Когда и где в Казахстане построят четвертый НПЗ

Прогнозируемый рост потребления топлива вынуждает власти Казахстана задуматься о необходимости строительства еще одного крупного нефтеперерабатывающего завода, и сразу на 10 млн тонн в год.

За последние 10 лет объем переработки нефти в республике увеличился на 19% или с 14,9 до 17,7 млн тонн, а выпуск нефтепродуктов, наоборот, снизился на 2% – с 14,5 до 14,2 млн тонн. Это снижение только количественное, в качественном плане производство только повысилось – выросла глубина переработки, а значит и выпуск светлых нефтепродуктов. Так, за этот период производство бензина увеличилось почти на 77% – с 3 до 5,3 млн тонн, а дизельного топлива на 4% – с 5 до 5,2 млн тонн. Производство авиационного керосина увеличилось почти на 60% – с 400 до 640 тыс. тонн. Соответственно, снизился выпуск темных нефтепродуктов, например, мазута – почти на треть, с 4,2 до 2,8 млн тонн.

Если смотреть на баланс потребления нефтепродуктов, то мы увидим, что спрос в основном вырос как раз на бензин и авиатопливо. Например, за 2014-2023 годы потребление бензина увеличилось более чем на 20%, до 5,1 млн тонн, а керосина – на 76%, до 1 млн тонн, тогда как на дизтопливо оно выросло лишь на 4%, до 5,5 млн тонн.

Но если по бензину мы кое-как покрываем спрос за счет собственного производства, то по авиатопливу на 35% зависим от импорта. Кроме того, мы периодически закупаем за рубежом и дизтопливо. И эта негативная динамика с каждым годом растет. В этом году, впервые с 2019 года, национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) пришлось «на всякий случай» закупить у российской «Татнефти» 20 тыс. тонн бензина АИ-92, чтобы не допустить дефицита во время ремонта на Атырауском НПЗ.

Таким образом, в стране назрела необходимость увеличения мощностей по выпуску нефтепродуктов, и это надо сделать строительством нового перерабатывающего завода. Но как правительство и КМГ планируют решить эту задачу? Как, когда и где будет построен новый НПЗ? Можно ли обеспечить спрос, расширив мощности существующих предприятий? Эти вопросы как никогда актуальны сегодня и в ближайшем будущем.

У нас есть проекты

Министр энергетики Алмасадам Саткалиев на недавнем правительственном часе в Мажилисе сообщил, что до 2030 года рост потребления топлива планируется обеспечить за счет расширения существующих заводов. В частности, мощности Шымкентского НПЗ планируется увеличить сразу в два раза – с 6 до 12 млн тонн.

Глава КМГ Асхат Хасенов говорит, что практически это будет строительство нового завода. На сегодняшний день территория для нового завода уже получена, она находится рядом с существующим. Разработано предварительное технико-экономическое обоснование (ПредТЭО) проекта.

Параллельно решаются вопросы с увеличением логистической и транспортной инфраструктуры. К примеру, для поставок дополнительных объемов сырья пропускная способность нефтепровода «Атырау - Кенкияк» будет увеличена с 6 до 15 млн тонн в год, «Кенкияк - Кумколь» –с 10 до 20 млн тонн. Планируется проложить дополнительный отрезок нефтепровода и построить пять нефтеперекачивающих станций. Эти работы будут стоить $485 млн. Сам проект расширения Шымкентского НПЗ, который должен быть завершен в 2030 году, оценивается в $5 млрд.

Заместитель председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Ануар Ахметжанов заверил депутатов, что со стороны железнодорожного сектора проблем по вывозу ГСМ не будет, перевозчик полностью обеспечен локомотивами и цистернами.

«На сегодняшний день у нас порядка 17 тыс. цистерн зарегистрировано в Казахстане. При том, что текущая потребность – 9 тыс. цистерн для НПЗ. (…) Помимо того, что сам рынок является конкурентным и здесь присутствует достаточно большое количество, в том числе, частных владельцев», - сказал он.

Что касается инфраструктуры, то, по его словам, этот вопрос «более важный, потому что для КТЖ очень важно опережающее развитие инфраструктуры». Сейчас маркетинговые отделы «очень плотно работают совместно с Министерством энергетики» для того, чтобы компания имела возможность, вывозить соответствующий объем нефтепродуктов. То есть не исключено, что понадобится еще и прокладка новых железнодорожных линий.

Также производство нефтепродуктов в стране планируется увеличить за счет увеличения переработки на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) – с 5,5 до 8 млн тонн к 2032 году. При этом, по словам главы Минэнерго, уже до 2026 года на заводе планируется реализовать проекты по производству дополнительных 500 тыс. тонн зимнего дизтоплива (надо отметить, что и власти, и КМГ не первый год обещают на ПНХЗ увеличить производство зимнего дизтоплива, но проект все время откладывается - прим. авт). Сейчас проект расширения на стадии ПредТЭО, цена его реализации пока неизвестна.

Зато разработано ТЭО и известна стоимость проекта увеличения мощностей Атырауского НПЗ с 5,5 до 6,2 млн тонн в год, она составит приблизительно 11 млрд тенге. Выработка светлых нефтепродуктов вырастет с 66 до 77%. Проект реализуют до 2028 года.

Алмасадам Саткалиев считает, что осуществление всех вышеназванных задач на трех крупных НПЗ позволит полностью покрыть потребность рынка в бензине, авиационном и дизельном топливе до 2035 года включительно и экспортировать избытки ГСМ. «Вместе с тем, активизация вышеуказанных проектов возможна при условии их окупаемости, вследствие постепенного перехода на рыночное ценообразование на горюче-смазочные материалы», - говорит он.

То есть надо будет не просто поднять цены на топливо, а сделать это так, чтобы их устанавливал сам рынок, исходя из спроса и предложения. В то же время министр говорит, что правительство в любом случае будет «контролировать окончательную цену теми или иными механизмами, не допуская существенного роста цен на нефтепродукты».

После всех мероприятий, по прогнозам Минэнерго, в 2032 году производство светлых нефтепродуктов увеличится до 19 млн тонн. НПЗ будут выпускать 8,2 млн тонн бензина, 9,3 млн тонн дизтоплива, 1,5 млн тонн авиатоплива, 2,5 млн тонн битума. Импорт ГСМ прекратится и начнется экспорт избыточной продукции в объеме 10% от производимого в стране.

Где построят новый завод?

Итак, модернизация и расширение существующих НПЗ, особенно Шымкентского, позволит покрыть спрос на топливо до 2030 года. Но после, без четвертого завода уже не обойтись. Саткалиев говорит, что четвертый НПЗ нужно построить в промежутке между 2030 и 2040 годами. Начало строительства будет определено, исходя из технико-экономических исследований, которые должны показать, какой у нас к тому моменту будет объем производства и потребления топлива.

Завод, по оценке Минэнерго, планируется построить на западе Казахстана. На его возведение уйдет не менее 36 месяцев с момента завершения проектирования. При этом на окончательное решение по строительству и месторасположению НПЗ будут влиять также темпы электрификации транспорта, потребления энергоресурсов и экспортные возможности Казахстана. Решение по разработке ТЭО и проектно-сметной документации (ПСД) нужно принять не позднее 2030 года.

«Сейчас на самом деле сложно оценить, насколько электрический транспорт будет развиваться, каким будет потребление, какой будет акцент нефтепереработки – топливный или нефтегазохимический. Для этого требуется достаточно серьезное исследование», - говорит министр энергетики.

Перерабатывающие мощности завода – 10 млн тонн в год. При этом глубина переработки нефти должна быть на уровне мировых НПЗ, считают в ведомстве. То есть она должна быть не ниже 90%.

Сейчас максимальная глубина переработки на Атырауском НПЗ – 84%, Павлодарском – 89%, Шымкентском – 86%.

Для сравнения, в США аналогичный показатель составляет 96%.

«Технологическая конфигурация нового НПЗ и, следовательно, линейка и объемы выработки топлива и нефтехимической продукции будет определена на основании актуальных требований рынка ГСМ. Оценка стоимости проекта зависит от таких факторов, как географическое расположение, мощность и технологическая конфигурация, развитость транспортной инфраструктуры и доступность энергоресурсов. Для предварительной оценки можно принять, что стоимость 1 млн тонн перерабатывающих мощностей современного высокотехнологичного НПЗ составляет от $800 млн до $1,2 млрд. Однако, точная стоимость, мощности переработки нефти и конфигурация будут определены в рамках ТЭО и ПСД», - сообщили в Минэнерго.

То есть на новый завод может понадобится $8-10 млрд.

Строительство четвертого НПЗ продиктовано необходимостью решить проблему нехватки светлых нефтепродуктов, которая, как ожидает Минэнерго, произойдет в 2036 году. Поэтому не позднее 2030 года надо начать проектирование нового завода и в 2032 году приступить к его строительству. Такой вывод вытекает из оценки производства и потребления, связанного с ростом населения с 20 до 27,7 млн человек, с увеличением количества отечественного и транзитного транспорта.

Прогнозируется, что в 2030-2036 годы потребность в дизтопливе вырастет на 2 млн тонн в год, что приведет к дефициту 0,2 млн тонн этого продукта. При этом ежегодно данный показатель будет расти на 0,3-0,35 млн тонн вплоть до 2050 года.

Также в период 2028-2030 годов необходимо постоянно актуализировать балансы производства и потребления из-за возможного импорта ГСМ в 2036-2040 годы.

Четвертый НПЗ поможет закрыть потребности страны в горючем с 2040 по 2050 год и позволит экспортировать остатки нефтепродуктов на рынки Центральной, Южной и Юго-Западной Азии, полагает Алмасадам Саткалиев.

Нехватка сырья

Между тем, еще до строительства нового НПЗ может возникнуть проблема нехватки сырья для отечественных перерабатывающих заводов. Дело в том, что на внутренний рынок нефть в объеме 17-18 млн тонн в год поставляют в основном независимые добывающие компании, а их добыча падает – более чем на 22% за последние пять лет.

Есть несколько причин, почему у них производство нефти снижается. Во-первых, они в основном разрабатывают месторождения, находящиеся на поздних стадиях эксплуатации. Соответственно, они практически уже находятся на уровне истощения. Во-вторых, они мало вкладывают в нефтеотдачу пласта. А делают так они потому, что получают мало доходов от продажи нефти на внутренний рынок. По сведениям Ассоциации PetroMining, при мировой цене $70-80 за баррель, независимые нефтяные компании поставляют нефть на внутренний рынок по $27-40.

Правительство совместно с добывающими компаниями пытаются решить эту проблему. В частности, предполагается ввести для истощающихся месторождений альтернативный вид налогов, чтобы компании имели возможность вкладывать в производство.

Сегодня и в будущем рост добычи ожидается только на крупных месторождениях, разрабатываемых иностранными инвесторами. Акционеры этих проектов освобождены от обязательств поставлять нефть на внутренний рынок. Но они могут сами решить это сделать, если будет соответствующая цена. Значит, нужно либо поднимать цены на нефть на внутреннем рынке, чтобы заинтересовать международные компании, или же поднимать производительность у независимых предприятий.

Но есть и еще один путь. Алмасадам Саткалиев говорит, что к тому моменту, когда будет построен четвертый завод, подойдут сроки завершения СРП по крупным месторождениям (в 2033 году заканчивается контракт по Тенгизу - прим. авт.). И в Минэнерго предполагают провести переговоры с инвесторами, решив таким образом вопрос с сырьем для четвертого НПЗ. Но до тех пор, пока производится модернизация существующих и строительство нового НПЗ, обязательства по загрузке заводов берет на себя КМГ за счет собственных ресурсов.

Дефицит битума и газа

Еще одной важной задачей отрасли является обеспечение внутреннего рынка отечественным битумом. Сейчас реализуется проект по увеличению мощности Актауского битумного завода компании Caspi Bitum. По сведениям КМГ, предприятие ежегодно перерабатывает до 1 млн тонн высоковязкой нефти месторождения Каражанбас. После модернизации установки первичной переработки сырой нефти ЭЛОУ-АВТ, завод сможет перерабатывать 1,5 млн тонн нефти и выпускать 750 тыс. тонн дорожного битума в год, или на 250 тыс. тонн больше, чем сейчас. Завершение работ и выход на технологический режим запланирован на второй квартал 2025 года.

Также компания Qazaq Bitum планирует запустить в 2026 году в городе Актобе завод мощностью 700 тыс. тонн битума в год. Шымкентский НПЗ после завершения проекта расширения в 2030 году сможет ежегодно выпускать до 770 тыс. тонн этой продукции.

По словам министра энергетики, сейчас потребности дорожно-строительной отрасли страны составляют около 1 млн тонн битума в год, а мощности отечественных предприятий позволяют производить до 1,2 млн тонн этой продукции. Однако из-за того, что потребители не забирают битум в зимний период, заводы работают не на полную мощность. В этом году, к примеру, они выпустят только 800 тыс. тонн продукции. Поэтому летом дорожным компаниям приходится импортировать недостающие объемы из России. Саткалиев говорит, что правительством предпринимаются меры по изменению порядка финансирования дорожно-строительных работ, а также закупок и хранения битума в зимний период. Со следующего года строители должны будут заказывать битум уже с февраля.

Другой немаловажной задачей является обеспечение внутреннего рынка сжиженным нефтяным газом (СНГ).

По итогам 10 месяцев этого года в республике было произведено 2,5 млн тонн СНГ, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года (2,4 млн тонн). В целом за год планируется произвести примерно 2,9 млн тонн сжиженного нефтяного газа.

Министерство ежемесячно распределяет 130-140 тыс. тонн на внутренний рынок при потребности порядка 164 тыс. тонн. Ежемесячный дефицит составляет порядка 20-25%. Чтобы решить проблему нехватки СНГ проведены переговоры с ТОО «Тенгизшевройл», которое согласилось увеличить поставки газа со 120 до 240 тыс. тонн в год до конца следующего года.

С учетом прогнозируемого роста потребления СНГ, запланирован и ввод новых мощностей, которые будут доведены к 2032 году до 4,2 млн тонн в год. В частности, компания «Казгермунай» планирует увеличить выпуск сжиженного газа на 60 тыс. тонн с 2025 года. Еще 700 тыс. тонн в год обещает производить оператор Кашагана на своем заводе по подготовке нефти и газа «Болашак».

Помимо этого, по прогнозам Минэнерго, с 2026 года ежегодно 115 тыс. тонн СНГ будет выпускать строящий первый Кашаганский газоперерабатывающий завод (ГПЗ), с 2028 года 200 тыс. тонн будет давать Карачаганакский ГПЗ, а с 2030 года – 228 тыс. тонн – второй Кашаганский.

Сейчас Минэнерго распределяет пропан-бутан между акиматами, и они уже сами решают, кому и как отдавать. Если возникает дефицит в той или иной области, то министерство по согласованию с местными властями дополнительные объемы перебрасывает с одного региона на другой, или изыскивает ресурсы из других источников.

Для сведения: 

По данным Министерства энергетики, с января по октябрь этого года казахстанские заводы переработали 15,1 млн тонн нефти, выпустив 11,1 млн тонн нефтепродуктов. В целом по году ожидается, что переработка достигнет 17,9 млн тонн, а производство ГСМ 14,5 млн тонн. То есть показатели останутся почти такими же, как в прошлом году.

Ожидается, что в 2024 году должно быть произведено 5,1 млн тонн бензина, 5,2 млн – дизельного и 600 тыс. тонн авиационного топлива, а также 800 тыс. тонн битума. Также есть соглашение с властями России о возможности импорта (при необходимости) до 1 млн тонн российских нефтепродуктов: 285 тыс. тонн бензина, 450 тыс. тонн дизтоплива, 300 тыс. тонн авиатоплива, и 500 тыс. тонн битума.