Нефтегазовое машиностроение – один из самых импортозависимых секторов экономики Казахстана

В 2018 году объем производства казахстанского машиностроения достиг $3,1 млрд. Однако доля производства продукции нефтегазового машиностроения в структуре отрасли составила всего 5% или около 53 млрд тенге.

Как считает министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр, значительный потенциал для роста отечественного машиностроения создает нефтегазовая отрасль. В особенности закуп товаров операторами нефтегазовых проектов республики. Отечественные предприятия могли бы удовлетворить имеющийся спрос со стороны отрасли на достаточно широкую номенклатуру импортируемой машиностроительной продукции.

По данным  министра, в прошедшем году общий объем импорта страны составил $32,5 млрд, из них доля трат на покупку машиностроительной продукции достигла 39% или $12,7 млрд.

При этом самыми зависимыми от импорта секторами экономики считаются: отрасль электрооборудования – импортировано продукции на $2,7 млрд, автомобилестроение – $1,8 млрд, нефтегазовое машиностроение – $1,3 млрд, горно-металлургическое машиностроение – $1,04 млрд.

«Мы проанализировали закупки недропользователей в сфере углеводородного сырья за последние три года в разрезе 22 основных товарных групп. В результате установлено, что в закупках недропользователей доля импорта машиностроительной продукции составила более 88% или около $2 млрд», — говорит министр.

По его словам, переговоры, проведенные с представителями бизнеса, показали, что по закупкам ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) 12 предприятий отечественного машиностроения готовы участвовать в поставках продукции на общую сумму более $21 млн. Кроме того имеется дополнительный потенциал освоения новой продукции на общую сумму более $62 млн.

При этом эти данные отражают только текущую потребность в товарах в рамках действующего производства. А закупки товаров в перспективных проектах по расширению производства не включены в данный анализ. Например, закупка товаров по Проекту будущего расширения ТШО уже законтрактована на 90%, что не дает возможности казахстанским компаниям участвовать в данном проекте.

По закупкам Карачаганак Петролиум Оперейтинг (КПО) — 18 отечественных предприятий машиностроения выразили заинтересованность в поставках продукции на сумму более $84 млн. Имеется дополнительная возможность для поставки продукции отечественного машиностроения на $149 млн.

14 местных предприятий готовы поставить товаров на $45 млн в Норт Каспиан Оперейтинг Компани (НКОК). Имеется потенциал еще на $60 млн.

По закупкам других недропользователей — 19 отечественных предприятий выразили заинтересованность в поставках товаров машиностроения на сумму более $60 млн. Есть дополнительный потенциал на размещение заказов еще на $150 млн.

В целом, порядка 80 казахстанских производителей готовы к производству продукции для нефтегазовой отрасли.

«Предварительный трехлетний производственный объем наших производителей в поставках составляет более 56 млрд тенге. Кроме того важно отметить, что имеется высокий потенциал по освоению 6 новых категорий товаров в рамках закупок трех крупных операторов на сумму более $270 млн», — рассказал Роман Скляр.

В целом на основании проведенного анализа министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с министерством энергетики разработан план мероприятий по развитию отечественного нефтегазового машиностроения до 2025 года.

Напомним, на недавнем совещании по развитию нефтегазового машиностроения министр энергетики РК Канат Бозумбаев сказал, что операторам нефтегазовых проектов при участии АО «НК «КазМунайГаз» и полномочного органа ТОО «PSA» в течение 2019-2020 годов необходимо провести переговоры со всеми производителями и заключить соглашения по локализации производства.

Фото: freestockimages.ru