Несмотря на увеличение добычи, операторы Тенгиза, Кашагана и Карачаганака снизили выплаты за выбросы вредных веществ в окружающую среду. При этом они платят за эмиссии в тысячи раз меньше, чем если бы добывали углеводороды в других странах. Это происходят из-за того, что такие условия закреплены в соглашениях на разработку месторождений, заключенных еще в 1990-х годах. Поэтому эти договоры нужно сделать общедоступными и пересмотреть их, считают авторы петиции, требующей раскрытия контрактов.
«Западные регионы Казахстана испытывают серьезные экологические проблемы, вызванные деятельностью нефтегазовой отрасли. Добыча нефти и газа сопровождается выбросами вредных веществ в атмосферу, загрязнением водоемов и деградацией земель», — говорит Азаматхан Амиртаев, председатель зеленой партии «Baytaq», которая совместно с альянсом предпринимателей «Парасат» запустила петицию с требованием обнародовать условия соглашений на разработку нефтегазовых месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак (читайте также: Почему казахстанцы требуют раскрытия условий контрактов по Тенгизу, Кашагану и Карачаганаку).
По его словам, выбросы парниковых газов, сероводорода, диоксида серы и других вредных веществ значительно ухудшают качество воздуха. Жители этих регионов сообщают о частых случаях респираторных заболеваний и других проблемах со здоровьем, связанных с загрязнением воздуха. А интенсивная эксплуатация месторождений приводит к загрязнению рек и подземных вод химическими веществами и отходами добычи. Это создает угрозу не только для здоровья людей, но и для экосистем, лишая их возможности поддерживать биологическое разнообразие.
Высокий уровень загрязнения окружающей среды приводит к ухудшению качества жизни, оттоку населения из этих регионов, увеличению расходов на здравоохранение и социальное обеспечение.
Эксперт говорит, что они запросили у Министерства финансов РК информацию о размерах налоговых выплат операторов трех вышеназванных нефтегазовых месторождений – ТОО «Тенгизшевройл», North Caspian Operating Company и «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» – за эмиссии в окружающую среду.
Так, по данным Комитета государственных доходов, оператор Карачаганака заплатил в 2021 году в бюджет около 1,1 млрд тенге, в 2022 – 1,3 млрд, в 2023 – 1,5 млрд. Разработчик Кашагана за тот же период выплатил 214 млн, 212 млн и 224 млн тенге соответственно, а оператор Тенгиза – 17 млрд, 11 млрд и 7 млрд тенге.
«Получается, у них добыча нефти растет, а выплаты за эмиссии каждый год уменьшаются?», — задается вопросом Амиртаев.
Он отмечает, что в Экологическом кодексе обозначено около 20 видов загрязняющих веществ, за выбросы которых надо платить соответствующие налоги. Так вот, ставка за эмиссию в атмосферу одной тонны метана составляет всего 73 тенге. Тогда как в тех же США аналогичная ставка доходит до $900 за 1 тонну (около 433 тыс. тенге по сегодняшнему курсу — прим. автора). Почему так происходит? Изучив вопрос, эксперты пришли к выводу, что такие размеры выплат закреплены в самих соглашениях с инвесторами этих крупных месторождений.
В 2023 году в Казахстане на факелах сожжено 307 млн куб. м газа, по данным Министерства энергетики.
«Чтобы улучшить ситуацию, необходимо пересмотреть условия контрактов с нефтегазовыми компаниями, включив в них более жесткие экологические требования. Также важно обеспечить выполнение обязательств по экологической реабилитации и социальному развитию регионов, где ведется добыча», — отмечает Азаматхан Амиртаев.
Добыча нефти на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке, 2020-2023 гг. млн тонн
Месторождение | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Тенгиз | 26,4 | 26,6 | 29,2 | 28,9 |
Кашаган | 15,1 | 16,2 | 12,7 | 18,8 |
Карачаганак | 10,9 | 10,3 | 10,1 | 10,6 |
Источник: Отчеты компаний, Министерство энергетики РК |
Глубокая переработка
Улучшить ситуацию с экологией можно за счет изменения структуры доходов через глубокую переработку нефти и газа, что позволит не только увеличить добавленную стоимость производимой продукции, но и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
«Современные нефтехимические предприятия могут быть оборудованы технологиями, которые минимизируют выбросы парниковых газов и других загрязнителей. Производство продукции с высокой добавленной стоимостью, такой как пластики, химикаты и другие нефтехимические изделия, позволит Казахстану диверсифицировать экономику и уменьшить зависимость от сырьевого экспорта», — считает эксперт.
Однако, здесь возникает другая проблема. Дело в том, что большинство месторождений, которые эксплуатирует национальная компания «КазМунайГаз» (через дочерние и совместные предприятия), находятся на поздних стадиях разработки, и добыча на них снижается. Основной рост производства (или стабильная добыча) происходит только на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке, на которые приходится 65-70% добычи по стране. При этом вся добытая на них нефть экспортируется.
«Как руководитель Казахстанского союза химической промышленности (Казхимпром), я не понаслышке знаю, что основная проблема развития обработки – это отсутствие базового сырья. Всё, что мы производим, делаем из импортного сырья – в итоге не дает нашим товарам быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках», — говорит Олег Пак, глава альянса предпринимателей «Парасат».
По его словам, чтобы начать производить эти базовые продукты, нам как раз нужны нефть и газ. Но где их взять, если вся нефть крупных месторождений экспортируется в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) и стабилизированных контрактов с инвесторами?
«Сегодня попутный газ, который мы получаем при добыче нефти, используется не рационально этими компаниями. От обратной закачки газа по Тенгизу мы получили не тот эффект, который ожидали, при этом понеся затраты в виде огромных инвестиций на проект», — считает Олег Пак.
Он отмечает, что сначала сумма инвестиций в проект расширения производства на Тенгизе составляла $12 млрд. Затем бюджет вырос до $25 млрд, потом до $37 млрд. Осенью прошлого года эта цифра была повышена до $45 млрд. Сейчас бюджет проекта уже достиг $48 млрд. По мнению экспертов, к 2025 году эта сумма превысит $50 млрд.
«В итоге проект серьезно затянули, и ее стоимость выросла в разы, что не вкладывается в тот первоначальный план, который одобрял Казахстан», — говорит эксперт.
По его мнению, возместить потери, которые появились в результате увеличения затрат на проект расширения и срыва сроков его реализации, можно через роялти за тонну добытой нефти и изменение структуры ее продаж. Эти доходы очень пригодятся нашей стране, которая испытывает нехватку бюджетных средств.
Доходы снизились
В заявлении координационного совета альянса предпринимателей «Парасат» говорится, что по доходам в первом полугодии государственный бюджет исполнен на 46,3%, расходам – на 43,2%, а налоговые поступления составили лишь 39,9% от годового объема.
Некоторое опережение произошло только по индивидуальному подоходному и социальному налогам, отсчитываемым от зарплатного фонда – 57,9% и 53,1%, что вызвано попыткой угнаться за ростом цен, индекс которых за шесть месяцев составил 108,3%.
По всем налогам, показывающим состояние экономической активности, наблюдается резкий недобор. Сборы по корпоративным подоходным налогам от компаний выполнены на 38,9%, по НДС, отсчитываемым от производственных и торговых оборотов внутри страны – всего на 30,4%, от международной торговли – 39,8%, от акцизов – 40%. Налоговую брешь приходится закрывать ускоренными трансфертами из Национального фонда.
Согласно отчету Минфина, на 1 июля этого года поступления в Нацфонд составили более 2 трлн 781 млрд тенге, а изъятия из него превысили 2 трлн 755 млрд. То есть в первом полугодии практически все отчисления в фонд ушли в виде целевых и гарантированных трансфертов на исполнение бюджета. Недавно на заседании правительства председатель Национального Банка Тимур Сулейменов заявил, что на 2025 год также закладываются высокие объемы изъятий – 5,4 трлн тенге.
При этом дефицит доходов правительству приходится закрывать новыми заимствованиями. Однако и уже набранный долг тянет вниз – затраты на обслуживание составили 131,2% против прошлогодних.
«Попытки собрать дополнительный фискальный урожай с уже выкошенного поля внутренней экономики через новый Налоговый кодекс дадут не пополнение бюджета, а дополнительное угнетение малого, среднего бизнеса и экономической активности в стране», — считают в «Парасат».
Между тем, практически в неприкосновенности находится «вывозной» сектор казахстанской экономики, прикрытый секретностью соглашений о разделе продукции. Выход из системного кризиса лежит в реализации конституционной нормы о принадлежности земли и ее недр народу, на что и направлена петиция об обнародовании нефтяных контрактов. По разным оценкам, мы не дополучаем около $20 млрд ежегодно только от нефтегазового сектора Казахстана, отмечают члены альянса.
При этом они считают, что необходимо повысить прозрачность и эффективность рассмотрения петиций. Подписание петиций необходимо упростить, привязать к SMS-сообщениям, либо дать возможность подписания через eGov (сайт электронного правительства). Нужно четко регламентировать процесс рассмотрения петиций, всякая набравшая необходимое число голосов петиция должна рассматриваться парламентом, а также доведена до сведения главы государства.
Азаматхан Амиртаев отметил, что подписание петиции вызывает трудности у некоторых людей, у которых, к примеру, нет компьютера. Есть также граждане, не знающие, как пользоваться своей электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Поэтому сейчас в западные регионы выехала целая команда его соратников, которая займется сбором подписей под петицией.