Почему надо повышать цены на бензин?

Казахстану придется в большей степени, чем другим странам Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), изменить свою ценовую политику, чтобы обеспечить формирование полноценного общего рынка в рамках организации. Основная причина в том, что на сегодняшний день в республике по сравнению с другими членами Союза самые низкие розничные цены на бензин и дизельное топливо.

Общий рынок

В Казахстане фактически до сих пор сохраняется довольно высокая степень регулирования цен, «выходящая далеко за пределы, которые считаются необходимыми для защиты интересов потребителей в соседних странах». К такому выводу пришли аналитики исследовательской компании IHS Markit, одни из участников подготовки Национального энергетического доклада на 2019 год для Ассоциации «KAZENERGY».

Напомним, что общий рынок нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС начнет работу с 1 января 2025 г. До этого государствам-членам союза необходимо провести работу по гармонизации законодательства в данной отрасли.

Принципы формирования общего рынка предусматривают рыночное ценообразование, обеспечение добросовестной конкуренции, устранение технических, административных и иных препятствий в торговле нефтью и нефтепродуктами, а также соответствующим оборудованием, технологиями и услугами. Страны ЕАЭС договорились предоставлять равный доступ к инфраструктуре транспортировки нефти и нефтепродуктов всем компаниям. Планируется, что тарифы на транспортировку будут устанавливаться каждой страной самостоятельно. При этом уровень тарифов для компаний других государств-членов не должен превышать тарифы для национальных хозяйствующих субъектов. Также стороны откажутся от количественных ограничений или экспортных пошлин во взаимной торговле. Экспортные и таможенные пошлины, взимаемые с нефти и нефтепродуктов за пределами ЕАЭС, регулируются отдельными соглашениями.

При этом по мнению экспертов IHS Markit, одна из основных проблем интеграции Казахстана в ЕАЭС заключается в отсутствии взаимодополняемости между экономиками Казахстана и России, которые являются крупными производителями и экспортерами углеводородов союза.

В то время как Беларусь, Кыргызстан и Армения, наоборот, являются потребителями нефти и нефтепродуктов и их деятельность уже во многом согласована с российской экономикой. Беларусь, к примеру, закупает углеводородное сырье из России, перерабатывает его и продает обратно в виде нефтепродуктов. Процесс гармонизации с Россией будет более затруднительным именно для Казахстана, считают эксперты.

Цены отпустить (рекомендации)

В IHS Markit полагают, что Казахстану необходимо позволить ценам на сырую нефть на внутреннем рынке подняться до уровня экспортного паритета. В результате у нефтедобывающих компаний появится достаточный стимул для поставок нефти на отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).

Кроме того, необходимо поэтапно снизить тариф на процессинг для НПЗ и полностью отказаться от системы процессинга к середине 2020-х годов.

«Нефтеперерабатывающие заводы должны работать как коммерческие предприятия, которые покупают сырую нефть и продают производимую из нее продукцию, зарабатывая на марже – как это делают в других странах», — считают эксперты.

Также нужно осуществить полномасштабную либерализацию внутренних цен на нефтепродукты, чтобы розничные цены на них могли свободно подняться до среднего уровня цен на рынках стран ЕАЭС. Это значит, что надо официально снять контроль с цен на бензин АИ-80 и прекратить регулирование цен на другие нефтепродукты.

По мнению экспертов, компенсировать повышение розничных цен потребителям автомобильного топлива можно за счет пропорционального снижения ставки налога на транспорт. Необходимо согласовать ставки акцизов с российскими в рамках единого экономического пространства, привести в соответствие и налоги нефтеперерабатывающей отрасли, чтобы минимизировать риск существенного разброса цен на рынках конечного потребления и связанных с этим осложнений. Свести к минимуму ограничения на импорт и экспорт нефтепродуктов.

Не спеша (пояснение)

Между тем в комментариях к рекомендациям экспертов представители Ассоциации «KAZENERGY» отметили, что уравнение экспортных и внутренних цен на сырую нефть в обозримом будущем неизбежно и является существенным шагом в сторону либерализации рынка ГСМ.

«Однако данный процесс требует постепенного и поэтапного перехода», — отмечают в ассоциации. В качестве первого шага этого перехода может стать отмена налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при поставках сырой нефти на внутренний рынок.

В организации отмечают, что «снижение тарифа на процессинг невозможно осуществить одномоментно и сразу для всех заводов». Действующий тариф утвержден в рамках соответствующих инвестиционных программ НПЗ, с учетом полученных займов на модернизацию. Соответственно, по мере погашения долга планируется снижение размера тарифа на процессинг.

Создание специальных таможенных постов для пресечения несанкционированного вывоза автомобильного топлива и контроль на АЗС не способны кардинально изменить ситуацию по ценам на нефтепродукты в приграничных районах. Необходимо экономическими мерами обеспечить паритет цен в Казахстане и России.

«Однако, учитывая, что это остро социальный вопрос, необходимо подходить поэтапно и взвешенно, с учетом интересов всех участников рынка, в первую очередь потребителей в лице населения», — считают эксперты и добавляют, что «наиболее приемлемым инструментом синхронизации розничных цен на ГСМ являются фискальные – а именно, акцизы – а также либерализация торговли».

По данным «KAZENERGY», на сегодняшний день ставка акциза в РК по опту для автомобильного бензина составляет $27,3 за 1 т, а по рознице – $1,3 за 1 т, что в совокупности составляет от 1/6 до 1/7 от аналогичного показателя в России — $189 за 1 т.

Таким образом, рост розничной цены на ГСМ в Казахстане будет обеспечен в основном за счет роста налогообложения, без какого-либо существенного увеличения цены базисного сырьевого товара и маржи субъектов рынка нефтепродуктов – недропользователей, НПЗ, трейдеров, распределительных компаний и АЗС.

«Предполагаемое увеличение поступлений в бюджет по акцизам можно компенсировать населению через уменьшение социально облагаемых налогов в целях увеличения фактического размера заработных плат, а также через отмену налога на транспорт», — полагают эксперты.

Нефтеперерабатывающие заводы

По данным IHS Markit, в целом модернизация НПЗ позволила республике значительно снизить традиционную зависимость страны от импорта светлых нефтепродуктов из России. Нынешних мощностей должно хватить для удовлетворения внутреннего спроса на нефтепродукты как минимум до 2030 года.

Объем переработки нефти на НПЗ Казахстана в 2018 году вырос на 10,2% до 16,4 млн т. Это было обусловлено ростом внутреннего потребления наряду с расширением перерабатывающих мощностей после завершения программы модернизации стоимостью $6 млрд.

Видимый внутренний спрос на нефтепродукты в 2018 году вырос на 11,1% до 14,3 млн т. В то же самое время, произошло сокращение экспорта нефтепродуктов на 16,3% до 3,3 млн т, а импорта – на 37,9% до 1,2 млн. т.

По данным IHS Markit , в прошлом году казахстанские НПЗ обеспечили около 93% от общего объема поставок на внутренний рынок бензина, 91% – дизельного топлива и 62% – авиационного керосина.

На долю трех основных НПЗ Казахстана – Атырауского, Павлодарского и Шымкентского – в 2018 году пришлось 93,6% от совокупного объема нефтепереработки в стране. Помимо трех основных нефтеперерабатывающих заводов, в Казахстане работают 34 мини-НПЗ, которые в основном производят небольшие объемы низкокачественной продукции или полуфабрикатов. Однако они играют важную роль в обеспечении низкооктанового бензина (AИ-80), выпуск которого на трех крупных НПЗ после модернизации был прекращен. Этот вид топлива используется главным образом в сельском хозяйстве, и цена на него все еще регулируется.

В результате проведенной модернизации глубина нефтепереработки на Атырауском НПЗ выросла до 85%, в Павлодарском — до 84%, на Шымкентском — до 89%.

Все три завода сейчас производят бензин классов К4 и К5 (схожих со стандартами Евро-4 и Евро-5), соответствующих требованиям ЕАЭС.

По прогнозу экспертов, в период с 2019-го по 2040 год объем переработки на казахстанских НПЗ вырастет на 17,5% и составит 21 млн т в год.

Основная часть поставляемой на НПЗ сырой нефти и получаемых из нее нефтепродуктов принадлежит добывающим предприятиям АО «НК «КазМунайГаз».