Планы по освоению Кашагана

Компания NCOC провела общественные слушания по проекту полномасштабной разработки месторождения Кашаган. Согласно концепции, были рассмотрены 4 варианта разработки, а рекомендуемым вариантом стал вариант №1 с общим количеством скважин в 195 единиц и суточной полкой добычи нефти в 1 млн
089 тысяч баррелей.

В настоящее время месторождение находится на стадии опытно-промышленной разработки (ОПР). Общий фонд пробуренных скважин составляет 52 единицы. Из них 48 расположены на
востоке, 3 – на западе, 1 – на перешейке. В эксплуатации числятся 34 добывающих и 6 нагнетательных скважин на действующих 5 островах.

Концепция освоения месторождения Кашаган предусматривает поэтапное строительство промысловых объектов на восточном Кашагане, перешейке и Западном Кашагане. Всего можно выделить 3 крупных этапа – первые 2 этапа предусматривают разработку Восточного Кашагана.

Этап І предлагает рост товарной добычи нефти до 450 тысяч баррелей в сутки. Этап ІІ – в общей сложности позволяет увеличить суточную товарную добычу до 900 тысяч баррелей. А на ІІІ этапе прирост добычи до целевых более 1 млн баррелей в сутки. Общее количество
островов бурения, включая существующие, составит 21 единицу.

В рамках этапа ІІ планируется строительство многофазных трубопроводов для подачи смешанной продукции на берег на дополнительные Установки комплекса подготовки нефти и газа. При этом газ будет экспортироваться на объекты в 3 стороны. Рост добычи будет производиться до 2042 года, прирост суточной полки добычи нефти в объеме 200 тысяч баррелей выполняется с шагом приблизительно на каждые 6 лет.

Чтобы повысить добычу без дополнительного бурения скважин планируется оптимизация пропускной способности производственных мощностей морского и наземного комплексов. А
также запуск проекта модернизации компрессоров закачки сырого газа на острове D в 2022 году, и проект по вводу в эксплуатацию трубопровода сверхвысокого давления в 2026 году.

Кроме того на этапе І в 2023 году планируется запуск проекта по передаче сернистого газа в объеме 1 млрд кубометров в год или 2,8 млн кубометров в сутки третьей стороне, а именно на газоперерабатывающий завод АО Казтрансгаз. Передача газа на новый ГПЗ будет осуществляться по трубопроводу от завода «Болашак» диаметром 16 дюймов и протяженностью 15 километров.
Начало ввода объектов Этапа ІІ планируется в 2027 году. На этом этапе приоритетной стратегией разработки является частичное истощение восточного Кашагана. Подача продукции с морских
объектов на данном этапе будет производиться по многофазному трубопроводу на берег, где и будет производиться его подготовка.

На этапе ІІА (2027-2029 гг.) в числе прочих планируются следующие основные работы: ввод 4 скважин и пуск многофазного трубопровода от DC-05 до острова D и затем на Болашак.

Этап ІІВ планируется в 2030 году. Цель этапа – увеличение общей товарной добычи нефти на Кашагане на 25 тысяч тонн с достижением уровня 88 тысяч тонн в сутки. Приоритет – экспорт газа. Осушенный сернистый газ будет передаваться третьей стороне, в качестве которой в настоящее время оператором НКОК рассматривается 2 потенциальные компании.

Объем экспорта газа возрастает дополнительно на 17 млн кубометров в сутки, транспорт добываемой продукции осуществляется по многофазному трубопроводу на Новую наземную установку УКПНиГ-2
(предварительно рядом с Болашак). Экспорт нефти будет осуществляться через терминалы КТК/КТО.

Этап ІІС – пока на стадии планирования (к 2036 году). Предусматривается транспортировка с морского комплекса по многофазному трубопроводу на новый наземный перерабатывающий
комплекс УКПНиГ-3, где будет подготовка нефти. После планируется продолжить осовение месторождения Кашаган на Этапе ІІІ с разработкой Западного Кашагана.

Ввод планируется в 2042 году – для данного этапа принята концепция,
предусматривающая частичную сепарацию и стабилизацию добываемых флюидов на новом морском технологическом комплексе на западе Кашагана и закачку газа по сети трубопроводов сперва на Восточном Кашагане, и затем на Западном.

За исключением использования топливного газа весь попутный газ Этапа ІІІ будет проходить осушку на морском технологическом комплексе и использоваться в полном объеме для закачки в пласт.

Нефть по нефтепроводу планируется транспортировать на наземный комплекс УПКНГ-4, где будет осуществляться удаление меркаптана с целью приведения нефти к товарным условиям, а также хранение продукции.

Влияние на окружающую среду

В 2020 году по всем сезонам были проведены фоновые экологические исследования на месторождении Кашаган и вдоль планируемых трасс требопроводов с месторождения Кашаган на
планируемые наземные комплексы.

С учётом прогнозируемых выбросов объекты месторождения
Кашаган будут являться значимыми вкладчиками в загрязнения воздуха региона. При этом наиболее интенсивные выпадения из атмосферы, а значит и последствия будут отмечаться в основном вблизи размещения источников наземных и морских комплексов.

Результаты проведённых расчётов показали, что природная буферная способность Каспийского моря, почв и связанных с ними экосистем, позволяет компенсировать последствия выпадений кислотных
оксидов из атмосферы без потери способности к восстановлению.

Критическая нагрузка на морские и наземные экосистемы превышена не будет. Показатель pH не выйдет за пределы
естественных колебаний.

Основные мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду:

  • Применение установки утилизации отходящего тепла выхлопных газов от ГТУ и компрессоров экспортного газа как источника тепла для системы теплоносителя.
  • В камерах сгорания ГТУ используется совершенная технология сжигания топлива с низким содержанием NOx, CO, соответствующий международным аналогам.
  • Использование экологически чистого топлива, подготовленного на собственных объектах.
  • Факельный оголовник акустического типа на факеле высокого давления на МК.
  • Установка факельной системы с дополнительной подачей топливного газа для улучшения рассеивания и бездымного горения.
  • Использование высокоэффективных уплотнителей в резервуарах с двойной плавающей крышей.
  • Все фланцы, клапаны и насосы, используемые в среде H2S, соответствуют классу герметичности и стандартам ISO.
  • Все отходы и сточные воды перевозятся на берег для утилизации и/или закачки на море (буровые отходы, пластовые воды).
  • Пункты забора морской воды оборудованы рыбозащитными устройствами.
  • Разработка маршрутов движения судов с учетом зон экологической чувствительности.
  • Мониторинг воздействия ледокольных операции на популяцию каспийского тюленя.

А как влияет полномасштабное осовение Кашагана на социально-экономическую среду. Положительный эффект будет виден во внешнеэкономической деятельности, инвестиционной деятельности региона, в сфере образования и науки и техники, трудовой занятости. Это в целом даст экономический рост и развитие территории.