Неравноценная оплата труда казахстанских и иностранных специалистов, считают основной причиной разразившихся на Тенгизе беспорядков. Однако, выровнять ее сложно, заработная плата зависит от конкретных навыков и опыта, которыми обладает работник. Знают ли учебные заведения страны что нужно нефтегазовой отрасли Казахстана и как идет подготовка отечественных кадров, рассказал И.О. Председателя правления НАО «Касипкор» ЕрмекКузенбаев.
— ЕрмекБахытович, прежде чем готовить кадры для нефтегазовой отрасли, ведете ли аналитику потребностей, какие именно кадры нужны? Какими навыками они должны обладать?
— Да, конечно, мы постоянно мониторим рынок труда. К примеру, нефтегазовая отрасль, по данным РПП Атамекен по Атырауской области, в данное время нуждается в сервисных специальностях для швейного производства, организации питания(Рис.1.), это связано с увеличением числа рабочих, так как 2019 -2021 пиковые годы в реализации Проекта Будущего Расширения Тенгизшевройл. Мы также отслеживаем навыки, которые требуются компаниям (Рис 2.). Это важно, так как требования к навыкам меняются стремительно, ведь реальный бизнес более мобилен и академия должна подстраиваться, становиться гибче и мобильнее. Другой пример, колледж APECPetroTechnicготовит студентов по шести специальностям (Электроснабжение, Бурение нефтяных и газовых скважин и технология буровых работ, Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, Технология добычи нефти и газа, Технология инжиниринга КИП, Технология химического инжиниринга), но так как мы видим растущую потребность в ITспециалистах, с сентября мы вводим две новые специальности: Информационные системы и Автоматизация. Нам удалось успешно связать академию, производство и студентов на базе Высшего колледжа АРЕС PetroTechnic. Созданную синергию мы планируем масштабировать на весь Казахстан, внедрив в других колледжах страны.
— Как это будет работать, и что от этого получат выпускники и работодатели?
— Очевидно, что для модернизации ТиПО необходимо привести его в соответствие с международными стандартами, в том числе обеспечить современным, востребованным на предприятиях оборудованием. Но это не единственное, то надо сделать. Мы запускаем проект «Жасмаман», цель которого внедрить международные стандарты подготовки кадров в 180 колледжах и 20 ВУЗах страны, и для этого будут привлечены зарубежные партнеры. Совместно с зарубежным партнером учебные заведения обновят программы подготовки кадров, обучат преподавательский состав, улучшат менеджмент и наладят процессы управления учебным заведением. Отдельно будет рассмотрена Стратегия развития каждого учебного заведения на предстоящие 5 лет на предмет соответствия принимаемых мер и ожидаемых результатов основным задачам «Жасмаман».В результате модернизации и внедрения международных стандартов, колледжи и вузы станут отраслевыми центрами компетенции по своей профессии, в том числе по WorldSkills. Затем, совместно с зарубежным партнером пройдут международную отраслевую аккредитацию, которая признается во всем мире по соответствующему профилю подготовки кадров. Это обеспечит изменение структуры подготовки кадров с догоняющей на опережающую.
Будет также выстроена система массовых (вечерних, воскресных, онлайн) курсов для подготовки молодежи. Рабочая молодежь получит более широкие возможности обучения и переобучения. Будет расширено дуальное обучение. Также на базе центров компетенции будет организована работа бизнес-инкубаторов/технопарков для вовлечения молодежи в инновационные и стартап проекты, где также будет сосредоточена бизнес среда для финансирования привлекательных проектов.
— А как все эти изменения помогут отечественным компаниям найти дефицитных специалистов?
— Они получат тысячи высококвалифицированных и хорошо подготовленных выпускников и не только выпускников. Многие работодатели не знают, что они могутпривлекать к работам студентов уже со второго семестра их обучения. Первый вариант — это традиционная практика студентов, предполагающая определенное количество часов проведенных на предприятии. Второй вариант – дуальная система обучения, в рамках которой программа студента может быть изменена до 80%. То есть 80% времени студент может проводить на работе, получать МЗП и впитывать корпоративный дух компании. Третий – самый популярный вид трудоустройства- после получения диплома, но к тому времени, самые лучшие студенты уже найдут работу. Поэтому я бы рекомендовал использовать дуальную систему обучения. Она дает возможность присмотреться к будущим сотрудникам и понять кто из них действительно готов к работе.
— Что на ваш взгляд надо изменить в системе средне-специального образования, чтобы сделать его более полезным реальному бизнесу, отечественным компаниям?
— Быстрое развитие технологий, изменение промышленных процессов, оперативное обновление оборудования требует четких, базовых стандартов, и центров, которые могли бы оценить и подтвердить «Марку Качества» подготовки того или иного специалиста. Таких центров компетенции в Казахстане почти нет. Международные компании, работающие на территории Казахстана, вынуждены привлекать ЦК из других стран для оценки и обучения, чтобы гарантировать качество выполненных работ на выходе. Программы международных центров не адаптированы к СНИП и другой нормативно-правовой документации Казахстана. В итоге нефтегазовые компании вынуждены вести «двойную игру»: получать документ гос.образца, а затем доучивать специалистов по международным стандартам центров компетенций Великобритании, США, Канады и других стран. Это не только пустая трата денег и человекочасов, но и создает монополии на рынке тренинговых услуг, выводя капитал зарубеж.
К слову, мы создаем международный центр компетенций на базе APEC PetroTechnic, который благодаря удачному местоположению сможет работать не только в Казахстане, но и в России и Центральной Азии. Развитие и стандартизация компетенций в стране будет наращивать «валюту навыков», которая напрямую конвертируется в экономический рост. Улучшение экономического положения, в свою очередь, позволяет вкладываться в развитие навыков и вновь запускает рост.
Подытоживая, хочу отметить, что самое главное изменение, которое мы целенаправленно внедряем – ориентированность на бизнес. Наши сотрудники, педагоги, инструкторы, методисты – все должны понимать, что учебный процесс – часть бизнеса. Академическим и методическим отделам надо перестраиваться, видеть возможности потенциального дохода, и прекратить надеяться на госбюджет. Во всем мире ценность высшего образования стремится к снижению. Лучшие университеты размещают программы онлайн, поэтому ценность практических и прикладных курсов, необходимых для конкретного решения сейчас — растет. Нам нужны навыки, не корочки. Грамотное и финансово-эффективное управление существующей материально-технической базой — общежитиями, помещениями, мастерскими, рост и развитие в умении предлагать рынку востребованные и актуальные учебные программы должны стать основой работы колледжей страны.
ТОП-15 самых востребованных специальностей среди крупных нефтедобывающих компаний. Данные НПП «Атамекен«
1 | Швея | 140 |
2 | Организация питания | 50 |
3 | Химическая технология и производство (по видам) | 50 |
4 | Оператор технологических установок* | 35 |
5 | Механообработка, контрольно-измерительные приборы и автоматика в промышленности | 35 |
6 | Слесарь по ремонту технологических установок | 31 |
7 | Техник -технолог | 30 |
8 | Оператор по добыче нефти и газа | 27 |
9 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования | 27 |
10 | Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта | 25 |
11 | Пожарный -респираторщик | 20 |
12 | Электрооборудование электрических станций и сетей (по видам) | 19 |
13 | Сварочное дело (по видам) | 16 |
14 | Организация обслуживания гостиничных хозяйств | 15 |
15 | Оператор технологических установок (энергоресурсы) | 15 |
Должность | Место | Вахта | Навыки |
Дизайнер по электрике | Атырау | 5/2 | Высшая инженерная степень. (Предпочтительно, связанный с электрическим дизайном) Соответствующий опыт работы — не менее 5 лет как Дизайнер по электрике Должно иметь базовое понимание процессов нефтяного месторождения или завода. Имеете опыт SmartPlantElectrical. Способна создавать проектно-конструкторские работы по созданию операционных улучшений (OE), элементы безопасной эксплуатации, надежности и эффективности при разработке решений для проектов и процессов. Обучение / опыт AutoCad. |
Инженер Электрик | Карабатан | 6/1 | Высшая инженерная степень. Опыт от 3-5 лет как инженер электрик. Коды и стандарты электротехнического строительства Республики Казахстан и другие законодательные, нормативные правовые акты Республики Казахстан Соответствующие европейские стандарты и нормы; |
Инженер по КИПиА | Тенгиз/Атырау | 28/28 — 5/2 | Высшая инженерная степень. Опыт от 3-5 лет как инженер КИПиА. Соответствующие европейские стандарты и нормы; |
Проектировщик систем безопасности |
Тенгиз | вахта | Знание пакетов MS Office и AutoCAD ü Должен иметь инженерную степень в аккредитованном университете (электротехнический, гражданский). ü Знание методов построения электромонтажных работ для ввода в эксплуатацию ИТ, электрооборудования, видеонаблюдения, технологий безопасности, оборудования. ü Опыт работы в системах дизайнерского проектирования, монтажа. ü Знание технических стандартов и методов проектирования. |
По данным рекрутинговых агентств