Реформа электроэнергетики: почему Минэнерго против упразднения ЭСО?

Казахстан модернизирует сферу энергетики. Сейчас обсуждается возможность ликвидации непродуктивных посредников при реализации электроэнергии, к коим, в частности, отнесли энергоснабжающие организации. Однако мнения властей разделились по этому вопросу. В парламенте считают, что нужно упразднить эти организации, а в правительстве, наоборот, выступают за их сохранение.

На рынке электроэнергетики присутствуют четыре главных игрока. Первые – это производители электроэнергии – ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС и другие организации. Вторые – энергопередающие предприятия, в том числе и региональные электросетевые компании (РЭК), владеющие сетями, по которым доставляется электричество до потребителя. Третьи – энергоснабжающие организации (ЭСО). Они закупают электроэнергию и продают ее потребителям. Четвертый – Единый закупщик, который выкупает у электростанций выработанную электроэнергию и продает ее ЭСО. Сейчас единым закупщиком является подконтрольная Министерству энергетики государственная компания «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» (ТОО «РФЦ по ВИЭ»). Так вот, депутаты Мажилиса считают, что из этой цепочки необходимо убрать энергоснабжающие организации.

Депутат разбушевался

Недавно мажилисмен Едил Жанбыршин сообщил, что в парламенте в рамках рабочей группы по обсуждению законопроекта «По теплоэнергетике» были рассмотрены предложенные депутатами нормы по ликвидации ЭСО. Депутат считает их посредниками, которые зарабатывают только тем, что перепродают электроэнергию, добавляя свою маржу и повышая таким образом тариф на электричество, что вызывает недовольство у народа. Однако по словам мажилисмена, руководство Минэнерго во главе с министром Алмасадамом Саткалиевым выступило против ликвидации этих посредников.

Жанбыршин отмечает, что у ЭСО нет своих объектов, оборудования, устройств энергетического назначения (станций, подстанций, линий электропередач, трансформаторов и т.п.). Они зарабатывают миллиарды тенге, добавляя к тарифу свою наценку, но не инвестируют ни тиына в энергосектор. При этом они не несут никакой ответственности.

По словам депутата, за ЭСО стоят представители олигополии и близкие родственники людей, занимавших когда-то высокие политические посты. Поэтому ни министерство, ни правительство не в силах с ними справиться. При этом он отметил, что и среди членов парламента есть те, кто поддерживают ЭСО, предлагая отложить обсуждение вопроса.

Тем не менее, в этот раз депутаты добились принятия предложений по запрету ЭСО и передачу их функций в РЭК. Но Жанбыршин ожидает, что окончательное принятие норм еще будут оспаривать. Поэтому он обратился за помощью к своим избирателям и попросил их поддержки. Мажилисмен обещал впредь публиковать списки тех, кто выступает за или против принятия того или иного предложения, связанного с решением актуальных проблем и законодательных норм. «Пусть будет открыто. Пусть люди знают, кто есть, кто!» – написал Едил Жанбыршин на своей странице в Facebook.

Не все бесполезные?

Ключевой аргумент депутатов в том, что ЭСО – это не только непродуктивные посредники, но и инструмент обогащения для олигархов и коррумпированных чиновников. Но это не совсем так, считает Сергей Агафонов, председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций.

По его словам, на сегодняшний день в республике зарегистрировано около 140 энергоснабжающих организаций, из них действующими являются 106. Теоретически они делятся на две категории: регулируемые и нерегулируемые. На практике же их нужно делить на три группы.

В первую группу эксперт относит гарантирующих поставщиков (ГП). Их количество – 35. Они появились в результате отделения в 2004 году энергоснабжающих организаций от РЭК. То есть, все они часть вертикально интегрированных компаний, контролирующих весь процесс – от производства до продажи электричества. ГП те же ЭСО, только они должны продавать электроэнергию всем потребителям, кто у них попросит: от рядовых потребителей и бюджетных организаций до крупных компаний. Их тарифы регулируются государством.

Вторая группа – это ЭСО, чьи тарифы не регулируются антимонопольным ведомством. Они сами выбирают, кому и по какой цене продавать электричество. Де-юре они никем не контролируемые независимые коммерческие организации, участвующие в конкурентном рынке покупки и продажи электроэнергии. Де-факто они аффилированы с олигополиями.

Допустим, ГП продают электроэнергию по дифференцированным тарифам: при себестоимости 25 тенге, предприятие поставляет ее населению по установленной антимонопольной службой цене 15 тенге за 1 кВт*ч. Убыток покрывается за счет высоких тарифов юридическим лицам и бюджетным организациям, к примеру, по 35 и 70 тенге за киловатт, соответственно.

Но олигархи, владельцы таких ГП, переводят оттуда крупных платежеспособных потребителей на обслуживание в другую ЭСО, якобы не аффилированную, и при этом не являющуюся гарантирующим поставщиком. Поскольку такие ЭСО не обязаны работать с населением, то их тарифы не регулируются. Они, соответственно, могут продавать электричество только по самым высоким ценам, которые допустимы. ГП вынуждены постоянно работать себе в убыток, просить у государства повышения тарифов, а его конкуренты тем временем, не обремененные «социальными» обязательствами, получают большие доходы, перепродавая электроэнергию.

Количество таких компаний, работающих в связке с олигополиями, по подсчетам эксперта, около 20. Это «обласканная судьбой элита сектора», у которых большие объемы продаж, лучшие потребители и доступ к электросетям, отмечает Сергей Агафонов.

По его словам, на первую и вторую группы приходится примерно половина всех субъектов сектора электроснабжения и не менее 75% объемов электроэнергии.

В третью ни с кем не аффилированную группу ЭСО приходится не более 25% объемов розничного рынка. Таких компаний около 50. Каким-то чудом они получили договоры с двумя-тремя РЭК, как-то работают, а скорее – выживают и боятся собственной тени, говорит Сергей Агафонов.

Эксперт считает, что решить проблему можно только если избавиться от олигополий, то есть реально отделить ЭСО от РЭК. В 2004 году, когда произошло разделение по видам деятельности, это деление произошло только на бумаге. Поскольку у электросетей и ЭСО остались одни и те же собственники. А этого быть не должно, если хотите реальной конкуренции. При этом олигополии стараются не пускать других независимых участников на розничный рынок, не давая доступа к электросетям.

Агафонов говорит, что в реально конкурентной среде у ЭСО не может быть большой маржи. Они смогут бороться за потребителя немонетарными методами, предлагая различные фишки, как это делают, к примеру, сотовые операторы. Но убирать их с рынка точно не нужно, считает эксперт.

Избежать коллапса

У Минэнерго своя точка зрения на этот счет. Ведомство видит несколько рисков, появляющихся при отказе от механизма энергоснабжающих организаций. Во-первых, есть вероятность кассовых разрывов на период перехода потребителей от ЭСО к РЭК, в результате чего у энергоснабжающей организации появится задолженность перед Единым закупщиком. А учитывая, что Единый закупщик работает по предоплате, кассовые разрывы могут привести к ограничению поставок электроэнергии потребителям в связи с неуплатой средств, которые в свою очередь нужны для плановой покупки электрической энергии. В итоге это может привести к росту затрат на балансирующем рынке электроэнергии.

Во-вторых, есть риск, что РЭК возможно будут вынуждены перенаправлять средства, необходимые для проведения реконструкции и модернизации электросетей, на приобретение электрической энергии.

В-третьих, как определить кому передавать функции ЭСО? На сегодня в стране функционируют 133 энергопередающих организации, РЭК и владельцев электросетей. Наделение функцией энергоснабжения всех энергопередающих организаций может привести к непредвиденным последствиям на рынке, считают в Минэнерго.

В-четвертых, есть риск замедления процесса отказа от дифференциации электрической энергии по группам потребителей. В связи с тем, что предлагается электроснабжение, как вид услуги, перенести из общественно значимого рынка к естественно монопольной, полное регулирование цены потенциально может послужить негативным сигналом в части отмены дифференцированных тарифов.

По сведениям Минэнерго, сейчас насчитывается более 500 организаций, получивших лицензию на осуществление деятельности по энергоснабжению, из них фактически функционируют – 145.

Только хардкор!

Между тем, в сети опубликовали письмо Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА), адресованное НПП «Атамекен». Организация считает, что вопрос требует глубокого обсуждения с участниками рынка и проведения экономических расчетов о влиянии на все субъекты рынка.

В КЭА выступают и за сохранение вертикально-интегрированных энергокомпаний, то есть, так называемых олигополий. В ассоциации считают, что они помогают избежать риска социальной нестабильности, которая может возникнуть при недопоставках электроэнергии. По мнению организации, при объединении деятельности в единую цепочку появляется возможность перераспределения доходов от всех видов деятельности на покрытие убытков и повышение эффективности там, где это необходимо, что обеспечивает бесперебойную работу по снабжению электроэнергией потребителей. «ЭСО, аффилированные с вертикально-интегрированными энергокомпаниями, чаще всего являются гарантирующими поставщиками в регионах и это убыточные предприятия. Запрет их деятельности приведет к их ликвидации и социальному напряжению, ввиду отсутствия у населения доступа к дешевому поставщику электроэнергии», – отмечают в КЭА.

Также отмечается, что «предложения по продаже действующих ЭСО – гарантирующих поставщиков, как и консолидация региональных электросетевых компаний в одну РЭК с госучастием является откровенной принудительной национализацией, что напрямую нарушает конституционные права субъекта на свободу предпринимательской деятельности».

При этом в КЭА, похоже, недовольны введением (в июле этого года) института Единого закупщика. «С вводом модели Единого закупщика говорить о какой-либо конкуренции, как на оптовом рынке электроэнергии, так и тем более на розничном не приходится, так как невозможно выбирать производителя электроэнергии и играть на уровнях цен различных энергоисточников: все потребители и ЭСО закупают электроэнергию в одном месте, по единой цене у Единого закупщика», – пишет ассоциация.

Однако другие участники рынка считают, что Единый закупщик наоборот помог урегулировать рынок. Он отсек производителей электроэнергии (читай – олигополии) от розничных продавцов – энергоснабжающих организаций, исключив ценовой сговор и лоббирование. Единый закупщик уравнивает стоимость импортируемой электроэнергии. А импорт электроэнергии в республике растет. Если в прошлом отопительном периоде доля импорта в общем объеме потребляемой электроэнергии составила 8%, то этом она вырастет до не менее 12%. Импортируется электроэнергия в основном из России, и ее стоимость в два раза выше чем у казахстанской электроэнергии.

Как и предполагал депутат, борьба за запрет ЭСО будет нелегкой. Слишком большие силы и очень крупная сумма на кону. Речь идет о рынке стоимостью около 600 млрд тенге или свыше $1,2 млрд.

Годовой оборот электроэнергии проходящей через Единого закупщика, то есть ТОО «РФЦ по ВИЭ», оценивается в 1,2 трлн тенге. Так вот половина этого объема поставляется через энергоснабжающие организации, остальное продается напрямую оптовым потребителям. В прошлом году в республике было потреблено около 113 млрд кВт*ч электроэнергии.