Нефть и деньги: какова ситуация с добычей нефти и доходами от ее продажи

Снижение добычи нефти стало одним из ключевых факторов падения доходов государственного бюджета по итогам девяти месяцев этого года. При этом ВВП страны вырос на 4% – экономика страны может расти и за счет не нефтяных отраслей, считают в правительстве.

С января по сентябрь в республиканский бюджет поступило 8,1 трлн тенге, что на 2,6 трлн меньше запланированного объема, согласно данным Министерства финансов. По сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года доходы сократились почти на 9% или 0,8 трлн тенге. Основные причины невыполнения плановых показателей – это уменьшение добычи нефти, замедление мировой экономики, оказавшее негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность, снижение цен на основные экспортные металлы.

При этом дефицит покрывается за счет трансфертов из Национального фонда, и в этом году оттуда изъято уже 5,6 трлн тенге. Зависимость бюджета от нефтяных накоплений, похоже, приобрела перманентный характер. Несмотря на обещания сократить изъятия, правительство продолжает полагаться на Нацфонд. Его деньги должны обеспечить более 20% расходов бюджета на следующий год. Депутаты Мажилиса, принимавшие 30 октября Закон «О республиканском бюджете на 2025-2027 годы», высказали немало критики в адрес кабинета министров по этому поводу.

На сколько сократилась добыча

В 2024 году добыча нефти в Казахстане ожидается на уровне более 88 млн тонн, что на 2 млн тонн меньше, запланированных объемов. Об этом 31 октября сообщил министр энергетики Алмасадам Саткалиев. Хотя, по его словам, это не окончательный показатель. Он может измениться в зависимости от погодных условий. Основные причины снижения – проведение ремонтов на месторождениях Тенгиз и Кашаган. Кроме того, правительство в рамках сделки ОПЕК+ обещало сократить производство нефти, чтобы соответствовать установленным квотам.

Судя по оперативным данным национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ), по итогам девяти месяцев только «Тенгизшевройл» (ТШО) снизила добычу – на 1%, до 21,5 млн тонн. На Тенгизе с 1 августа по 3 сентября проводился плановый ремонт. За август добыча на месторождении относительно июля сократилась на 17%. Но объемы, накопленные за предыдущие месяцы и за период после капремонта, позволили оператору не допустить большого падения.

North Caspian Operating Company за январь-сентябрь добыл почти 13,7 млн тонн – на 0,2% больше, чем годом ранее. Кашаган на ремонт останавливался с 7 по 31 октября. В Минэнерго отметили, что уже 3 ноября месторождение вышло на полную мощность – 51 тыс. тонн нефти в день. Тем не менее, ограничения добычи в течение 24 дней окажут отрицательное влияние на итоговые производственные показатели, если оператор не нарастит добычу в оставшиеся месяцы.

На Карачаганаке за три квартала этого года добыто свыше 7,9 млн тонн нефти – на 0,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. КМГ объясняет, что сокращение производства на месторождении произошло из-за внеплановых остановок компрессоров обратной закачки газа, а также снижения приемки сырого газа со стороны Оренбургского газоперерабатывающего завода.

При этом увеличили добычу такие менее крупные производители, как «Эмбамунайгаз» (+3,3%), «Озенмунайгаз» (+5,1%) и «Мангистаумунайгаз» (+0,3%), которые полностью или частично принадлежат нацкомпании. В целом ее добывающие предприятия нарастили производство на 6%, до 10,6 млн тонн.

Таким образом, большинство нефтяных компаний сохранили производство на уровне прошлого года или нарастили его. По данным Бюро национальной статистики, за январь-сентябрь 2024 года в стране было добыто более 66,7 млн тонн нефти и газового конденсата – всего лишь на 0,4% или 280 тыс. тонн меньше, чем годом ранее. Если и могла уменьшиться добычи нефти на 5,3 млн тонн, как утверждает глава Минфина Мади Такиев, то только по отношению ожидаемых объемов.

Тем не менее налоговые отчисления нефтяного сектора в Нацфонд сократились более чем на 11%, до 2,9 трлн тенге. В прошлом году за аналогичный период нефтяные компании заплатили более 3,2 трлн тенге. Возможно, это связано со снижением нефтяных цен. Хотя по данным S&P Global Platts, на который ссылается КМГ, в первом полугодии стоимость Brent в среднем была на уровне $84,06 за баррель, что на 5,5% выше, чем за аналогичный период прошлого года, а казахстанская Kebco продавалась еще дороже – по $84,40 за баррель (+8,6%). Однако другая казахстанская нефть – CPC Blend – почти всегда продается с дисконтом к Brent. Сейчас ноябрьские и декабрьские фьючерсы на нее предлагаются со скидкой в $2,29 к эталонной марке. При этом под маркой CPC Blend реализуется около 80% экспортной нефти, отгружаемой по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума.

В 2022 году из-за начала войны в Украине стоимость нефти резко подскочила, а в некоторые моменты поднималась до $130 за баррель, но потом цены начали постепенно снижаться. И периодические инъекции в виде сокращений добычи со стороны ОПЕК+ уже не поднимают их. Если и растут цены после заявлений альянса, то только на короткий срок. Рынок чувствует избыток предложения, который обеспечивается другими добывающими странами, не участвующими в сделке. И хотя пик спроса на нефть еще не наступил, как утверждают большинство аналитиков, пик цен на нее, похоже, пройден. И все потому, что нефти на рынке больше, чем ее готовы потребить. И эта тенденция может быть долгосрочной, поскольку стран-производителей нефти становится больше, а ее добыча растет. Труднее всего в такой ситуации государствам, чьи экономики сформированы на нефтяных доходах. К таким странам, увы, относится и Казахстан.

К примеру, в 2023 году налоговые поступления в консолидированный бюджет республики составили 23,5 трлн тенге, из них более 26% или 6,2 трлн тенге принесла нефтянка. В целом, недропользователи, в том числе добывающие твердые полезные ископаемые, перечислили в бюджет 10,6 трлн тенге налогов, то есть примерно 45% доходов. Это показывает, насколько страна зависима от сырьевого сектора, а значит от цен на них, которые очень изменчивы.

Голландская болезнь

В конце октября нижняя палата парламента провела пленарное заседание, где принимала законы о республиканском бюджете и о гарантированном трансферте из Нацфонда на 2025-2027 годы. По словам главы Минфина, доходы бюджета в следующем году прогнозируются на уровне 21,7 трлн, а расходы – 25,8 трлн тенге. В частности, на социальную сферу планируется направить 9,8 трлн тенге. Из них основной объем в размере 6 трлн тенге идет на социальные выплаты (пенсии и пособия). На развитие образования будет выделено свыше 1 трлн тенге, а на здравоохранение – 2,4 трлн.

Второй блок расходов – развитие регионов, на него планируется направить 7,5 трлн тенге.

На поддержку реального сектора экономики выделят 2,1 трлн, из которых 635 млрд тенге – на развитие агропромышленного комплекса.

Еще одни получатели большого объема государственных денег – силовые структуры, им отдадут в 2025 году 2,7 трлн тенге.

Что касается доходов, то предполагается, что 15,6 трлн тенге будут получены в виде налогов, а 5,3 трлн в качестве гарантированных и целевых трансфертов из Нацфонда. При этом доходная часть бюджета запланирована с уменьшением на 500 млрд тенге по сравнению с 2024 годом. Однако Мади Такиев заверил, что несмотря на уменьшение прогнозов по доходам, в целом ожидается увеличение поступлений на 3 трлн тенге, из которых 1,4 трлн – за счет ТШО и проекта будущего расширения (ПБР).

Ранее оператор Тенгиза перенес завершение ПБР с июня 2024 на второй квартал 2025 года. Проект предполагает повышение добычи нефти на месторождении на 12 млн тонн. В правительстве, видимо, ожидают резкого роста доходов благодаря этому. Хотя завершение этого проекта несколько раз откладывалось. Нужно учитывать еще и ценовой фактор. В базовом сценарии бюджета заложена стоимость нефти на уровне $75 за баррель.

Министр национальной экономики Нурлан Байбазаров рассказал, что прогноз был сформирован на основе данных международных финансовых институтов, в том числе Всемирного банка, который предполагает, что в 2025 году нефть будет стоить в среднем $89 за баррель, а также Международного валютного фонда, прогнозирующего $72. То есть был выбран нейтральный между двумя этими прогнозами показатель. При этом министр отмечает, что в бюджете на 2024 год была заложена цена нефти на уровне $80, и сейчас средняя стоимость составляет примерно $81 за баррель. 

В целом бюджет возлагает большие надежды на нефтяную отрасль. Так, в 2025 году, помимо гарантированных 2 трлн тенге, из Нацфонда планируется изъять 3,3 трлн тенге в виде целевого трансферта. То есть в общей сложности из фонда возьмут 5,3 трлн тенге, что равно примерно 20,5% расходной части бюджета.

Председатель Национального банка Тимур Сулейменов отмечает, что в бюджете наблюдается снижение не нефтяных доходов и все большая опора на трансферты. В результате баланс поступлений и изъятий из Нацфонда получается отрицательным, то есть изъятие денег превышают поступления. В таких случаях единственный фактор, позволяющий увеличить деньги фонда, – инвестиционные доходы. В этом году за девять месяцев они составили $6,16 млрд. Благодаря этому, активы фонда с начала года выросли на 4,5%, до $62,7 млрд.

В этом году прямые трансферты из Нацфонда уже достигли 5,6 трлн тенге. В результате, доля изымаемых средств составляет 16% от общей массы денег, что оказывает давление на денежно-валютный рынок, приводит к инфляции, повышению базовой ставки, что в свою очередь препятствует развитию бизнеса и может привести к голландской болезни экономики, отмечает глава Нацбанка.

Не сдержали обещаний

Перед правительством также стоит задача, по поручению президента Касым-Жомарта Токаева, довести накопления Нацфонда до $100 млрд к 2030 году.

По словам Байбазарова, достичь ее можно будет двумя способами: увеличением производства нефти и сокращением изъятий из Нацфонда. Для этого уже в следующем году уровень добычи должен составить 97,2 млн тонн, в 2029 году вырасти до 104,8 млн и стабилизироваться на уровне 105 млн тонн в 2030. При этом средняя цена нефти должна быть в пределах $75 за баррель. Также, начиная с 2026 года, необходимо будет снизить объем изъятий в размере до $5 млрд в год. С учетом этих факторов уже в 2027 году накопления фонда, по расчетам правительства, вырастут до $78,7 млрд.

«Конечно, правительство будет работать над тем, чтобы вот эти трансферты, которые мы сейчас в повышенном объеме берем, заместить за счет доходов бюджета», – сказал министр.

Между тем президент дал задание правительству к 2029 году удвоить объем ВВП. Премьер-министр Олжас Бектенов говорит, что по прогнозу социально-экономического развития страны на 2025-2029 годы (базовый сценарий), ежегодный рост экономики запланирован на уровне 5,4%. При достижении такого показателя внутренний валовый продукт увеличится с $321 млрд в 2025 году до $498 млрд в 2029.

«Таким образом, задача, поставленная главой государства по доведению объема ВВП до 450 млрд к 2029 году, будет выполнена», – считает Бектенов.

Но правительство, по его словам, ставит для себя более высокие ориентиры, которые предусмотрены утвержденным Национальным планом развития республики до 2029 года. Согласно этому документу, ежегодный рост валового внутреннего продукта составит от 5,6% до 6,9%. Для того, чтобы достичь таких показателей, необходима активная работа по диверсификации экономики, по повышению ее сложности, по организации запуска производств продукции высокого передела, отход от сырьевой зависимости.

«По итогам 9 месяцев этого года рост ВВП составил 4%. Причем этот рост достигнут на фоне снижения объемов добычи нефти. То есть мы растем за счет других, не нефтяных отраслей. Растем за счет сельского хозяйства, которое выросло на 11,4%, за счет транспорта, торговли, которые показали выше 6% роста. Строительство выросло более чем на 10%», – отмечает премьер.

Он считает, что рост в этих отраслях позволит поддерживать рост экономики.

«Конечно, этого недостаточно. Мы это понимаем. И поэтому будем работать и уже работаем над узловым вопросом – это привлечение серьезных объемов инвестиций в экономику для реализации крупных индустриальных, инфраструктурных проектов в стране», – говорит глава правительства.

Одной из точек роста, по его мнению, станет реализация Национального плана инфраструктурного развития, который предусматривает вложение крупных инвестиции.

«Также, по поручению президента, которые он дал в послании, сейчас мы находимся в завершающей стадии нового Национального проекта по модернизации системы ЖКХ. Национальный проект предусматривает общий объем инвестиций порядка 10 трлн тенге в перспективе до 2029-2030 годов», – рассказал Бектенов.

Ожидается, что проект обновит инженерную инфраструктуру страны, которая «находится в достаточно плачевном состоянии», а также поможет развитию отечественного бизнеса.  

«В национальном проекте мы закладываем преимущественное приобретение всех товаров, работ и услуг именно у отечественных предпринимателей. То есть таким образом предстоит большая работа, чтобы достичь тех амбициозных целей, которые стоят. Но поручение президента однозначно будет выполнено», – обещает премьер.

Однако не все мажилисмены впечатлены обещаниями правительства. Депутат Асхат Рахимжанов считает, что министры экономического блока на самом деле не стремятся сокращать изъятия из Нацфонда.

«Лишь разводят руками, утверждая о том, что 40% расходов имеют социальную направленность. (…) Странно говорить об этом, учитывая, что население Казахстана молодое – средний возраст казахстанцев 32 года. Их нужно просто обеспечить эффективными рабочими местами. При этом мы забываем о том, сколько коррупционных дел раскрывается в Казахстане, сколько происходит в латентной форме, и махинаций с использованием средств государственного бюджета. Мы тратим их неэффективно. Поэтому и оказались у разбитого корыта», – считает депутат.

С 2000 под 2023 год в Нацфонд поступило 75,4 трлн тенге. Однако за это же время 70% или 47,8 трлн тенге было изъято в виде гарантированных и целевых трансфертов. Причем правительство в 2025 году намерено увеличить суммы целевых трансфертов в два раза с 1,6 трлн до 3,2 трлн тенге. Средства Нацфонда стремительно расходуются, и сегодня его активы составляют уже чуть более 32 трлн тенге.

При этом парламентарии считают, что правительство не учитывает рекомендации об оптимизации расходов, а также не ищут других способов пополнения бюджета. К примеру, они предлагают увеличить изъятия с доходов холдинга «Байтерек» и фонда «Самрук-Казына». В 2023 году они перечислили в бюджет в качестве дивидендов до 15% чистой прибыли, тогда как другие государственные компании выплачивают 70%.

Депутат Азат Перуашев напомнил, что ровно год назад при обсуждении трехлетнего бюджета Мажилис поддержал план правительства – с 2025 года полностью отказаться от целевых трансфертов из Нацфонда и довести его активы до $80 млрд. «В утвержденном нами тогда бюджете в этой графе на 2025-2026 годы стоит цифра 0. А теперь вдруг не 0, а сразу 3 трлн тенге затрат», – отмечает он.

Перуашев считает, что нужно искать альтернативные источники финансирования. В частности, раскрыть и пересмотреть условия СРП по крупнейшим нефтегазовым проектам, ввести справедливое налогообложение в отношении банков, увеличить вклад в бюджет со стороны квазигосударственного сектора и нацкомпаний.

Также, по его словам, расходы на обслуживание госдолга в следующем году увеличатся на 20% и составят 6 трлн тенге. При этом в проекте бюджета не раскрывается информация о том, по какой ставке, на какой срок, из каких источников планируется привлекать заемные средства. Увеличивается разрыв между ростом расходов на безвозвратные затраты и сокращение финансирования доходной базы бюджета. Так, расходы на социальную сферу увеличатся на 15%, а финансирование реального сектора, напротив, сократится почти на 30%. Всё это противоречит базовым принципам экономики.

В итоге, за принятие предложенного республиканского бюджета на 2025-2027 годы проголосовали 82 депутата, воздержались 11. Поддержали законопроект члены фракций Amanat, «Ауыл», Respublica и НПК, против – «Ак жол», воздержались – ОСДП.

Упадут ли цены на нефть?

Исполнение бюджета, доведение активов Нацфонда до $100 млрд, удвоение ВВП во многом связаны с увеличением добычи нефти и определенными ценами на нее. Между тем стоимость нефти волатильна. Многие развитые страны, в том числе нефтедобывающие, заинтересованы в низких ценах на нефть. К примеру, избранный недавно президент США Дональд Трамп обещал добиться снижения стоимости нефти.

Олжас Байдильдинов, нефтегазовый эксперт:

«Упадут ли цены на нефть? Сейчас этот вопрос очень часто звучит, с учетом того, что Трамп обещал уронить цены на нефть до $40, что, мол, посадит Россию за стол переговоров и убедит договориться по ситуации на Украине.

На нефтяной рынок Трамп может воздействовать в настоящее время несколькими способами. Во-первых, действительно при его президентстве добыча нефти в США росла – примерно, на 1,5 млн баррелей в сутки (б/с). Это произошло за счет экологических послаблений, за счет бурной поддержки, в том числе финансовой, сланцевых компаний. Сегодня США один из трех мировых лидеров по добыче нефти, наряду Саудовской Аравией и Россией. Но нарастить добычу не получится быстро. На это потребуется, как минимум, 1-2 года. Он, естественно, может пойти на определенную либерализацию законодательства, на большее количество бурения в Мексиканском заливе, на Аляске и за счет предоставления нефтянке налоговых и других льгот, которые в том числе стимулируют добычу в США.

Во-вторых, он может договориться со странами Персидского залива об увеличении нефтедобычи, о чем, в принципе, говорится уже долгое время. И говорится, что саудиты недовольны текущим положением на рынке и утратой своей доли, а также тем, что другие страны, которые присоединились к соглашению ОПЕК+, в том числе Казахстан, не выполняют условия. Саудиты убрали с рынка порядка 1,5 млн баррелей в сутки, а может и больше. Они действительно могут на этот объем нарастить добычу, потому что природа их месторождений, их в целом производственные мощности позволяют это сделать. В Саудовской Аравии есть самое крупное месторождение в мире. Оно порядка 5 млн б/с дает. И у них действительно есть возможности как для снижения, так и для наращивания добычи. Но это не делается по щелчку пальцев, на это потребуется как минимум полгода, а то и год, чтобы выкинуть на рынок порядка 1 млн б/с, и где-то два года, чтобы 1,5 млн. Есть также Объединенные Арабские Эмираты, которые сейчас добывают около 3 млн б/с. До соглашения ОПЕК+ они добывали 3,4 млн б/с. По их планам, и инвестициям, которые вкладывают, они будут добывать 5 млн б/с к 2027 году. То есть фактически они могут нарастить добычу, но тоже не быстро. Но определенные объемы выдать, допустим, в течение года. Однако, я не думаю, что коллективный Персидский залив в виде Саудовской Аравии, Эмиратов и других нефтедобывающих стран, будет готов с радостью нарастить добычу и уронить цены в ущерб себе, если со стороны США и Трампа не будет каких-то льгот.

Думаю, они в первую очередь будут просить или требовать урегулировать конфликт с Ираном, который всех напрягает. Это, возможно, будут какие-то требования по арабо-израильскому конфликту, по увеличению военной или другой помощи со стороны США. И, как мы увидели, саудиты, в принципе, были недовольны Байденом. Они это неоднократно высказывали. В целом у них есть определенные вопросы к политике США в регионе. Очевидно, что они увяжут это со своими требованиями. С другой стороны, не будем забывать, что нефть торгуется в основном бумажная и физический объем поставок нефти в десятки, а то в сотни раз меньше, чем триллионы долларов в виде разных финансовых инструментов, в виде фьючерсов, деривативов и т.д. И весь этот центр, так или иначе, сосредоточен или регулируется Соединенными Штатами. Они могут закрутить гайки, урезать финансирование, подействовать другими мерами на этот фьючерсный рынок, и действительно могут уронить цены. Вопрос в том, насколько это будет выгодно самим американским компаниям, насколько будет готов финансовый рынок к таким потрясениям. Но в целом такую вероятность исключать нельзя. И мы вспомним, что нефть падала, конечно, из-за того, что был ее переизбыток, допустим, в Covid. Но она падала в том числе и из-за финансовых кризисов, хотя на объемах это никоим образом не отражалось. То есть в любом случае риски для нефтяного рынка есть. Но я думаю, что ближайшие полгода мы каких-то резких рывков не увидим. На мой взгляд, цены на нефть будут ниже $75 за баррель. Они будут в районе $70. Может быть, мы увидим даже $60 в определенные периоды.

США, несмотря на свою рыночную экономику, капитализм, все равно, так или иначе в определенной социальной повестке существует. Вспомним довольно популистские лозунги Трампа, которые он говорил перед избирательной кампанией, когда мировые цены на нефть росли, и росли соответственно цены на бензин в США. Тогда он говорил примерно: «Вот если бы я был президентом, я бы сейчас договорился с Персидским заливом и с ОПЕК, и они цены на нефть снизили, и вы бы платили за бензин меньше». Естественно, для американского потребителя это один из ярких лозунгов. И поэтому снижение цен на бензин в США для него остается одним из приоритетов, одним из предвыборных обещаний, может официальных или неофициальных. В любом случае, ему это будут припоминать. Поэтому я не сомневаюсь, что в следующем году цены на нефть будут ниже, чем в этом. Казахстану, безусловно, нужно быть в этому готовым».