Курмангазы ИСКАЗИЕВ: Нужно быть готовым к вызовам завтрашнего дня

Текущая ситуация в казахстанской геологической отрасли требует кардинальных изменений в ее государственном управлении. О проблемах и вызовах отечественной геологии и путях их решения рассказывает доктор геолого-минералогических наук, лауреат Государственной премии РК, профессор кафедры «Поисков и разведки нефти и газа» Российского Государственного Университета (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, Курмангазы ИСКАЗИЕВ

ВЫЗОВЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Наиболее важными и базовыми для Республики Казахстан являются нефтегазовая и горно-металлургическая отрасли промышленности, от успешного развития которых зависят экономическая независимость страны. Основой для укрепления и развития этих отраслей промышленности, в долгосрочной перспективе, является минерально-сырьевая база, для развития которой, в настоящее время, необходимо кардинальное укрепление органов государственного управления геологической отрасли РК.

Как известно, мощная минерально-сырьевая база РК создавалась в течение многих десятилетий под руководством Министерства геологии СССР и Министерства геологии Казахской ССР. Специфика геологической отрасли заключается в том, что, во-первых, она является по определению затратной, во-вторых, продолжительность геологоразведочных работ (ГРР) от начальной подготовительной фазы до открытия месторождений может составлять от 5-7 до 10-15 лет. При этом объективно существуют геологические риски, определяющие среднестатистический коэффициент успеха коммерческого открытия месторождений. Этот коэффициент успеха на слабо изученных территориях осадочных бассейнов составляет 15%-18%, в районах с доказанной нефтегазоносностью до 30%, а на разведочных участках вблизи действующих месторождений до 80%-90%.

В 80-х годах прошлого столетия в РК был существенный рост объемов геофизических и буровых работ на поиски и разведку месторождений нефти и газа. При этом рост бюджетных средств был обеспечен за счет перераспределения Министерством геологии СССР доходной части бюджета, создаваемой на месторождениях Западной Сибири. В результате были открыты такие крупные месторождения, как Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кумколь, основное освоение которых происходило в 90-е годы.

Стоит отметить, что открытие крупнейшего месторождения Кашаган было спрогнозировано впервые в конце 80-х годов в результате сейсмических исследований треста «Эмбанефтегеофизика», «Южморнефтегеофизика» (г.Геленджик). Однако, на сегодня сложные природно-географические и горнотехнические условия, а также удаленность от основных нефтяных рынков мира объективно делают реализацию Северо-­Каспийского проекта (СКП) относительно низкорентабельным, сложным в научно-техническом отношении. Остаются не до конца решенными комплексные вопросы обеспечения экологической безопасности при разработке месторождений углеводородов (УВ) в условиях замкнутого Каспийского моря.

В результате принятой инвестиционной политики в недропользовании, значительная и наиболее перспективная для поисков полезных ископаемых часть территории страны оказалась разделенной на сотни контрактных территорий.

Прикрываясь известным и не всегда правомерно применяемым принципом конфиденциальности, недропользователи по своему усмотрению определяют сроки и объем передаваемой контролирующим органам информации о результатах проведенных работ. Новая геологическая информация оказалась закрытой для обобщения и анализа в научно-исследовательских организациях страны с целью системного государственного геологического изучения недр. Возникший информационный вакуум не позволяет качественно выполнять анализ вновь получаемых результатов геологоразведки как по отдельным объектам, так и по целым регионам и подготавливать для государственных органов адекватные рекомендации по стратегии восполнения минерально-сырьевой базы и дальнейшим направлениям работ.

На современном переходном к рыночной экономике этапе четко обозначилось значительное уменьшение подготовленных перспективных структур, являющихся резервом минерально-сырьевой базы страны. Наблюдаются серьезные нарушения и отклонения от научно-обоснованной последовательности этапов проведения ГРР, технологий и регламентов разработки твердых и углеводородных месторождений, контроль за которыми возможен только на основе комплекса геолого-геофизических мероприятий и лабораторных исследований, включая анализ геологических и гидродинамических моделей месторождений.

Уменьшение фонда перспективных структур явилось следствием резкого снижения финансирования геологоразведочных работ со стороны государства, отсутствием единой государственной политики. Далее это привело к уменьшению количества открываемых месторождений.

Объяснением этому могут служить объективное уменьшение доли крупных и относительно неглубоко залегающих структур. Необходимо применение сложных и дорогостоящих методик и технологий геологоразведочных работ, связанных с увеличением глубинности исследований и усложнением геологических и горнотехнических условий. Не последнюю роль в этом сыграл собственно затратный характер разведочных работ и естественное стремление к повышению экономической рентабельности проектов недропользования.

В период становления молодой республики возникли огромные экономические трудности, были ошибочные представления об эффективности и саморегулируемости рыночной экономической системы, которая могла бы оптимальным образом углублять и расширять геологоразведочные работы, применять инновационные технологии в интересах государства и инвесторов.

Без государственного финансирования прекратили свое существование государственные геологические, геофизические и научно-исследовательские организации, предприятия и экспедиции, не выдержав конкуренции и новых требований западных компаний- инвесторов, занявших основное место в добывающих и разведочных отраслях. При этом, и что самое главное, в отрасли произошел критический отток высококвалифицированных научных и производственных кадров. Появившиеся отдельные частные геологоразведочные или консалтинговые компании не влияют на политику и не определяют эффективность геологоразведочного производства по Республике.

Погоня за сверхприбылью, при отсутствии глубокого и всестороннего государственного управления, и геолого­технологического контроля за реализацией проектов недропользования, фактически привело к ускоренной и плохо контролируемой добыче и разработке месторождений полезных ископаемых.

В следствие нарушений научно-обоснованных технологий и регламентов разработки месторождений может резко сократиться коэффициент извлечения, в результате чего окажутся «намертво погребенными» ранее доказанные извлекаемые запасы этих полезных ископаемых, и Республике будет нанесен непоправимый экономический ущерб.

При отсутствии адекватного обеспечения прироста запасов минерального сырья, на основе увеличения объемов ГРР и внедрения новых методов и технологий разведки, страна может лишиться одного из основных источников своего существования и даже превратиться в импортера УВ ресурсов.

Реализация целенаправленной и системной политики государственного геологического изучения недр, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых требует централизации и концентрации государственного управления, а также консолидации всех разведочных, буровых и оценочных проектов, реализуемых компаниями — недропользователями и сервисными организациями, с привлечением научных, проектных и консалтинговых организаций.

Значительный ресурс подъема геологоразведки кроется в улучшении организационной структуры управления отраслью. Дробление единой геологической службы на отдельные структуры по контролю, нормативно-правовому и хозяйственному обеспечению не является эффективной.

Многие из наболевших отраслевых проблем напрямую связаны с упущениями в системе государственного регулирования в сфере недропользования, а зачастую и с крайне низкой эффективностью корпоративного управления. Все это должно учитываться при определении стратегии будущего развития минерально-сырьевой базы Казахстана. И здесь назревает вопрос создания единого Компетентного органа Республики Казахстан, которому необходимо заниматься следующими работами:

  1. Определять политику Государства в области пользования недрами РК, в том числе прогнозировать необходимую обеспеченность страны всеми видами минерального сырья в долгосрочной перспективе, а также проводить экспертизу всех запасов при постановке на государственный баланс.
  2. Планировать и управлять опережающими региональными геологическими исследованиями перспективных бассейнов и территорий.
  3. Проводить оценку ресурсов на свободных и контрактных территориях, организовывать выполнение научно-исследовательских работ и обобщение существующих и новых геолого-геофизических данных на основе современных программно-методических технологий, включая моделирование осадочных бассейнов и прочее.
  4. Эффективно координировать и проводить политику Государства в части необходимых условий организации производства на территории РК товаров, машин, механизмов, оборудования, метало-электротехнических и других изделий, которые применяются в геологоразведочных и добывающих проектах на долговременной основе.
  5. Решать вопросы единого финансирования геологоразведки (ГРР) по восполнению минерально-сырьевых ресурсов, включая УВС и развитие отраслевой геологической науки.
  6. Иметь возможность вносить дополнения и изменения в Рабочие программы геологоразведочных работ различных недропользователей с тем, чтобы обеспечить государственное комплексное геолого-геофизическое изучение недр.
  7. Обеспечить единую координацию в системе государственного регулирования в части рационального недропользования и кратного восполнения минерально-сырьевой базы РК с передачей функций ГКЗ и ЦКРР.
  8. Обеспечить соблюдение научно-обоснованной стадийности геологоразведочных работ и категорий подсчета запасов и ресурсов, в т.ч. по действующим контрактам на недропользование.

При грамотном управлении и единой координации, минерально­сырьевой комплекс способен стать одним из лидеров в решении задач по модернизации экономики Казахстана.

К сожалению, пока больших успехов в единой координации минерально-сырьевого комплекса не наблюдается.

Что касается дальнейших планов в нефтегазовой отрасли, то за годы независимости нефтегазовая отрасль стала приоритетным сектором для притока инвестиций. Это позволило нарастить ежегодную добычу нефти с 25 млн. тонн в 1991 году до 90 млн. тонн в настоящее время.

Обеспечение роста показателей в нефтегазовой отрасли существенно задает положительную динамику развития экономики Республики. Реализуемые нефтегазовые проекты отличаются масштабностью инвестиций и долгосрочным характером сотрудничества практически со всеми нефтегазовыми компаниями с мировыми именами (Кашаган, Тенгиз, Карачаганак).

Казахстан обладает богатой неразведанной ресурсной базой, но после открытия месторождения Кашаган, у нас нет значимых успехов в геологоразведке углеводородного потенциала.

По данным мирового энергетического прогноза ОПЕК до 2045 г. отмечается, что несмотря на быстрые темпы роста спроса газа и альтернативных источников, в мировом энергобалансе доминирующим видом топлива к 2045 г. останется нефть, которая составит 27,5%, где основной спрос на потребление нефти будет расти за счет нефтехимии и транспортной индустрии. Рост мирового спроса на нефть превысит психологическую отметку в 100 млн.барр./сут. в 2023 г. и достигнет отметки в 109 млн.барр./сут к 2045 г.

Следует отметить, что из текущего объема остаточных запасов нефти и газа по Республике, практически 70% и 80% запасов соответственно приходятся на три крупных проекта Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, а также более 60% запасов конденсата по стране приходится только на месторождение Карачаганак. С другой стороны, большая часть месторождений в стране имеют остаточные извлекаемые запасы менее 2,5 млн.т. нефти, 1 млн.т. конденсата и 1 млрд.м3 газа.

Текущая ситуация ресурсной базы нефтяных, газовых и конденсатных месторождений не позволяет развивать нефтехимию, газохимию и газовую электроэнергию в стране на должном уровне.

Основой для укрепления и развития нефтегазовой отрасли является минерально-сырьевая база, для развития которой, в настоящее время, необходимо качественное обеспечение прироста запасов минерального сырья, в первую очередь за счет увеличения объемов геологоразведки и внедрения новых технологий.

На сегодняшний день в число наиболее эффективных и приоритетных новых технологий в геологоразведке относятся:

  1. Цифровой двойник сейсморазведки.
  2. Нейронные сети в интерпретации данных сейсморазведки.
  3. Нейронные сети в интерпретации геофизических исследований скважин.
  4. Цифровой керн скважин.
  5. Цифровая модель нефтегазовых осадочных бассейнов.
  6. Облачное хранение геолого-геофизической информации.

Основным направлением по восполнению ресурсной базы на сегодняшний день является проведение геологоразведочных работ на юго-западной, юго-восточной и в восточной прибортовой зоне Прикаспийской впадины, Мангышлакском, Южно-Тургайском осадочных бассейнах и Павлодарском Прииртышье.

Хороший потенциал для прироста ресурсной базы сосредоточен в неструктурных ловушках, локализация которых, с должной геологической вероятностью успеха, возможна только при проведении качественных 3Д сейсмических исследований. Следует изучать перспективы неструктурных ловушек во всех осадочных бассейнах, в первую очередь в пределах мезозойских отложений. Для повышения экономической рентабельности разработки данных залежей вероятно необходимо вносить корректировки в законодательную базу.

Геологическое доизучение с использованием новейших технологий 3Д высокоразрешающей сейсморазведки (3Д ВРС) позволит определить потенциал для возможного прироста запасов углеводородного сырья в пределах разрабатываемых месторождений, таких как Узень-Карамандыбас, Жетыбай, Каламкас, Каражанбас, С.Нуржанов, Юго-Западное Камышитовое и других. Проведение 3Д ВРС на разрабатываемых месторождениях позволит детализировать геолого-гидродинамические модели месторождений с учетом сложной анизотропии пластов, для уточнения стратегии разработки залежей с изменением сетки нагнетательных и добывающих скважин, что приведет к увеличению эффективности разработки, повышению коэффициента извлечения УВ и объемов извлекаемых запасов соответственно.

Положительные прогнозы прироста общей годовой добычи УВ по стране приходятся за счет трех крупных проектов, в то время как месторождения основных добывающих социально-значимых активов нефтегазовой отрасли страны (ОМГ, ЭМГ, ММГ, Петро Казахстан, СНПС Актобемунайгаз, КБМ, КГМ, КОА и КТМ) были открыты еще в советское время и находятся на поздней стадии разработки с падающей динамикой добычи УВ. Более 80% остаточных запасов на данных месторождениях приходятся на трудноизвлекаемые запасы, из которых 38% запасов относятся к коллекторам с низкой проницаемостью и высокой обводненностью, 20% к низкопроницаемым карбонатным коллекторам, 12% к запасам высоковязкой нефти и 10% к выработанным залежам.

По результатам прогноза динамики добычи по данным активам, суммарная добыча нефти может сократиться в 2 раза в ближайшие 10 лет, для стабилизации которой необходимо ежегодное восполнение запасов на уровне 20-27 млн.т. нефти.

Дополнительно следует отметить, что основные запасы добывающих социально-значимых активов сосредоточены в юрских и меловых горизонтах, выработанность запасов которых составляет порядка 65% и 55% соответственно. Большая доля остаточных запасов меловых горизонтов связана с трудноизвлекаемой тяжелой нефтью, а остаточные запасы юрских горизонтов в большей степени сосредоточены в интервалах с более низкими фильтрационно­ёмкостными свойствами. В связи с чем, несмотря на относительно значительный объем остаточных извлекаемых запасов, разработка данных залежей значительно повысит капитальные затраты.

Геологоразведка переживает целый ряд серьезных трудностей и проблем. К их числу можно отнести истощение ресурсной базы в целом, сокращение числа открытий новых месторождений и стабильно низкий коэффициент успешности, а также неэффективные методы добычи, обусловленные отсутствием современных инновационных технологий. Несовершенство законодательства, сокращение разведанных запасов, и нехватка финансирования пагубно влияет на развитие минерально-сырьевой базы. Нужна такая система налогообложения, которая позволит значительно улучшить ресурсную базу УВ. Необходимо стимулировать предприятия вкладывать средства в поиск и внедрение методов повышения нефтеотдачи пластов, в новые технологии добычи. Нужно прекратить выборочную разработку месторождений, сократить фонд простаивающих из-за низких дебитов скважин. Необходимо увеличить коэффициент нефтеотдачи.

Кроме того, улучшению ситуации не способствуют и способы управления ГРР как на государственном уровне, так и в отдельных компаниях. И если известная бессистемность и сиюминутность организации ГРР в отдельных компаниях вполне понятна, то задача государственных органов как раз заключается в организации систематического изучения недр Республики, что требует, в числе прочего, продуманности стратегии работ.

В самое ближайшее время стартует масштабная программа сейсморазведочных работ на так называемых «малоизученных» осадочных бассейнах, т.е. районах по периметру Казахстанской плиты в центральной части страны. Эти работы призваны существенно снизить неопределенность в прогнозе ресурсной базы и, как следствие, привлечь инвесторов, которые могли бы обеспечить финансирование собственно поисково-разведочных работ в этих бассейнах, а впоследствии и освоение открытых месторождений. А вот с этим как раз могут возникнуть существенные проблемы. Дело в том, что сейсморазведочные работы спроектированы практически без какого-либо учета регионального геологического строения, так сказать методом равномерного покрытия площади (в бурении такой подход называют квадратно-гнездовым). При этом казахстанские, и не только казахстанские геологи накопили значительный объем не сколько данных, сколько знаний об этих бассейнах — об истории их тектонического развития, о формировании осадочного чехла, о возможных нефтегазоматеринских толщах и т.д. Все это могло бы послужить основой для создания концептуальных геологических моделей бассейнов, следствием из которых могли бы быть и приоритезация работ по площади, и параметры сейсмосъемок, в первую очередь, их глубинность, и многое другое.

Не секрет, что площади этих бассейнов еще в 80-90-е годы были покрыты достаточно плотной для регионального этапа сетью сейсморазведочных профилей 2D, но параметры съемок были таковы, что в глубину картируется в лучшем случае кровля палеозойских отложений, а самая ценная информация о глубинном строении остается недоступной. Есть риск, что эта ситуация будет в той или иной степени воспроизведена на новом этапе. Соответственно, и привлечение инвесторов в этом случае будет едва ли возможным.

Сегодня прирост запасов не соответствует физическому объему реализованных геологоразведочных работ. Текущий прирост запасов в основном обеспечивается вовсе не объемами сейсморазведки и поисково-разведочного бурения. Они получены путем завышения геологических запасов при снижении требований к качеству геологоразведки, а также переоценки запасов. Проверить их достоверность не представляется возможным.

Большинство месторождений в Казахстане находятся на поздних стадиях разработки, в связи с чем страна может столкнуться с очень серьезной проблемой восполнения минерально-сырьевой базы в ближайшие 10 лет, что серьезным образом скажется на социально­экономической ситуации в целом.

Очевидно, что сейчас самое время обратить внимание на кратное увеличение ресурсной базы развивая геологоразведку для поиска новых месторождений, а также искать новые способы разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.

Ситуацию усугубляет неэффективное управление в условиях все новых форс-мажоров, пандемии и волатильности цен на нефть и газ. Нужна специальная государственная программа по освоению нефтегазовых ресурсов и комплекс мер по ее реализации.

Нужно быть готовым к вызовам завтрашнего дня. Наша страна была и будет в ближайшее время сырьевой страной, а новые открытые запасы будут работать на инвестиционную привлекательность и экономику.

Исказиев К.О. — доктор геолого-минералогических наук, лауреат Государственной премии РК, профессор кафедры «Поисков и разведки нефти и газа» Российского Государственного Университета (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина.