтянке произошёл в 2006 году, когда компания Shell внедрила цифровые технологии на месторождении в Брунее (Юго-Восточная Азия).

По прошествии многих лет цифровые решения всё глубже проникают в бизнес-процессы нефтегазовых компаний.

И этот тренд не обходит стороной и Казахстан, где цифровые технологии используются во всех сегментах, начиная с геологоразведки, разработки, добычи и заканчивая нефтепеработкой и химией.

«Новые технологии активно развиваются потому что ухудшается сырьевая база и растёт конкуренция на мировых рынках. Компаниям приходится находить новые решения, позволяющие осваивать тяжёлые запасы — тризы, шельфовые углеводороды», — объясняет Жандос Жылкайдаров стремление нефтекомпаний развивать цифровые технологии.

При этом уровень цифровой зрелости в казахстаснких компаниях очень разный. Эксперт рассказал, что перед тем как внедрять цифровые технологии нужно определить насколько компания готова к цифровизации. Например, у некоторых компаний недостаточный уровень развития автоматизированных систем управления технологическими процессами и управление производственными процессами.

«Вторым важным моментом является уровень цифровой грамотности, который зачастую весьма низкий в Казахстане. Сотрудники должны иметь аналитические навыки и понимание, как IT-технологии могут помочь в достижении целей. Потому что задачу ставит бизнес, а IT предлагают решение. Но они должны работать в тандеме. Тогда и будет результат», — считает эксперт.

Третьим важным моментом является отсутствие должной IT-инфраструктуры. Без необходимой IT-инфраструктуры внедрение цифровых технологий будет бесполезно. Без достаточного бюджета невозможно внедрять везде цифровые технологии. Необходимо разумное финансирование, особый подход чтобы получить нужный эффект и оправдать вложенные инвестиции.

Не все компании в стране проводят активную цифровизацию. Например, крупные проекты — Тенгиз, Кашаган, Карачаганак обладают достаточно высокими цифровыми технологиями, поскольку у этих месторождений есть зарубежные партнеры Shell, ENI, ExxonMobil.

С другой стороны компании «Жайык мунай», «Каспийнефть», в которых есть зрелые месторождения, низкорентабельные, высоко оводнённые, с большим фоном скважин. В таких компаниях нужно осторожно заниматься подбором и поиском технологий.

«Софт на нашем рынке в основном произведены компаниями «Schlumberger», «Halliburton». Они хорошо зарекомендовали себя, недропользователи так привыкли к их софту, что не представляют возможность заменить их на отечественные. Может и есть какие-то казахстанский софт, но я не видел, чтобы они были альтернативой иностранному. Однако надо работать, надо всё равно заниматься инновациями», — говорит Жылкайдаров.

В Казахстане есть молодые инженеры, которые разрабатывают и предлагаюют новые решения в  Big Data. Они же предлагают технологии по моделированию месторождений.

Но в отечественные технологии пока не так развиты и поэтому со стороны компаний на их небольшой спрос.

«Существуют цифровые технологии, которые применяются для оптимизации добычи и для обеспечения безопасности. К примеру, в таких российских компаниях как «Газпром», «Роснефть», «Татнефть», «Лукойл» уже есть программы интеллектуального месторождения и цифрового месторождения. Они успешно это внедряют. Все это начинается с внедрения телеметрии, телемеханики, чтобы в режиме онлайн мониторить и контролировать состояние добычи и функция скважин», — рассказывает эксперт.

В Казахстане «Казмунайгаз» имеет программу интеллектуального месторождения. Уже в рамках программы созданы визуалиционные центры, телемеханика и телеметрия. Также есть цифровое интегрированное моделирование именно в процессе управления разработки. Это единая цифровая модель месторождения, предназначенная для оптимизации каждого объекта как в совокупности, так и в отдельности. Будь это пласт, скважина или поверхностное обустройство. Что это даст?

Интегрированное моделирование поможет идентифицировать узкие места, симулировать разные сценарии разработки месторождения, оперативно анализировать и оптимизировать системы за счёт проработки различных вариантов.

У каждого недропользователя есть программа. Например, компания решила пробурить 100 скважин. Владелец компании должен уже знать, как повлияют 100 скважин на общую добычу для поддержания производства. Сколько нужно потратить на обустройство месторождения. Сколько необходимо оборудования для расширения технологического процесса добычи. Такие сценарии можно разработать и просимулировать с помощью интегрированного моделирования.

В качестве успешных кейсов Жандос Жылкайдаров называет опыт в «Газпромнефти» и «Татнефти».

Например, в рамках интеллектуального месторождения там было внедрено цифровое моделирование в процессе управления. На месторождениях были пробелмы — большое количество месторождений, то есть сложности при организации работ, большой объём воды, необходимо эту воду обратно закачивать для поддержания давления. Все эти проблемы успешно решаются.

Говоря о компании «Жулдыз», разрабатывающей программы. Жандос Жылкайдаров отметил недоработки, имеющие место быть в программах компании.

«Жулдыз» не может быть альтернативой «Эйклипса». Необходимо доработать там ряд вещей, отсутствует много функций. Как сами разработчики рассказывают, необходимо финансировать такие технологии. В любом случае «Жулдыз лет через пять покажет свою эффективность», — делится мнением Жылкайдаров.

В настоящее время фонд «Самрук-Казына» финансирует цифровые проекты по добыче, разработке и переработке нефтепродуктов. При этом уровень автоматизации не везде одинаковый. Есть компании, где уровень автоматизации 80%, а где-то 90%. Поэтому везде применить технологии невозможно. Так как цифровизация может успешно применяться в одной компании, а в другой просто не заработать.