Какие вопросы у нефтегазовой отрасли к проекту экологического кодекса

Совет по развитию стратегических партнерств в нефтегазовой отрасли Petrocouncil.kz, созданный при НПП «Атамекен» и Ассоциации «KAZENERGY», и представительство глобальной сети независимых юридических фирм GRATA International провели в Атырау семинар  «Обращение с отходами: судебная практика изменения, предусмотренные проектом нового Экологического кодекса РК». В мероприятии приняли участие около 70 представителей различных компаний региона.

Напомним, в Казахстане разработан проект нового экологического кодекса и поправок в сопутствующие нормативно-правовые акты.

Как сообщила ведущая семинара специалист ТОО «Юридическая фирма GRATA» Лейла Махметова, проект экологического кодекса существенно меняет понятие отходов. Согласно проекту отходы это любые вещества, материалы или предметы, образовавшиеся в процессе производства, выполнении работ, оказания услуг или в процессе потребления, в том числе товары, потерявшие свои потребительские свойства, которые их владелец прямо признает отходами.

Если действующим законодательством загрязненная в результате деятельности предприятия или разлива почва считалась отходами, то теперь она не считаться таковым.

«Если экокодекс будет принят в данной редакции, то соответственно должны уйти в прошлое ситуации, когда в случае загрязнения почв, загрязненные неснятые почвы считаются отходами», — говорит эксперт.

Лейла Махметова говорит, что сейчас проект экокодекса находится в канцелярии премьер-министра и до конца будет внесена в парламент. Не исключено, что кодекс будет принят в 2020 году, а в 2021 году часть норм закона начнет уже действовать.

При этом надо отметить, что новое законодательство предполагает, практически, переоснащение основных средств производств, инвестирование большого объема финансовых средств. И это нравится не всем.

«Недавно представители предприятий горнорудной, нефтегазовой и других отраслей обратились в НПП «Атамекен» и Ассоциацию «KAZENERGY». Основная мысль их обращения такова, что принятие нового экологического кодекса и, соответственного, согласно его требованию внедрение новых технологий приведет к дополнительным расходам», — рассказал Секретарь Совета по развитию стратегических партнерств в нефтегазовой отрасли Petrocouncil.kz Асылбек Джакиев.

При этом, по его словам, правительство предлагает исключить действующие меры поддержки недропользователей. Список включает корректировку совокупного дохода, вычетов, уменьшение налогооблагаемого дохода, отмену нулевой ставки НДС, отмену льготных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И наиболее важная из них – отмена льготных ставок по НДПИ при поставках нефти на внутренний рынок. Эксперты «KAZENERGY» провели анализ и пришли к выводу, что, к примеру, отмена льгот для компаний, не работающих по соглашению о разделе продукции,  приведет к увеличению суммы по плате НДПИ на 10%. Это значительная сумма. И данная поправка может увеличить стоимость нефтепродуктов в среднем на 8 тенге за 1 литр. То есть мы должны понимать, что в конечно счете, это все ляжет на плечи конечного потребителя.

«Новым Кодексом предусмотрены несколько концептуальных нововведений. В первую очередь, это выдача комплексных экологических разрешений (КЭР), второе – внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). На этом и базируется, в целом данный Кодекс. То есть за основу была взята практика передовых стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)», — говорит директор департамента по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей Ассоциации «KAZENERGY» Яромир Рабай.

При этом существует множество нюансов, которые необходимо учесть. В первую очередь это касается затрат, которые понесут компании при исполнении норм нового экологического законодательства. Затраты предстоят большие, которые, по сути, не являются возмещаемыми, не несут какой-то добавочной стоимости для производств.

«Да, данные нововведения направлены на улучшение экологической обстановки в стране. В принципе направление правильное, но, с другой стороны, должна быть государственная поддержка действующего бизнеса. Возможно, в виде субсидирования или же предоставления налоговых преференций. То есть для компаний, которые готовы переходить на более «зеленые» технологии, государство должно предложить меры стимулирования», — отмечает эксперт.

Ассоциацией «KAZENERGY» был предложен ряд таких мер. Они, в основном, связаны с налогами, вычетами налогооблагаемой базы и пошлинами. В частности, нефтегазовой отрасли мы предлагается ввести норму об освобождении от налогов на добавленную стоимость при поставке нефти на внутренний рынок.

Также, освобождение от ввозных таможенных пошлин на поставки оборудования в рамках внедрения НДТ, полные вычеты по инвестициям НДТ, уменьшение налогооблагаемого дохода от суммы инвестиций НДТ и другие преференции.

При этом, проектом нового Кодека предусмотрено увеличение размеров штрафов за нарушения в десять раз и ставок платежей по эмиссиям для организаций, не перешедших на КЭР до восьми раз. Также, ожидается, что срок привлечения к ответственности увеличится с одного года до трех лет и помимо выплаты штрафов необходимо будет в полной мере возместить причиненный ущерб в натуральном выражении.

В целях стимулирования перехода на КЭРы изначально в концепции нового Экокодекса была заложена норма по освобождению от ставок платежей за эмиссии. То есть компания получает КЭР, соответственно, в период пока внедряет НДТ, скажем, в течение 10 лет, она полностью освобождаются от ставок платежей за эмиссии. Однако эта норма все еще не поддержана экономическим блоком Правительства, что для бизнеса является большим риском.

«Необходимо отметить, что в тех же странах ОЭСР вопросы экологии обсуждают неразрывно от вопросов экономики. То есть, говоря о внедрении каких-либо законодательных норм, способных улучшить экологическое состояние страны, мы должны спрашивать себя, а какой будет от него экономический эффект, как эта норма повлияет на состояние бизнеса», — отмечает Яромир Рабай .