Готов ли Баку принять казахстанскую нефть

Казахстану придется найти альтернативные маршруты экспорта нефти, даже если система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будет работать бесперебойно, поскольку республика планирует увеличить добычу углеводородов.

«Если мы сегодня планируем порядка 85-87 млн тонн годовой добычи, то к 2024 году уровень добычи составит уже 100 млн и даже 103-107 млн. В случае обнаружения новых запасов также может быть рост. Поэтому нам неизбежно придется решать вопросы по наращиванию наших транспортных возможностей», — говорит министр энергетики Болат Акчулаков.

По его словам, есть два основных направления, куда можно отгружать экспортную нефть: первое — в Китай, если восточный сосед согласится нарастить объемы закупок, и второе — через Каспий (в Европу). Есть также возможности поставлять в Иран по своп-операциям, в небольших объемах — до 5 млн тонн.

Напомним, что в этом году прокачка нефти по КТК, по которому идет около 80% экспорта (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак), несколько раз снижалась. В марте на месяц была приостановлена работа двух из трех выносных причальных устройств морского терминала в Новороссийске, якобы, поврежденных из-за шторма. В июне на 10 дней была приостановлена эксплуатация двух причальных устройств из-за устранения минной опасности. В начале июля Приморский суд решил приостановить работу КТК на 30 суток по иску Ространснадзора. Однако затем краевой суд заменил приостановку деятельности штрафом в 200 тыс. рублей.

Тогда же, 7 июля президент Касым-Жомарт Токаев заявил о важности диверсификации поставок нефти и назвал приоритетным направлением экспорта Транскаспийский маршрут. Он поручил НК «КазМунайГаз» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству и АО «Самрук-Казына» было дано задание увеличить мощности нефтепроводов «Атырау — Кенкияк» и «Кенкияк — Кумколь», трансформировать порты на Каспии и укрепить морской флот.

Мерси, Баку

Транскаспийский маршрут выбран основным направлением, поскольку он дает возможность выхода на премиальный рынок Европы. Ежегодно страны этого континента закупают свыше 50 млн тонн казахстанской нефти (более 73% всего экспорта из республики). В этом отношении наиболее подходящим вариантом является транспортировка нефти через трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД). Нефтепровод сейчас работает не в полную силу. При проектной годовой мощности в 60 млн тонн, фактически, в прошлом году по нему было отгружено всего 26 млн тонн нефти. В Азербайджане, где берет начало трубопровод, наблюдается снижения производства нефти: добыча упала с более чем 1 млн баррелей в сутки (б/с) в 2010 году до 0,74 млн б/с в 2021-м, примерно, на 30%. К тому же БТД строился с расчетом на транспортировку не только азербайджанской, но и всей каспийской нефти (в пределах возможностей). Однако, насколько выгодно сейчас экспортерам отгружать сырье через этот трубопровод и готовы в Баку принять казахстанскую нефть?

В пресс-службе бакинского офиса компании BP, которой принадлежит 30,1% доли участия в консорциуме, владеющем БТД, пояснили Petrocouncil, способен ли трубопровод принять объемы нефти из Казахстана.

Так, по словам вице-президента BP по Каспийскому региону Бахтияра Асланбейли, по БТД в основном транспортируется нефть с блока Азери-Чираг-Гюнешли и конденсат с месторождения Шах-Дениз. Кроме того, по этому трубопроводу транспортируются небольшие объемы Каспийской региональной смеси нефти, которые поступают от грузоотправителя на основании соглашения о транспортировке. BP сообщает, что по трубопроводу продолжает транспортироваться нефть из Туркменистана, с октября 2013 года возобновлена отгрузка некоторых объемов тенгизской нефти из Казахстана. С момента ввода в эксплуатацию в июне 2006 года до конца второго квартала 2022 года по БТД было перевезено в общей сложности 3,87 млрд баррелей (более 516 млн тонн) нефти.

В настоящее время у трубопровода имеется достаточная резервная пропускная способность для приема дополнительных объемов нефти третьих сторон, однако технические и коммерческие аспекты такого соглашения о транспортировке должны быть сначала согласованы с поставщиком и грузоотправителями, а затем с консорциумом, говорит Асланбейли.

Между тем, в пятницу, 12 августа Reuters сообщил, что в сентябре Казахстан начнет экспортировать часть своей нефти через Азербайджан в обход России. Источники агентства рассказали, что КазМунайГаз ведет переговоры с торговым подразделением азербайджанской государственной компании SOCAR о разрешении на прокачку 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год через азербайджанский трубопровод. Окончательный контракт должен быть подписан в конце августа, а отгрузка нефти по БТД начнется через месяц. Объем в чуть более 30 тыс. б/с является ничтожным по сравнению с обычными 1,3-1,4 млн б/с, которые проходят через КТК, отмечает агентство.

Еще 3,5 млн тонн нефти в год из Казахстана могут начать поступать в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский черноморский порт Супса.

В сочетании с потоками БТД общий объем казахстанской нефти будет чуть более 100 тыс. б/с, или 8% от экспорта по нефтепроводу КТК. По утверждению агентства, маркетинговое подразделение компании «Тенгизшевройл» отдельно ведет переговоры об экспорте по трубопроводу и железной дороге.

По сообщению агентства, трубопровод БТД также может быть вариантом для ТШО, но экспорт по нему может начаться не раньше шести месяцев. Компания уже начала перенаправлять небольшой объем нефти по железной дороге в грузинский порт Батуми в апреле, когда из-за урагана часть терминала КТК вышла из строя. ТШО заказывает больше железнодорожных перевозок, и они могут увеличиться в сентябре или октябре.

Перенаправление нефти в БТД означает, что Казахстану придется полагаться на флот небольших танкеров для перевозки нефти через Каспийское море в Баку из порта Актау, который имеет ограниченные запасные мощности. Еще один фактор, препятствующий быстрому согласованию маршрута, качество нефти. Основной казахстанский сорт CPC Blend представляет собой легкую высокосернистую нефть, продаваемую со значительной скидкой по сравнению с флагманским азербайджанским сортом BTC, который представляет собой средний, малосернистый сорт, который легче перерабатывать.

В Reuters отметили, что экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок, или примерно 1,4 млн б/с.

Сравнение в пользу…

В прошлом году по КТК было отгружено более 60,7 млн тонн нефти (на 3% больше показателя предыдущего года). Из них свыше 53 млн 71 тыс. тонн казахстанского, около 7,6 млн тонн — российского сырья. Наибольшие объемы поступили с месторождений Тенгиз (26,5 млн тонн), Карачаганак (10,2 млн) и Кашаган (15,7 млн).

C 2001 года по 9 января 2022 года включительно через нефтепроводную систему Тенгиз-Новороссийск на мировые рынки было поставлено около 767 млн тонн углеводородного сырья, из них 669 млн тонн нефти из Казахстана, и более 98 млн тонн — России.

В 2019 году акционеры КТК приняли решение о реализации программы устранения узких мест. На казахстанском участке трубопровода будут модернизированы насосные станции, вспомогательные системы НПС «Тенгиз», «Атырау», «Исатай» и «Курмангазы». После выполнения всех работ нефтепровод сможет прокачивать в год 83 млн тонн нефти: из Казахстана — 72,5 млн, России — 10,5 млн. В течение 2021-2023 годов КТК планирует выделить на реализацию программы около $600 млн.

Несмотря на все недостатки, эксперты считают, что КТК останется самым оптимальным маршрутом для экспорта казахстанской нефти: как по скорости доставки до мировых рынков, так и стоимости прокачки ($38 за 1 тонну).

В то время, как транспортировка по БТД (если сегодня начать использовать этот маршрут) обойдется в $90 за 1 тонну. Сюда входит стоимость транспортировки нефти по железной дороге из Атырау, куда доставляется нефть с Тенгиза, Карачаганака и Кашагана, до порта в Актау, а оттуда до БТД. Сюда входит и тариф в размере $32 за 1 тонну за прокачку нефти по трубопроводу.

Есть вариант с возобновлением проекта «Казахстанской Каспийской транспортная система» (ККТС), но он требует больших инвестиций. В 2007 году под этот проект был создан консорциум с участием КМГ, Chevron, ExxonMobil и ряда других иностранных компаний. Проект предусматривал строительство нефтеперекачивающей станции на Тенгизе, магистрального нефтепровода «Тенгиз-Опорный-Узень-Актау», нефтяного терминала и нового порта в Курыке, а также реконструкцию и расширение порта Актау. На начальном этапе мощность маршрута составила бы 25 млн тонн нефти в год с возможностью расширения в будущем до 56 млн тонн. Стоимость проекта оценивалась в $5 млрд, половина из которых нужно было потратить на строительство нефтепровода «Ескене-Курык», по которому отгружалась бы нефть из Кашагана.