Столичный госаудит выявил у одной из «внучек» фонда «Самрук-Казына» растрату 15,4 млрд тенге, выделенных на строительство ветряной электростанции (ВЭС).
Речь идет о компании «Ereymentau Wind Power» (EWP), принадлежащей АО «Самрук-Энерго». Предприятие в 2020 году заключило договор с неким ТОО «Олимп Транс Сервис» на строительство ВЭС в районе города Ерейментау мощностью 50 МВт и стоимостью свыше 26 млрд тенге.
Период строительства должен был продлиться 17 месяцев, до июня 2021 года. Но подрядчик до сих пор не выполнил обязательства. Хотя получил аванс в размере 15,4 млрд тенге. Выяснилось, что заказчик даже не потребовал возврата средств, которые, к слову, являются заемными. В 2019 году EWP получил от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в кредит 23,2 млрд тенге на строительство вышеназванной ВЭС. При этом мощность станции в дальнейшем должна была вырасти до 300 МВт. То есть крупнейший энергетический проект загублен, даже не начавшись.
Как в целом в Казахстане развивается отрасль возобновляемых источников энергии (ВИЭ)? Кто финансирует строительство таких электростанций? Какие меры государственной поддержки предусмотрены для инвесторов? Сколько на сегодняшний день республика вырабатывает электроэнергии за счет ВИЭ и каковы планы на будущее?
Много угля и не только
Казахстан обладает большими запасами углеводородных ресурсов: угля, нефти и газа. Но их применение в качестве топлива при выработке электроэнергии с каждым годом будет снижаться. Использование ископаемого топлива в энергопроизводстве приводит к увеличению парниковых газов, выбросы которых ведут к повышению температуры на планете. Поэтому большинство стран мира договорились постепенно сокращать потребление углеводородных энергоресурсов, и в дальнейшем полностью отказаться от них. Эта договоренность обозначена в двух основных международных документах — Киотском протоколе и Парижском соглашении о климате. Наша республика принимает участие в обеих конвенциях.
На сегодня отрасль ВИЭ регулируется несколькими нормативными документами. Первый — закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», принятый в июле 2009 года, второй — Концепция по переходу РК к «зеленой экономике», утвержденная указом президента в мае 2013 года. Позднее этот закон подвергался поправкам, но целевые индикаторы не измелись — к 2020 году доля альтернативных и возобновляемых видов энергии в энергобалансе страны должна составить 3%, в 2030 году — 15%, 2050-м — 50%. Республика хочет к 2060 году достичь углеродной нейтральности и утвердила соответствующую стратегию.
Сегодня около 67% электроэнергии в стране вырабатывается на угле, еще 21,5% — на газе. Гидроэлектростанции (ГЭС) производят 7,3% электроэнергии, ВИЭ — 4,5%. То есть более 88% электричества республика получает за счет ископаемого топлива, и примерно 12% — благодаря возобновляемым источникам, если к таковым отнести и крупные ГЭС.
Теоретически, задача выполнима, если использовать весь потенциал ВИЭ, которым страна обладает. И на первый взгляд, темпы ввода в эксплуатацию новых мощностей чистой энергии высокие. С 2014-го по 2022 год, согласно сведениям Министерства энергетики, количество станций, работающих на ВИЭ, увеличилось с 26 до 139 единиц, а их установленная мощность выросла с 177,5 МВт до 2,6 ГВт. При этом основная доля — почти 2,4 ГВт — приходится на солнечные и ветряные электростанции, оставшаяся часть — на малые ГЭС (до 25 МВт) и биогазовые электростанции.
Казахстанские и международные эксперты, изучившие возможности страны по возобновляемым источникам энергии, отмечают высокий потенциал именно ветровой и солнечной энергии. К примеру, эффективный потенциал использования энергии ветра для Казахстана оценивается в 14,8 ГВт для зон со среднегодовой скоростью ветра более 8 метров в секунду (м/c) с общей площадью 1400 квадратных километров. При этом коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) составляет 31-50%. Это довольно высокий уровень для ВИЭ. Наибольший потенциал для освоения энергии ветра, как выяснилось, имеет Алматинская область.
Эксперты считают «достаточно великим» и ресурсный потенциал солнечной энергии. В среднем количество солнечных часов в Казахстане составляет от 2200 до 3000 в год, а энергия солнечного излучения — около 1620 кВт*ч на 1 кв. м в год. Однако КИУМ солнечных электростанций в республике не превысит 20-21%, отмечают специалисты.
В итоге, они пришли к выводу, что с экономической точки зрения солнечные электростанции выгоднее строить в Туркестанской, Жамбылской, Кызылординской и Алматинской областях, а ветряные — Акмолинской, Северо-Казахстанской, Мангистауской, Туркестанской и Алматинской.
Но реальная статистика оказалась немного иной по сравнению с прогнозом. Так, наиболее высокий показатель КИУМ на уже введенных в эксплуатацию ВЭС оказался в Атырауской области — 45%, на СЭС — в Алматинской — 25%. Средний показатель по стране: ВЭС — 24%, СЭС — 16%.
Кто и как финансирует
В Казахстане за 2011-2020 годы, согласно оценкам PwC, в строительство ВИЭ вложено около 628,5 млрд тенге. Нередко в такие проекты инвестируют специализированные дочерние предприятия нефтегазовых компаний. В последние годы инвесторы и финансовые учреждения все чаще стремятся «декарбонизировать» свои портфели, перенаправляя инвестиции в поддержку чистой энергии. Банки тщательно изучают новые проекты на соблюдение зеленой экономики. Все это оказывает поддержку сектору ВИЭ.
Финансированием «зеленых» проектов в республике занимаются больше всего банки развития. Крупнейшим кредитором является ЕБРР, выдавший займов на 162 млрд тенге, на втором месте Банк развития Казахстана (67 млрд), а на третьем — Банк развития Китая (29 млрд). При этом наиболее распространена схема финансирования, когда 70% стоимости проекта реализуется за счет заемных средств.
Если считать по количеству, то почти две трети всех проектов реализованы казахстанскими инвесторами. Если же смотреть на установленную мощность, то на долю станций, построенных местными предприятиями, приходится 41% от общеустановленной мощности объектов. Из этого эксперты делают вывод, что иностранные инвесторы чаще всего заинтересованы в реализации крупных проектов.
С 2018 года отбор проектов ВИЭ проходит через аукционы. Минэнерго ежегодно разрабатывает график проведения торгов, и выставляет на аукцион около 250 МВт необходимой мощности. В ведомстве считают, что такой метод дает возможность планомерно развивать рынок ВИЭ и привлекать инвестиции. В лотах указывается необходимое количество и тип электростанций, объемы их мощностей, а также регионы расположения.
На сегодняшний день самые большие установленные мощности по ВИЭ имеет Акмолинская область — более 508 МВт, 408 из которых дают ветряные электростанции, 100 — солнечные. На втором месте по этому показателю Жамбылская область — почти 441 МВт, более 250 — за счет солнца, около 176 — ветра. На третьем Алматинская область — 371 МВт, 160 — СЭС, 146 — ВЭС.
Меры господдержки
Республика предоставляет инвесторам ряд преференций и меры государственной поддержки при строительстве объектов ВИЭ. В частности, при заключении сделки на строительство станции государственная компания «Расчетно-финансовый центр» (РФЦ) подписывает оффтейк-контракты с инвесторами, в рамках которых обязуется в течение 15-20 лет покупать всю произведенную электроэнергию по зафиксированной по итогам торгов цене.
Компания «KEGOC», управляющая единой энергосистемой, обязуется подключать объекты ВИЭ к сетям, осуществлять техническое обслуживание, отдавать приоритет при диспетчеризации электроэнергии от ВИЭ.
Кроме того, проводится ежегодная индексация аукционных цен с учетом инфляции и изменения курса валюты. Инвесторы ВИЭ-проектов освобождаются от таможенных пошлин, НДС при импорте, имущественного, земельного и корпоративного подоходного налогов, а также им предоставляются государственные натурные гранты. При этом благодаря удешевлению стоимости строительства объектов ВИЭ тарифы на электричество от них продолжает снижаться из года в год.
С 2014 по 2017 годы действовали фиксированные тарифы на электроэнергию от ВИЭ в местной валюте. С инвесторами, реализовавшими или начавшими реализацию проектов за этот период, РФЦ заключил контракты по фиксированным тарифам. Так, при выработке электроэнергии на ветряных электростанциях тариф составляет 59,7 тенге за кВт*ч, солнечных — 34,61 тенге, на малых ГЭС — 16,71 тенге, биогазовых установках — 32,23 тенге. Отдельный тариф в 59,7 тенге за 1 кВт*ч был установлен для ВЭС «Астана EXPO-2017» мощностью 100 МВт, введенной в эксплуатацию в 2019-2020 годах. Владелец станции компания «ЦАТЭК Green Energy».
С введением в 2017 году механизма аукционов цена устанавливается в ходе торгов. Средний тариф по контрактам, заключенным по итогам торгов в прошлом году: для СЭС — 16,95 тенге/кВт*ч, ВЭС — 15,76 тенге/кВт*ч. Как видно, стоимость электроэнергии заметно снизилась.
Еще одна значимая мера поддержки отрасли — обязательство так называемых «условных потребителей» покупать у РФЦ всю электроэнергию, произведенную с использованием ВИЭ. К таким потребителям относятся: энергокомпании, использующие уголь, газ, серосодержащее сырье, нефтепродукты и ядерное топливо, предприятия-импортеры электричества, а также ГЭС с установками, расположенными в пределах одного гидроузла, общей мощностью более 35 МВт, за исключением введенных в эксплуатацию после 1 января 2016 года.
Как улучшить
Тем не менее, участники рынка считают, что есть множество моментов, которые нужно улучшить, чтобы увеличить возможности ВИЭ. К примеру, одна из главных проблем сектора — нестабильность производства, отсутствие солнца и ветра сразу приводят к снижению выработки электроэнергии. Решать эту проблему можно несколькими путями, в том числе создавая рынок балансирующей мощности и систему накопления электроэнергии.
Специалисты считают, что необходимо развивать маневренные мощности, увеличивать гибкие источники, к которым относятся газовые электростанции и ГЭС или же строить накопители электроэнергии. Отсутствие таких мощностей ограничивает рост ВИЭ. Чем выше доля ВИЭ в энергобалансе, тем больше нужно резервных мощностей, которые будут покрывать спрос при снижении выработки от возобновляемых источников.
Инвесторы также отмечают, что системный оператор при подключении к сетям требует от объектов ВИЭ самим находить балансирующие мощности, то есть предлагая строить накопители. Хотя это не предусмотрено в законодательстве. KEGOK объясняет это дефицитом балансирующих мощностей в энергосистеме Казахстана. При этом установка накопителей к существенному удорожанию проектов.
Еще один вопрос — какие будут цены после того, как закончатся сроки действия договоров по гарантированному выкупу электроэнергию от ВИЭ. Уже к началу 2030-х надо будет решить этот вопрос. Эксперты считают, что без увеличения тарифов на электроэнергию сложно будет решить эту проблему. При этом необходимо повышать платежеспособность потребителя, предусмотреть субсидии для уязвимых членов общества.
Проблему нехватки резервных мощностей можно также решить через стимуляцию осознанного потребления. Она подразумевает, что крупные потребители на определенное количество часов в сутки в обмен на экономические стимулы (денежное вознаграждение) ограничивают потребление электроэнергии. Это широко применяемый во всем мире механизм снижения нагрузки на мощности, и он обойдется намного дешевле, чем строительство маневренных станций. При этом потребители принимают участие в процессе, и в какой-то мере управляют рынком. Сейчас во всем мире наблюдается резкий рост потребления электроэнергии. Понятно, что в дальнейшем никаких полезных ископаемых не хватит, чтобы удовлетворить растущий спрос и выход из ситуации видится только в наращивании производства возобновляемых источников энергии.