После завершения модернизации крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) казахстанским производителям удалось удовлетворить потребности внутреннего рынка с избытком, пишет Finreview.info.
По данным КМГ, три казахстанских НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ выросло на 84%, дизеля — на 36%. Авиатоплива, в свою очередь, производят в три раза больше.
В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За десять месяцев 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина — 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов – на 14,7%.
Наибольшие объемы выпуска пришлись на город Шымкент – произведено 1,5 млн тонн бензина или 42,5% от общего объема продукции. В регионе функционирует новейший в республике нефтеперерабатывающий завод. 30% производства бензина обеспечил Павлодарский нефтехимический завод, а 26,7% — Атырауский НПЗ.
Повышенные объемы производства позволили снизить импорт до минимума — если в январе — августе 2018 года объем импорта составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он снизился до 18,7 тыс. тонн. Однако и доля экспорта бензина составляет лишь 0,3%.
Кроме того, в стране сократилось потребление бензина – за семь месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8%, меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть в стране увеличивается объем нереализованного бензина.
Также известно, что за январь-сентябрь экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из которых 1 827 тонн бензина класса К5 уже отправилось в Европу. В планах министерства энергетики была поставка на европейский рынок еще 35 606 тонн только в ноябре этого года.
При этом для недопущения возникновения дефицита на бензин на внутреннем рынке в августе 2019 года принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу введен запрет на вывоз бензинов, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов.
Указанная мера сказалась на уровне отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина марки Аи-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, то в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.
Например, объем поставок в Алматинскую область снизился на 20,2 тыс. тонн в сравнении с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Поставки в ВКО снизились на 11 тыс. тонн в сравнении с августом и на 17,7 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Это может говорить о том, что часть бензина вывозилась в пограничные территории, а запрет сработал.
В 2018 году министр энергетики Канат Бозумбаев отмечал, что в ЗКО и Костанайской областях, где живет порядка 700-800 тысяч людей, расход горюче-смазочных материалов в несколько раз выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и Шымкенте проживает в общей сложности около трех миллионов человек.