Продаст ли Chevron России свои активы в Казахстане

Казахстанским властям предложили выкупить доли иностранных компаний в месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак за счет замороженных на Западе золотовалютных резервов России.

Координационный совет альянса предпринимателей «Парасат» предложил Нефтегазовому совету при президенте рассмотреть вариант трехсторонней сделки между правительством России, российскими нефтяными компаниями, уполномоченной нефтяной компанией Казахстана и иностранными предприятиями, разрабатывающими Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, по выкупу их долей за счет замороженных золотовалютных резервов (ЗВР) РФ.

Авторы инициативы считают, что, пересмотрев условия контрактов по этим месторождениям, республика могла бы больше зарабатывать. Добровольно иностранные компании не пойдут на изменение договоров. Казахстан из-за отсутствия денег не сможет их выкупить. А бюджету срочно нужны средства для реализации запланированных реформ. РФ выгодна эта сделка тем, что часть замороженных ЗВР будут обменяны на реально работающие активы. Предполагается, что нужно 1,5-2 года на то, чтобы провернуть такую сделку, и, если начать сейчас, то можно завершить к концу 2025 года.

При заключении контрактов с новыми акционерами также можно договорится о подписном бонусе в $15 млрд. И направить эти деньги на строительство АЭС совместно с Росатомом.

Как объяснил председатель правления альянса предпринимателей «Парасат» Олег Пак, в координационный совет входят 28 членов, из них 15 депутатов парламента (4 сенатора и 11 мажилисменов), а также эксперты в различных отраслях. Председателем совета является депутат Мажилиса Ермурат Бапи.

«У нас открытая площадка, любой желающий член координационного совета имеет право инициировать любой вопрос. Олжас Байдильдинов инициировал, мы обсудили, и проголосовали. В принципе, большинством голосов данное предложение было поддержано», — говорит Пак.

Зачем и почему?

Как объяснил Petrocouncil.kz сам Олжас Байдильдинов, член Общественного совета Министерства энергетики РК, главная задача предлагаемой сделки — улучшить для Казахстана условия договоров по этим трем крупным месторождениям, аннулировав соглашения о разделе продукции (СРП) и стабилизированные контракты, или же пересмотрев их в пользу страны. Правительство не сможет сделать это в одностороннем порядке, поскольку тогда иностранные компании обратятся с иском в международные суды, и на Казахстан наложат санкции, арестуют ЗВР и активы Национального фонда. Пересмотр со стороны западных компаний тоже маловероятен, вряд ли они откажутся от своих привилегированных условий. Поэтому единственный приемлемый для всех способ — выкупить активы. Сделать это сейчас, наверно, могут только несколько стран и корпораций. Это либо те же самые западные корпорации, которые обладают такими средствами, а также Россия и Китай. КНР, возможно, и заинтересовалась бы активами, но вряд ли это сделает, учитывая, что нефть транспортируется через РФ. Россия тоже может не видеть смысла тратить от $60 млрд до $100 млрд (по оценке Байдильдинова) на эти доли. Но для нее все же будет лучше, если эти замороженные деньги перейдут в активы и начнут приносить доходы.

Почему, по мнению эксперта, нужно менять условия по контрактам.

Во-первых, сегодня операторы Тенгиза, Кашагана и Карачаганака не поставляют нефть на внутренний рынок, а полностью отправляют на экспорт. Тогда как казахстанские компании от 40 до 70% продают нефть на внутреннем рынке по ценам в районе себестоимости. Иногда даже ниже себестоимости, по $25 за баррель. Иностранные акционеры по таким ценам никогда не будут поставлять в Казахстан. Они заинтересованы в том, чтобы эта нефть шла в Европу, на подконтрольные им НПЗ.

Во-вторых, они не платят экспортную таможенную пошлину (ЭТП). Казахстан из-за этого недополучает около $500 млн в месяц.

В-третьих, для них установлены льготные режимы по различным экологическим штрафам. Налоги, платежи и все остальное зафиксировано на уровне 1990-х годов, когда заключались эти контракты. И Казахстан, даже в случае ввода новых норм, не сможет их применить к этим консорциумам.

Не нравится эксперту и то, как инвесторы реализуют свои капитальные проекты. Например, он недоумевает по поводу того, что Тенгизшевройл вложил $48,5 млрд на увеличение добычи на Тенгизе на 12-13 млн тонн. Такие деньги израсходованы на наземном месторождении, где вся инфраструктура уже была построена на предыдущих стадиях разработки. При том, что в морское месторождение Кашаган, которое разрабатывается с нуля, было инвестировано $60 млрд, и дает он сейчас около 19 млн тонн.

Суть СРП в том, что пока инвесторы не вернут нефтью половину или 70% своих вложенных средств, республика не получит с этих месторождений практически никакой прибыли. На Кашагане доля доходов Казахстана сегодня составляет 2%. При этом и налоговые ставки для них другие.

Также операторы не обязаны проводить закупки по местным правилам. Они могут закупать что угодно, и у кого угодно. Те показатели по казахстанскому содержанию, которые они декларируют, не совсем корректные. Инвесторы считают, что если компания зарегистрирована в Казахстане, то это казахстанская компания. На самом деле у этих предприятий учредителями могут быть зарубежные компании и лица. Соответственно, вся их прибыль уходит за границу, из-за внутренне производство не развивается. Доля казахстанских товаров в закупках большой тройки около 5%. Практически, все используемые товары операторы завозят из-за рубежа. У них нулевая ставка на НДС при импорте оборудования. Это автоматически ставит местных производителей в невыгодное положение.

Олжас Байдильдинов предлагает не ждать 10-15 лет, когда завершатся контракты по этим месторождениям, и инвесторы выкачают всю нефть, и нам ничего не останется.

Почему при новых акционерах страна получит больше выгоды?Потому что контракты передут на общие стандарты, и мы сможем выторговать для себя адекватные условия, к примеру, по поставкам нефти на внутренний рынок, увеличению закупок товаров, работ и услуг (ТРУ), считает эксперт.

«В любом случае это гораздо лучше, чем просто сидеть и ждать, говорить, что американцы лучше, чем россияне. Почему американцы лучше? Потому что они стоимость ПБР с $12 млрд до $50 млрд повысили? В результате, мы ничего с этой новой нефти не получим. Я против того, чтобы говорить и приклеивать какие-то ярлыки, что какой-то инвестор лучше или хуже. Дело в условиях, на которых они здесь работают. Если инвесторы соглашаются на пересмотр условий на стандартные, то никаких вопросов нет, пусть работают. Но они же на это не пойдут. Они же не подарят Казахстану $5-10 млрд в год дополнительно?», — говорит Байдильдинов.

Дорога в Азию

Эксперт считает, что Казахстану и России не нужно конкурировать на европейском рынке. Нынешние иностранные акционеры будут заинтересованы, чтобы казахстанская нефть поступала в Европу. Мы (если выкупим активы) гарантируем поставки в течение следующих 5 лет, но потом перенаправим сырье в Азию — Китай, Индию и Азиатско-Тихоокеанский регион, где ожидается рост спроса на нефть. Европейский же рынок будет сокращать потребление, поскольку Европа предпринимает большие усилия, чтобы снизить свою зависимость от углеводородного сырья.

«Я не говорю, что это должны быть российские компании или российские госкомпании. Речь идет о том, что нужно поменять эти контракты. Нужно сделать их справедливыми, сделать такими, какими работает вся нефтянка Казахстана. Чтобы не было никаких льгот и исключений, никаких сниженных ставок. Было обязательство по поставкам нефти на внутренний рынок пропорционально добыче. А кто будет владеть, КМГ или российские компании, абсолютно без разницы. Главное, чтобы эти контракты перешли на общие условия», — говорит Байдильдинов.

Олег Пак объясняет, что Казахстану деньги нужны в том числе и для развития энергетики, на обновление изношенных сетей и электростанций. Нужно развивать отрасль глубокой переработки сырья. Пересмотр условий контрактов с нефтедобывающими компаниями — главный посыл обращения. Использование замороженных российских активов — один из предлагаемых вариантов. Не принципиально, кто выкупить. С Россией может быть выгодно, поскольку практически вся нефть экспортируется по ее территории. А еще важно, что экспорт ресурсов дает минимальный доход. Поэтому нефть и газ надо перерабатывать у себя в стране, и получать большие доходы.

Договор дороже денег

«СРП как модель контрактов в Казахстане были отменены в 2009 году. После этого новые не заключаются, но продолжают действовать ранее подписанные договоры. Соглашения по Кашагану и Карачаганаку — одни из них. Надо понимать, что в 1990-х, инвесторы пришли в непонятную для них страну, которая находится между Китаем и Россией, и не имеет выхода к мировому океану. Они рисковали, вкладывая миллиарды долларов, поэтому использовали режим СРП при заключении контракта», — говорит директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов.

Тем не менее, по мнению эксперта, государство понемногу влияет, и добивается выгодных для себя изменений в контрактах. К примеру, власти провели в 2022 году переговоры с акционерами ТШО, и теперь весь товарный газ с Тенгиза идет на внутренний рынок, а раньше экспортировался. Оператор не обязан, но поставляет на внутренний рынок 10 тыс. тонн сжиженного нефтяного газа ежемесячно (с осени прошлого года 20 тыс. тонн). Продает по 80 тыс. тенге ($180) за 1 тонну. Это дороже, чем у других местных производителей — по $100 за 1 тонну. Но ТШО продавал его на экспорт по $400-500 за тонну. Помимо этого, компания поставляет до 550 тыс. тонн сжиженного газа на завод по производству полипропилена компании Kazakhstan Petrochemical Industries, также будет обеспечивать бутаном и этаном два планируемых газохимических завода.

На Кашагане инвесторы согласились не претендовать на пропан-бутан, выпускаемый на новом газоперерабатывающем заводе (ГПЗ). Весь объем — 700 тыс. тонн в год — будет отдаваться QazaqGaz. На Карачаганаке с нового ГПЗ на внутренний рынок будут поставлять 700 тыс. тонн сжиженного газа.

Что касается возврата вложенных средств, то на Карачаганаке инвесторы уже вернули их, и теперь республика получает до 70% доходов предприятия. Положение может измениться после реализации последних капитальных проектов по расширению производства.

Совсем иная ситуация на Кашагане. Объем капиталовложений — $55 млрд, а с процентами, пожалуй, все $80 млрд. Сейчас согласно СРП, 80% доходов идет на возмещение затрат, а оставшиеся 20% — делится между сторонами в определенной пропорции. ТОО «PSA» — полномочный орган, представляющий интересы правительства в проекте, ведет арбитражное разбирательство с акционерами NCOC, считая, что $13 млрд из $55 млрд потрачены с нарушениями, и не подлежат возмещению.

Казахстану важно снижать затраты консорциума, чтобы поскорее увеличить свои доходы. В СРП по Кашагану есть три основных условий, наступление которых дает повод для увеличения прибыли государства. Во-первых, когда рентабельность предприятия выходит на определенный уровень. Во-вторых, после возмещения всех затрат инвесторов. В-третьих, когда накопленный объем добычи нефти достигает 3 млрд баррелей. Тогда уже неважно, вернули деньги инвесторы или нет, доля прибыли республики увеличивается. Поэтому сейчас правительство настаивает на реализации второй фазы освоения месторождения, строительстве следующего ГПЗ. Последние два года инвесторы тянули с принятием решения, из-за чего мы потеряли время. Теперь власти договорились с катарскими инвесторами о строительстве ГПЗ.

С акционерами ТШО другие условия. Месторождение разрабатывается по договору партнерства между Казахстаном и Chevron. Если по СРП все затраты аккумулируются, и списываются потом с будущей нефти, то ТШО, который работает как обычное товарищество с ограниченной ответственностью, списывает затраты с ежегодных доходов. Часть (около $15 млрд) из тех $48,5 млрд, потраченных на проект расширения, — кредиты от Chevron и ExxonMobil, а также облигации, остальное — инвестиции за счет прибыли предприятия. Эксперт ожидает, что после запуска ПБР, при цене $85 за баррель, Тенгиз будет получать $8-10 млрд чистой прибыли в год. 

Компания самый крупный налогоплательщик страны — в 2022 году она заплатила в госказну 4,6 трлн тенге ($10 млрд). В том году Карачаганак дал бюджету 1,4 трлн, Кашагана — 239,1 млрд тенге. При хорошей цене на нефть расходы на ПБР быстро окупятся.

Вывозная пошлина

Ставки экспортной пошлины на сырую нефть в Казахстане устанавливаются Министерством национальной экономики в долларах США за тонну. Их размер зависит от цен на нефть. Впервые республика ввела ЭТП на в 2008 году, но в 2009-м, из-за падения мировых цен, ее обнулили. Заново экспортные пошлины были введены в 2010 году.

То есть ЭТП не было, когда заключали соглашения по трем крупным месторождениям. Смысла внедрять ЭТП на Кашагане и Карачаганаке нет, считает Нурлан Жумагулов. Если правительство введет этот сбор, то инвесторы будут платить его, но включат в общую сумму возмещаемых затрат, да еще и с процентами. Поэтому стороны пришли к мнению, что для СРП-проектов ЭТП невыгодно.

Тенгизшевройл платит ЭТП с момента ее введения, но делает это «под протестом» и «во избежание срыва экспортных поставок», как пишет он в своем ежегодном финансовом отчете. Предприятие считает, что освобождено «от таких видов пошлин по соглашениям о товариществе с республикой».

В целом, эксперт считает, что поменять западные компании на Россию, которая находится под санкциями, это очень рискованно. На КТК не наложили санкции именно потому, что по нему транспортируется нефть с Тенгиза, Кашагана и Карачаганака, где в акционерах в основном западные компании. Нет никаких гарантий, что после их ухода, не начнут бомбить трубопровод и его морские терминалы.

Есть ли у России технологии для освоения таких крупнейших и сложных месторождений, с высоким содержанием сероводорода и таким пластовым давлением? Сегодня мы наблюдаем, что в России ремонты НПЗ длятся уже два месяца, хотя раньше за один справлялись. Это все из-за недостатка оборудования, поступление которых затруднено из-за западных санкций. 

Где заморожены актив ЗВР?

Золотовалютные резервы РФ были заморожены после начала военного вторжения России в Украину. Тогда, в марте 2022-го министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что РФ после санкций США, стран Евросоюза и других государств лишилась доступа к $300 млрд ЗВР.

Агентство ТАСС со ссылкой на газету Financial Times пишет, что страны Запада, в первую очередь «Большой семёрки» (G7) — США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Канада и Италия, а также Евросоюза, заморозили около $280 млрд активов РФ в виде денежных средств и ценных бумаг. Самый большой объем таких активов — $208 млрд — заблокирован на международной площадке Euroclear в Бельгии. Франция заморозила около $21 млрд, Швейцария и Великобритания по $8,8 млрд и $15,6 млрд соответственно. Блокирование активов проводилось на основе внутреннего законодательства стран, которые ввели санкции.

Западные политики и чиновники ищут пути направить заблокированные резервы России на нужды Украины. США предлагают использовать изъятые средства для «компенсации Украине ущерба, нанесенного Россией».

В феврале 2024 года юристы из Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландов, США, Франции и Японии в подготовленном для G7 заключении пришли к выводу, что контрмеры против России в виде конфискации ее заблокированных активов законны с точки зрения международного права, если рассматривать изъятые средства в качестве компенсации за причиненный ею ущерб.

Бельгия, председательствующая в Совете ЕС в первой половине 2024 года, предложила использовать замороженные активы в качестве залога по облигациям, которые могут быть выпущены для финансирования восстановления Украины. Сами же активы, согласно этому плану, страны ЕС передадут Киеву, если РФ откажется выплачивать репарации Украине после окончания конфликта.

Евросоюз предлагает конфисковать прибыль, полученную от реинвестиции активов, и использовать ее для Украины. Ожидается, что в 2024-2027 годах активы РФ принесут доход в размере около 15-20 млрд евро.

В настоящее время ведется обсуждение возможности использования прибыли и для финансирования европейской военной промышленности для дальнейшего оказания военной помощи украинской армии.

Российские власти обещают предпринять ответные меры. Банк России в ответ на заморозку ЗВР заблокировал на территории РФ средства иностранных инвесторов на примерно $500 млрд.

Европейская комиссия 20 марта объявила о своем намерении использовать замороженные российские активы для предоставления Украине 3 млрд евро. Причём первые средства могут быть выплачены уже в июле.

Как видно, претендентов на замороженные российские ЗВР немало. Казахстан, который ни имеет к ним никакого отношения, вряд ли подпустят к этим деньгам.

Налоги и платежи в государственный бюджет и Национальный фонд от операторов Тенгиза, Кашагана и Карачаганака за 2020-2021 гг. млрд тенге

Компании20202021
ТШО999,11 702
КПО402,2697,3
NCOC53,585,4
Всего1 4542 485

Налоги и платежи всех нефтяных компаний РК за 2020-2021 гг., млрд тенге

 Национальный фондРеспубликанский бюджетМестный бюджетВсего
20201 404966,3241,52 612
20212 6001 521277,94 399

Источник: Национальный отчет по реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей.

Большая тройка: месторождение, акционеры, запасы и инвестиции, 2021 год

 АкционерыКонтрактИнвестицииМесторожденияЗапасы
ТШОChevron (50%), КМГ (20%), ExxonMobil (25%), Лукойл (5%)1993-2033$135 млрдТенгиз и Королевское3,4 млрд тонн общих разведанных запасов
КПОShell (29, 25%), Eni (29, 25%), Chevron (18%), Лукойл (13, 5%) и КМГ (10%)1995-2037$22 млрдКарачаганак1,1 млрд тонн газового конденсата
NCOCEni, ExxonMobil, Shell и Total — по 16, 81% каждая, КМГ (16, 88%), CNPC (8, 33%) и Inpex (7, 56%)1997-2041$60 млрдКашаган, Юго-Западный Кашаган, Актоты и Кайран1-2 млрд тонн нефти

Источник: Национальный энергетический доклад 2021.

Добыча нефти на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке, 2020-2023 гг. млн тонн

 2020202120222023
ТШО26,426,629,228,9
КПО10,910,310,110,6
NCOC15,116,212,718,8
Большая тройка52,453,15258,3
Всего по РК85,785,984,290

Источник: Отчеты компаний, МЭ РК