Какова ситуация на рынке сжиженного газа Казахстана

Министерство энергетики намерено продлить трехлетний запрет на вывоз сжиженного углеводородного газа (СУГ).

Сжиженный углеводородный или нефтяной газ, являющийся своего рода побочным продуктом при переработке нефти и природного газа, становится наиболее востребованным видом топлива в Казахстане. С введением в январе прошлого года госрегулирования цен на СУГ, а также ростом стоимости бензина марки АИ-92 в стране наблюдается «стремительный переход» автотранспорта на использование сжиженного газа, сообщает Минэнерго. Даже «многие промышленные предприятия» переводят свои авто на газ. В 2022 году его потребление на внутреннем рынке выросло на 28%. При этом выпуск газа сократился на 10%. Сейчас объем поставок казахстанских производителей на внутренний рынок, распределяемый министерством, покрывают спрос лишь на 90%, а в период остановки заводов на ремонт дефицит газа достигает 25-30%.

В прошлом году 65% спроса пришлись на автотранспорт, 25% – на промышленные предприятия, 10% – население и других потребителей.

Если приказ вступит в силу, то запретят вывоз СУГ автомобильным транспортом – на три года, железнодорожным – на шесть месяцев. Санкции не коснутся недропользователей, работающих по соглашению о разделе продукции (СРП) либо по стабилизированному контракту. То есть, к примеру, «Тенгизшевройл», на который приходится около половины всего годового объема производства СУГ в стране, продолжит экспортировать.

Производство и потребление

Рост спроса на сжиженный газ в республике наблюдается не первый год. Так, с 2016-го по 2022 год годовое потребление этой продукции выросло на 150% – с 720 тыс. до 1,8 млн тонн (прогноз на 2023 год – 1,9 млн тонн). Тогда как производство за этот же период увеличилось всего на 8% – с 2,6 млн до 2,8 млн тонн. При этом в течение 2018-2021 годов выпуск газа держался на уровне выше 3 млн тонн в год. Но в 2022-м резко сократился – на 400 тыс. тонн. Минэнерго связывает падение производства с низкими ценами, установленными на сжиженный газ на внутреннем рынке, из-за чего, якобы, заводы не хотят вкладывать в его производство.

«При себестоимости больше 70 тенге сейчас его отпускная цена – 50 тенге. То есть компании заведомо работают в убыток», — сказал в апреле министр энергетики Алмасадам Саткалиев.     

Сегодня, согласно перечню Минэнерго, 12 казахстанских предприятий занимаются выпуском СУГ. Это три крупных нефтеперерабатывающих завода – Павлодарский, Атырауский и Шымкентский, нефтегазовые компании «СНПС-Актобемунайгаз», «Казгермунай», «Казахойл Актобе», «Жаикмунай», «Тенгизшевройл», «Саутс-ойл», газоперерабатывающие заводы «Казахский ГПЗ», Gas Processing Company и Н-ГПЗ.

Наиболее крупными производителями сжиженного газа в прошлом году были: ТШО – 1,2 млн тонн, «СНПС-Актобемунайгаз» – 511 тыс. тонн, Шымкентский НПЗ компании «Петро Казахстан Ойл Продактс» и Павлодарский нефтехимический завод – около 330 тыс. тонн каждый, КазГПЗ – 180 тыс. тонн, Атырауский НПЗ – 126 тыс. тонн.

«Тенгизшевройл», ежегодно выпускающий в среднем до 1,4 млн тонн СУГ, в 2022-м сократил производство и экспорт продукции. Как правило, компания почти 90% продукции отправляет на экспорт. Но в прошлом году она увеличила поставки на внутренний рынок, в основном за счет продаж заводу по производству полипропилена ТОО Kazakhstan Petrochemical Industries (KPI), введенного в эксплуатацию в ноябре. ТШО имеет контракт на поставку сырья на этот завод, который максимально способен перерабатывать до 629 тыс. тонн пропана. А это значит, что оператор Тенгиза и дальше будет сокращать экспорт сжиженного газа. Но это не решит общую проблему нехватки автогаза на внутреннем рынке.

Если исключить долю ТШО, то получится что рынок сжиженного газа в республике контролируют национальная компания «КазМунайГаз» и китайская CNPC, поскольку все крупные производители – заводы и добывающие предприятия, являющиеся основными держателями ресурсов (см. выше), частично или полностью принадлежат им.

После январских событий прошлого года антимонопольная служба вместе с прокуратурой провели совместное расследование на предмет ценового сговора на рынке нефтепродуктов. Была проверена работа около 190 оптовых и розничных продавцов СУГ. По итогам расследования Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) заявило, что производители и оптовые поставщики старались продавать газ по максимально высокой цене. Были установлены факты согласованных действий и картельного сговора. То есть условные КМГ или CNPC выбирали кому и по какой цене продавать. Далее свою маржу имели еще и компании-посредники, а также розничные продавцы.

Пожалуй, очень точно описал картину первый заместитель председателя АЗРК Рустам Ахметов: «Цену на газ государство держало на уровне завода-производителя, а дальше газ распределялся как дефицитный товар среди оптово-розничных поставщиков. Естественно, на рынке цена тоже была достаточно высокой, розничная цена выше оптовой вдвое. Это хорошая маржинальность, за этот ресурс была борьба между поставщиками газа, ручное распределение такого ценного ресурса увеличило риски разного рода. Много было жалоб на антиконкурентные действия акиматов и министерства энергетики (неправильное распределение среди поставщиков)».

Что изменилось?

В июне этого года был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования оборота сжиженного газа и жилищно-коммунального хозяйства». Минэнерго по-прежнему регулирует отрасль и формирует план поставок СУГ на внутренний рынок, но по заказу местных властей (акиматов областей). Если раньше ведомство устанавливало предельные оптовые цены, то теперь ему переданы еще и права (были у АЗРК) на установление предела розничных цен.

Чтобы сократить число посредников ужесточили требования к участникам рынка, занимающимся покупкой и продаже СУГ. В частности, теперь приобретать сжиженный газ, реализуемый в рамках плана поставок, могут только компании, имеющие в собственности газонаполнительные станции и пункты, групповые резервуарные установки, а также автогазозаправочные станции и промышленные потребители. При этом за превышение установленных предельных цен предусмотрен штраф.

Власти надеются сделать оборот сжиженного газа прозрачным, чтобы можно было проследить движение продукции от производителя до потребителя.

С 1 июля, согласно приказу Минэнерго, предельная оптовая цена сжиженного газа от заводов-производителей была увеличена с 33 600 до 40 320 тенге за 1 тонну. Предельные розничные цены на сжиженный нефтяной газ увеличены на 4-6 тенге/литр в зависимости от региона. Ведомство отмечает, что сегодня себестоимость производства сжиженного нефтяного газа в зависимости от завода составляет от 42 тыс. до 72 тыс. тенге за тонну. Алмасадам Саткалиев считает, что стоимость газа должна обеспечивать хотя бы 5-процентную маржу для производителей регулируемого сектора. Этого планируется достичь постепенным повышением цены газа в течение 2-4 лет.

Планы на будущее

Помочь устранить дефицит газа должен и ввод новых ГПЗ. В 2025 году ожидается запуск двух заводов в Атырауской и Мангистауской областях мощностью 119 тыс. и 232 тыс. тонн СУГ соответственно. Первый сырьем будет обеспечивать North Caspian Operating Company (NCOC), второй — компании «Озенмунайгаз», «Мангистаумунайгаз», Tenge Oil & Gas и «Тасбулат Ойл Корпорэйшн».

Атырауский ГПЗ будет принадлежать QazaqGaz, жанаозенский – КМГ. В совокупности через два года на рынке появятся дополнительные 351 тыс. тонн сжиженного газа.

Еще на 1,1 млн тонн СУГ увеличится производство в 2028 году, когда будут введены в эксплуатацию второй ГПЗ на Кашагане и первый – на Карачаганаке, способные выпускать 428,5 тыс. тонн и 700 тыс. тонн сжиженного газа соответственно.

Сейчас эти два месторождения не поставляют сжиженный газ на внутренний рынок. Если завод «Болашак» NCOC вовсе не выпускает СУГ, то сжиженный газ, произведенный из карачаганакского сырья на Оренбургском ГПЗ в объеме 280-300 тыс. тонн в год, «КазРосГаз» полностью отправляет на экспорт.

На первый взгляд прогнозируемые новые объемы кажутся большими. Но если рост потребления продолжится такими темпами, как в 2022 году (на 400 тыс. тонн в год), то и их будет недостаточно.

По итогам прошлого года число автотранспорта на сжиженном газе достигло 491 тыс. единиц, увеличившись за год на 57%, согласно данным Минэнерго. Между тем, это менее 10% от всех зарегистрированных в стране автомашин в количестве свыше 5 млн единиц (4,4 млн – легковые, 502 тыс. – грузовые, 103 тыс. – автобусы).

Рустам Ахметов говорит, что для того, чтобы бензин конкурировал с газом по цене, он должен быть не дороже сжиженного газа на 20%. Сейчас разница составляет около 100% и более. Иными словами, если хотите, чтобы люди меньше переводили свои авто на газ, то надо повышать его стоимость.

С другой стороны, автомашины на газе наносят меньше вреда окружающей среде. Конечно, большинство тех, кто переводит свои авто на газ, озабочены в первую очередь экономией затрат на топливо. Но очевидно, что республика только выиграет от снижения нагрузки на экологию.

По данным Бюро национальной статистики, за январь-июль этого года в республике было произведено свыше 1 млн 450,6 тыс. тонн сжиженного газа – на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них в Атырауской области изготовлено 899,3 тыс. тонн (рост на 22%), в Актюбинской – 329,4 тыс. тонн (снижение на 3%). Оставшаяся часть продукции произведена в Павлодарской области и городе Шымкент. Сжиженный газ в августе у производителей в среднем стоил 44 979 тенге за тонну: в Атырауской области – 46 904 тенге/тонна, Актюбинской – 40 320 тенге/тонна.