Как казахстанские НПЗ справляются с летним топливным спросом

В Казахстане в первой половине 2023 года наряду с ростом производства бензина снизился выпуск дизельного топлива, мазута и авиакеросина.

С января по июнь этого года казахстанские заводы переработали 8,9 млн тонн сырой нефти (-1,5%), выпустив 7,1 млн тонн нефтепродуктов или на 2,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (согласно сведениям Минэнерго).

При этом выпуск бензина увеличился на 5%, до 2,6 млн тонн. Но по остальным основным видам нефтепродуктов зафиксировано снижение показателей: дизтоплива – на 0,9% (до 2,6 млн тонн), мазута – на 7% (до 1,3 млн тонн), авиатоплива – на 17% (до 296 тыс. тонн).

Летний аврал

Снижение производства связано, в частности, с проведением плановых ремонтных работ на Шымкентском (с 15 марта по 7 апреля) и Павлодарском заводах (с 20 июня по 17 июля). Тогда АО «НК «КазМунайГаз» сообщил, что на трех своих казахстанских заводах в январе-июне переработал чуть более 7 млн тонн нефти – всего на 5 тыс. тонн меньше, чем годом ранее. Больше всех сократил производство Шымкентский завод – на 9,1%. Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) снизил переработку на 2,4%, тогда как Атырауский НПЗ, наоборот, увеличил показатели на 7,5%.

В первом полугодии большого ажиотажа или жалоб на нехватку ГСМ по стране, пожалуй, не было. За исключением небольшого периода в начале июля, когда на Шымкентском НПЗ был внеплановый ремонт (с 3-го по 14-е): вновь вышел из строя отремонтированный весной теплообменник установки каталитического риформинга. Из-за этого выпуск бензина АИ-95 был прекращен.

Несмотря на то, что КМГ пообещал, что недопроизводство будет компенсировано увеличением выпуска на АНПЗ, топливо из Атырау в южные регионы доставить не успели.  АНПЗ с 3 по 6 июля тоже временно вышел из строя из-за аварийного отключения электроэнергии со стороны МАЭК.

После этого министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев заявил, что «в Казахстане наметился тренд на появление дефицита бензина марки АИ-95», что связано с ремонтами на Шымкентом и Атырауском НПЗ. Так что начало июля было поистине «жарким» для переработчиков, и этого периода хватило, чтобы образовался дефицит топлива на юге Казахстана. Впрочем, в национальной компании общественность успокоили заявлением, что бензина достаточно, и он просто в пути.

«Да, приходят сообщения, что на некоторых заправках наблюдается отсутствие АИ-95. Это, в первую очередь, связано с логистикой. Потому что, допустим, доставка ГСМ с запада в южные регионы может занять две недели. То есть сам продукт есть, он сейчас находится в движении, на подходе», — сказал 17 июля заместитель председателя правления АО «НК «КМГ» Дмитрий Макеев.  

Тем не менее, Минэнерго заявило, что крупные сети АЗС (QazaqOil, Helios, Sinooil, Газпромнефть, Gasenergy) могут импортировать АИ-95, чтобы покрыть недостающие объемы внутреннего производства. В воскресенье, 6 августа, ведомство отметило, что горючее с казахстанских НПЗ, по мере выработки и заявок, оплаты и подачи железнодорожных вагонов, направляется в регионы, – то есть поставки практически стабилизировались. Но возможны задержки из-за роста грузоперевозок (стройматериалы, продукты питания и др.) по железной и автомобильной дорогам, а также пассажиропотока в летний период. Всё вышеуказанное вместе с повышенным потреблением топлива может приводить к временным ограничениям на АЗС до момента доставки его бензовозами с нефтебазы.

Однако летний сезон в самом разгаре, уже начинается уборка урожая, поэтому дефицит все еще может случиться. Минэнерго на осенние уборочные работы выделило 426 тыс. тонн дизтоплива по льготной цене (15% ниже рыночных). При этом правительство подстраховалось и ввело все возможные виды запретов на вывоз бензина, дизтоплива и некоторых видов нефтепродуктов, что, впрочем, не помешало экспорту.

Мазут и керосин

Согласно данным Бюро национальной статистики, за январь-май этого года за границу продано свыше 45 тыс. тонн дизтоплива в виде газойля, что на 54% больше, чем годом ранее. Больше всех закупил Азербайджан – 25,5 тыс. тонн, на втором месте Кыргызстан – 5,7 тыс. тонн, на третьем Таджикистан – 5 тыс. тонн. Из дальнего зарубежья 3,3 тыс. тонн приобрела Дания. При этом импорт такой продукции в республику за этот же период вырос более чем в 8 раз – с 23,2 тыс. тонн в прошлом году до 194,4 тыс. тонн в этом.

Экспорт мазута за пять месяцев этого достиг почти 1,1 млн тонн, что на 32% выше, чем за аналогичный период прошлого года (826 тыс. тонн). Самыми крупными импортерами казахстанского мазута стали Нидерланды (731,3 тыс. тонн), Турция (174,3 тыс. тонн), Азербайджан (58,6 тыс. тонн) и Дания (57,3 тыс. тонн). Импорта мазута в стране не зафиксировано.

По прогнозу Argus, железнодорожный экспорт мазута с крупных НПЗ Казахстана в этом году может достичь 2,2 млн или 2,5 млн тонн по сравнению с 2,19 млн тонн – в 2022-м и 1,61 млн тонн – в 2021-м. В агентстве считают, что отгрузки увеличатся на фоне ожидаемого роста производства мазута до 2,84 млн тонн, с 2,81 млн тонн – в 2022 году и 2,41 млн тонн – в 2021-м. Хотя, как было отмечено выше, производство в первом полугодии сократилось.

От продажи дизтоплива казахстанские экспортеры выручили свыше $26,1 млн – это на 50% больше, чем годом ранее. А экспорт мазута производителям принес $461,4 млн, что на 22,5% больше, чем за январь-май прошлого года.

Также более чем в два раза вырос экспорт керосина – до 5,8 тыс. тонн. А импорт этой продукции превысил 123 тыс. тонн – рост в пять раз.

При этом экспорта бензина за прошедшие пять месяцев не было. Зато его импорт вырос более чем в пять раз – до 2,3 тыс. тонн.

По данным Argus, в прошлом году Казахстан только в апреле экспортировал бензин марки АИ-92. Основной объем вывозился в порты стран Балтии: в направлении Вентспилса – 19,8 тыс. тонн, Палдиски – 1,9 тыс. тонн.

На внутреннем рынке, с января по май этого года, было реализовано около 2,2 млн тонн бензина (рост на 7%), 2,4 млн тонн дизтоплива (+10%), 364 тыс. тонн керосина (+13%) и 263 тыс. тонн мазута (снижение на 53%).

Спрос выше предложения

В феврале Минэнерго прогнозировало рост потребления в этом году как бензина, так и дизтоплива. Ведомство полагает, что спрос на бензин внутри страны вырастет на 1,6%, до чуть более 5 млн тонн. Тогда как его производство упадет с прошлогодних рекордных 5 млн до 4,8 млн тонн.

Что касается дизтоплива, то специалисты министерства ожидают роста его потребления на 4,2%, до 5,8 млн тонн. А производство этой продукции, наоборот, должно упасть – почти на 3%, до чуть более 5,1 млн тонн.

Снижение производства в ведомстве связывают опять-таки с остановками на плановый ремонт всех трех крупных НПЗ. Тогда как в прошлом году завод в Шымкенте не останавливался на профилактику.

Таким образом ожидается, что республика не сможет собственной продукцией покрыть внутренний спрос по этим двум основным видам моторного топлива. Избежать дефицита планируется за счет импорта российской продукции, и уже есть договоренность о возможной покупке 850 тыс. тонн дизеля из РФ.

Впрочем, в первом полугодии импорт российского топлива в Казахстан шел с ограничениями. В июне на казахстанско-российских железнодорожных пунктах Канисай и Карталы наблюдалось скопление вагонов. Как отметили участники рынка, ряд компаний испытывали трудности с оформлением отгрузок ввиду простоя вагонов и нехватки локомотивов.

По сведениям Argus, в первой половине июня железнодорожный экспорт нефтепродуктов с российских заводов в Казахстан по сравнению с маем сократился более чем в два раза – до 2,31 тыс. тонн в сутки (т/с). Наиболее заметно уменьшились поставки дизтоплива.

При этом отмечается, что казахстанские компании сформировали резервы светлых нефтепродуктов в преддверии профилактических работ на ПНХЗ, в результате чего возник профицит продукта.

Кроме того, с 16 июня экспорт керосина из России в Казахстан по сравнению с предыдущим месяцем сократился почти в пять раз – до 0,3 тыс. т/с, вслед за введением запрета на импорт керосина из России с 14 июня по 14 июля. По сведениям участников рынка, запрет был введен из-за скопления железнодорожных цистерн в районе казахстанских аэропортов. И опять образовался профицит, так как поставщики запаслись необходимым количеством продукта, учитывая рост сезонного спроса и запланированные профилактические работы на заводах.  

В целом, похоже на то, что в первом полугодии рынок нефтепродуктов республики не испытывал особых потрясений, хотя были и аварии, плановые и внеплановые остановки НПЗ. Возможно, это отчасти связано и с повышением предельных цен на топливо. Потолок цен на регулируемые АИ-92 и АИ-93 с 12 апреля вырос на 11% – с 182-187 до 205 тенге за литр, на дизтопливо на 20% – с 230-260 до 295 тенге за литр. Может, это на время успокоило участников рынка – владельцев ресурсов и АЗС. Но посмотрим, как пройдет второе полугодие. Не исключено, что из-за остановки Шымкентского завода импорт бензина АИ-95 увеличится, а осенняя уборка урожая повлияет на рост спроса на дизтопливо.