Подготовка отечественных кадров для нефтегазовой отрасли

Неравноценная  оплата труда казахстанских и иностранных специалистов, считают основной  причиной разразившихся на Тенгизе беспорядков.  Однако, выровнять ее сложно, заработная плата зависит от конкретных навыков и опыта, которыми обладает работник. Знают ли учебные заведения страны что нужно нефтегазовой отрасли Казахстана и как идет подготовка отечественных кадров, рассказал И.О. Председателя правления НАО «Касипкор» ЕрмекКузенбаев.

— ЕрмекБахытович, прежде чем готовить кадры для нефтегазовой отрасли, ведете ли аналитику потребностей, какие именно кадры нужны? Какими навыками они должны обладать?

— Да, конечно, мы постоянно мониторим рынок труда. К примеру, нефтегазовая отрасль, по данным РПП Атамекен по Атырауской области, в данное время нуждается в сервисных специальностях для  швейного производства, организации питания(Рис.1.), это связано с увеличением числа рабочих, так как 2019 -2021 пиковые годы в реализации Проекта Будущего Расширения Тенгизшевройл. Мы также отслеживаем навыки, которые требуются компаниям (Рис 2.). Это важно, так как требования к навыкам меняются стремительно, ведь реальный бизнес более мобилен и академия должна подстраиваться, становиться гибче и мобильнее. Другой пример, колледж APECPetroTechnicготовит студентов по шести специальностям (Электроснабжение, Бурение нефтяных и газовых скважин и технология буровых работ, Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, Технология добычи нефти и газа, Технология инжиниринга КИП, Технология химического инжиниринга), но так как мы видим растущую потребность в ITспециалистах, с сентября мы вводим две новые специальности: Информационные системы и Автоматизация. Нам удалось успешно связать академию, производство и студентов на базе Высшего колледжа АРЕС PetroTechnic. Созданную синергию мы  планируем  масштабировать на весь Казахстан, внедрив  в других колледжах страны.

— Как это будет работать, и что от этого получат выпускники и работодатели?

— Очевидно, что для модернизации ТиПО необходимо привести его в соответствие с международными стандартами, в том числе обеспечить современным, востребованным на предприятиях оборудованием. Но это не единственное, то надо сделать. Мы запускаем  проект «Жасмаман», цель которого внедрить международные стандарты подготовки кадров в 180 колледжах и 20 ВУЗах страны, и для этого будут привлечены зарубежные партнеры. Совместно с зарубежным партнером учебные заведения обновят программы подготовки кадров,  обучат преподавательский состав, улучшат менеджмент и наладят процессы управления учебным заведением. Отдельно будет рассмотрена Стратегия развития каждого учебного заведения на предстоящие 5 лет на предмет соответствия принимаемых мер и ожидаемых результатов основным задачам «Жасмаман».В результате модернизации и внедрения международных стандартов, колледжи и вузы станут отраслевыми центрами компетенции по своей профессии, в том числе по WorldSkills. Затем, совместно с зарубежным партнером пройдут международную отраслевую аккредитацию, которая признается во всем мире по соответствующему профилю подготовки кадров. Это обеспечит изменение структуры подготовки кадров с догоняющей на опережающую.

Будет также выстроена система массовых (вечерних, воскресных, онлайн) курсов для подготовки молодежи. Рабочая молодежь получит более широкие возможности обучения и переобучения. Будет расширено дуальное обучение. Также на базе центров компетенции будет организована работа бизнес-инкубаторов/технопарков для вовлечения молодежи в инновационные и стартап проекты, где также будет сосредоточена бизнес среда для финансирования привлекательных проектов.

— А как все эти изменения помогут отечественным компаниям найти дефицитных специалистов?

— Они получат тысячи высококвалифицированных и хорошо подготовленных выпускников и не только выпускников. Многие работодатели не знают, что они могутпривлекать к работам студентов уже со второго семестра их обучения. Первый вариант — это традиционная практика студентов, предполагающая определенное количество часов проведенных на предприятии. Второй вариант – дуальная система обучения, в рамках которой программа студента может быть изменена до 80%. То есть 80% времени студент может проводить на работе, получать МЗП и впитывать корпоративный дух компании. Третий – самый популярный вид трудоустройства- после получения диплома, но к тому времени, самые лучшие студенты уже найдут работу. Поэтому я бы рекомендовал использовать дуальную систему обучения. Она дает возможность присмотреться к будущим сотрудникам и понять кто из них действительно готов к работе.

— Что на ваш взгляд надо изменить в системе средне-специального образования, чтобы сделать его более полезным реальному бизнесу, отечественным компаниям?

— Быстрое развитие технологий, изменение промышленных процессов, оперативное обновление оборудования требует четких, базовых стандартов, и центров, которые могли бы оценить и подтвердить «Марку Качества» подготовки того или иного специалиста. Таких центров компетенции в Казахстане почти нет. Международные компании, работающие на территории Казахстана, вынуждены привлекать ЦК из других стран для оценки и обучения, чтобы гарантировать качество выполненных работ на выходе. Программы международных центров не адаптированы к СНИП и другой нормативно-правовой документации Казахстана. В итоге нефтегазовые компании вынуждены вести «двойную игру»: получать документ гос.образца, а затем доучивать специалистов по международным стандартам центров компетенций Великобритании, США, Канады и других стран. Это не только пустая трата денег и человекочасов, но и создает монополии на рынке тренинговых услуг, выводя капитал зарубеж.

К слову, мы создаем  международный центр компетенций на базе APEC PetroTechnic, который благодаря удачному местоположению сможет работать не только в Казахстане, но и в России и Центральной Азии. Развитие и стандартизация компетенций в стране будет наращивать «валюту навыков», которая напрямую конвертируется в экономический рост. Улучшение экономического положения, в свою очередь, позволяет вкладываться в развитие навыков и вновь запускает рост.

Подытоживая, хочу отметить, что самое главное изменение, которое мы целенаправленно внедряем – ориентированность на бизнес. Наши сотрудники, педагоги, инструкторы, методисты – все должны понимать, что учебный процесс – часть бизнеса. Академическим и методическим отделам надо перестраиваться, видеть возможности потенциального дохода, и прекратить надеяться на госбюджет. Во всем мире ценность высшего образования стремится к снижению. Лучшие университеты размещают программы онлайн, поэтому ценность практических и прикладных курсов, необходимых для конкретного решения сейчас — растет. Нам нужны навыки, не корочки. Грамотное и финансово-эффективное управление существующей материально-технической базой — общежитиями, помещениями, мастерскими, рост и развитие в умении предлагать рынку востребованные и актуальные учебные программы должны стать основой работы колледжей страны.

ТОП-15 самых востребованных специальностей среди крупных нефтедобывающих компаний. Данные НПП «Атамекен«

1 Швея 140
2 Организация питания 50
3 Химическая технология и производство (по видам) 50
4 Оператор технологических   установок* 35
5 Механообработка, контрольно-измерительные приборы и автоматика в промышленности 35
6 Слесарь по ремонту технологических установок 31
7 Техник -технолог 30
8 Оператор по добыче нефти и газа 27
9 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 27
10 Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта 25
11 Пожарный -респираторщик 20
12 Электрооборудование электрических станций и сетей (по видам) 19
13 Сварочное дело (по видам) 16
14 Организация обслуживания гостиничных хозяйств 15
15 Оператор технологических установок (энергоресурсы) 15

Должность Место Вахта Навыки
Дизайнер по электрике Атырау  5/2 Высшая инженерная степень. (Предпочтительно, связанный с электрическим дизайном)
Соответствующий опыт работы — не менее 5 лет как Дизайнер по электрике
Должно иметь базовое понимание процессов нефтяного месторождения или завода.
Имеете опыт SmartPlantElectrical.
Способна создавать проектно-конструкторские работы по созданию операционных улучшений (OE), элементы безопасной эксплуатации, надежности и эффективности при разработке решений для проектов и процессов.
Обучение / опыт AutoCad.
Инженер Электрик Карабатан  6/1 Высшая инженерная степень.  Опыт от 3-5 лет как инженер электрик.  Коды и стандарты электротехнического строительства Республики Казахстан и другие законодательные, нормативные правовые акты Республики Казахстан  Соответствующие европейские стандарты и нормы;
Инженер по КИПиА Тенгиз/Атырау 28/28 — 5/2 Высшая инженерная степень.  Опыт от 3-5 лет как инженер КИПиА. Соответствующие европейские стандарты и нормы;
Проектировщик систем
безопасности
Тенгиз вахта Знание пакетов MS Office и AutoCAD
ü Должен иметь инженерную степень в аккредитованном университете (электротехнический, гражданский).
ü Знание методов построения электромонтажных работ для ввода в эксплуатацию ИТ, электрооборудования, видеонаблюдения, технологий безопасности, оборудования.
ü Опыт работы в системах дизайнерского проектирования, монтажа.
ü Знание технических стандартов и методов проектирования.

По данным рекрутинговых агентств