Министерство энергетики и национальная компания «КазМунайГаз» ищут альтернативные маршруты экспорта нефти.
С учетом роста добычи нефти и ввода новых морских проектов, в среднесрочной перспективе министерство, совместно с национальной компанией «КазМунайГаз» (КМГ) и другими заинтересованными сторонами, проводит работу по развитию дополнительных маршрутов транспортировки, в том числе по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, сообщил министр энергетики Алмасадам Саткалиев.
«Стоит отметить, что направление «Баку - Тбилиси - Джейхан» (БТД) на сегодняшний день является одним из перспективных, так как есть заинтересованность в развитии и в планомерном увеличении объемов поставок казахстанской нефти в данном направлении как с нашей стороны, так и со стороны азербайджанских партнеров. На 2024 год запланирована поставка казахстанской нефти через БТД в объеме 1,5 млн тонн. Изучаются перспективы увеличения поставок по данному маршруту в объемах до 20 млн тонн в год», - сказал он, выступая в Мажилисе 25 ноября.
По его словам, также рассматривается возможность отправки до 3 млн тонн нефти ежегодно по нефтепроводу «Баку - Супса», чья пропускная способность – 5 млн тонн в год.
Позже, в комментариях Petrocouncil.kz, представители Минэнерго пояснили, что более чем тринадцатикратное увеличение экспорта нефти через БТД требует времени «для изучения, проведения ряда расчетов, а также других необходимых мероприятий, по итогам которых будет определена перспектива поставок».
«Самый надежный и эффективный»
Несмотря на весьма громкое заявление о намерениях, депутаты Мажилиса как будто не заметили или не обратили внимание на него, не стали обсуждать этот вопрос, хотя и выразили пожелание о необходимости развития альтернативных маршрутов, но не более того. Между тем, речь идет о достаточно больших объемах нефти. По сегодняшним меркам – это почти 30% от всего экспорта. Чтобы перенаправить их, нужна соответствующая инфраструктура. Сегодня БТД загружен не на полную мощность и легко может принять эти 20 млн тонн. Однако суммарная номинальная мощность двух существующих каспийских нефтяных терминалов Казахстана – Актау и Курык – по оценке S&P Global Commodity Insights, составляет около 12 млн тонн в год.
Саткалиев говорит, что нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – «это самый надежный и эффективный маршрут экспорта казахстанской нефти». В прошлом году оператор завершил программу устранения узких мест, в результате которого общая мощность трубопровода увеличилась до 83 млн тонн нефти в год, из них для перекачки казахстанской нефти – 72,5 млн тонн.
По словам министра, общий объем инвестиций всех этапов развития КТК составил более $8,4 млрд. По данным АО «КТК», первоначально в строительство нефтепроводной системы, когда ее пропускная способность составила 28 млн тонн, акционеры вложили $10,8 млрд, еще $5,4 млрд консорциум инвестировал в проект расширения нефтепровода до 67 млн тонн в год, завершившийся в 2018 году. А на программу устранения узких мест потратил почти $600 млн. Таким образом, в целом в нефтепровод «Тенгиз - Новороссийск» было инвестировано $16,8 млрд.
В 2023 году по трубопроводу было отгружено 63,5 млн тонн нефти, из них 56 млн от казахстанских грузоотправителей и 7,4 млн от российских. Консолидированная выручка компании по итогам года составила $2,3 млрд.
По прогнозам Минэнерго, в этом году при добыче 88,4 млн тонн, на экспорт будет отправлено около 68,8 млн тонн нефти, и более 80% из них или 55,4 млн тонн – по КТК. Помимо этого, по нефтепроводу «Атырау - Самара» будет транспортировано 8,6 млн тонн (12,5% от всего экспорта), по казахстанско-китайскому трубопроводу в КНР – 1,1 млн тонн, через порт Актау по Каспию в сторону Баку и Махачкалы – 3,6 млн тонн, по железной дороге – 0,05 млн тонн. При этом по территории Казахстана в Китай будет перекачано 10 млн тонн российской нефти, в Узбекистан – 200 тыс. тонн.
Как сообщает компания «КазТрансОйл», национальный оператор по транспортировке нефти, с января по ноябрь через трубопровод «Узень - Атырау - Самара», далее по системе магистральных нефтепроводов российской компании «Транснефть», в Германию отправлено 1,36 млн тонн казахстанской нефти, что на 61% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (843 тыс. тонн). В декабре 2024 года по этому маршруту планируется направить еще 130 тыс. тонн нефти.
В БТД за 11 месяцев компания отгрузила более 1,34 млн тонн нефти – на 47% больше, чем годом ранее (910 тыс. тонн). За оставшийся месяц намерена перевалить еще 122 тыс. тонн.
Также через порт Актау, но только в сторону российского порта Махачкала отгружено 1,77 млн тонн нефти – на 3% меньше, чем за январь-ноябрь прошлого года (1,82 млн). В декабре по данному маршруту будет отгружено 186 тыс. тонн.
Помимо этого, за обозначенный период оператор осуществил транзит 9,12 млн тонн российской нефти в КНР – снижение на 0,2% по сравнению с прошлым годом (9,14 млн), а в декабре отправит 862 тыс. тонн. При этом отгрузка российской нефти в Узбекистан за 11 месяцев выросла на 74%, до 225 тыс. тонн (годом ранее 129 тыс.). В декабре планируется поставить еще 4 тыс. тонн.
Чья нефть?
Необходимость развития Транскаспийского экспортного маршрута министр энергетики связывает с ожидаемым ростом производства нефти в стране. Помимо Тенгиза, где в следующем году завершится проект расширения и прибавятся дополнительные 12 млн тонн, в 2028-2029 годах ожидается увеличение и начало добычи на Кашагане и проекте «Каламкас - Хазар». Прогнозируется, что пик производства в 112 млн тонн в год будет достигнут в 2030. Но даже при таких объемах добычи, весь экспорт можно было бы отправить по тому же КТК.
Эксперты, опрошенные Petrocouncil.kz, имеют разные точки зрения в вопросе поиска и выбора альтернативных маршрутов.
Олжас Байдильдинов, нефтегазовый эксперт, член Общественного совета Министерства энергетики РК считает, что выбор маршрутов транспортировки – прерогатива экспортеров – добывающих компаний, которым принадлежит основная доля нефти.
«Публичные заявления о том, что Казахстан наладит какие-то альтернативные пути, мне не очень понятны. У нас порядка 80% экспорта нефти идет через КТК, из них 90% прокачивают «киты»: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Я не раз об этом говорил, – правительство не может влиять на эти консорциумы. Они могут транспортировать свою нефть хоть на луну. Соответственно, решать за них, куда они поставляют нефть, правительство тоже не может. А от них пока никаких заявлений не было», - отмечает эксперт.
Более того, в прошлом году мощности КТК были расширены. Акционерами нефтепровода являются в том числе американские и европейские компании, которые и добывают львиную долю экспортной нефти.
«У нас из 90 млн тонн, ежегодно добываемой, 60 млн – это «киты», они на внутренний рынок нефть не поставляют. Затем, из оставшихся 30 млн у нас 18 идет на внутренний рынок, на переработку, еще 12 млн тонн – экспортируется. Там небольшая часть идет в Китай, а остальная прокачивается также через КТК, по «Атырау - Самара» и небольшие объемы через Каспийское море. Нарастить перевалку через Каспий в настоящее время в таких объемах невозможно», - считает Олжас Байдильдинов.
Ранее азербайджанская сторона говорила, что они не могут увеличить объемы транзита казахстанской нефти по БТД, поскольку тогда они потеряют качество своего эталонного сорта Azeri Light, которая затем упадет в цене.
«Если бы какие-то переговоры об увеличении через БТД шли, мы о них узнали, наверно, уже постфактум. Потому что зарубежные компании, которые в том числе владеют долей в БТД и добывают нефть в Азербайджане, договорились бы между собой в своих лондонских и американских офисах, и мы бы узнали об этом после того, как они это сделают. Но пока есть КТК, который они профинансировали и участвовали в строительстве, то, конечно же, речи о том, что мы им нарастим, тем более в таких объемах, естественно быть не может», - говорит собеседник.
Он отмечает, что какой-либо критической ситуации на КТК нет.
«В 2023 году прокачка по нему выросла на 1% по сравнению с 2022. На нефтепроводе останавливалась какая-то определенная инфраструктура, но перевалка нефти в любом случае продолжается, потому что и на маршруте следования КТК, и на морском терминале есть емкости для хранения нефти в больших объемах, согласно нормативным требованиям, и в производственных площадках всегда есть резервуары для хранения, если вдруг что-то случается с перевалкой нефти. Поэтому на отгрузку нефти и ее объемов никак эти происшествия на КТК не повлияли. Наоборот, перекачка возросла. И Проект будущего расширения Тенгиза также завязан на КТК. То есть эти объемы, порядка 12-13 млн тонн в год, также пойдут по этому трубопроводу, и не будут направлены по другим маршрутам», - считает эксперт.
По его словам, альтернативы КТК нет и быть не может.
«Любое увеличение прокачки, допустим, через Каспий, через какую-то другую инфраструктуру потребует инвестиций и времени. Поскольку реализация каждого проекта, в том числе увеличение транспортировки нефти через Каспийское море, это в любом случае инвестиционный проект, поэтому нужны будут определенные вложения в суда, в расширение морской инфраструктуры, а это около 5 лет, навскидку, может занять, плюс еще окупаемость этого проекта займет 5-7 лет, как минимум. Причем через 10 лет в Казахстане, вообще-то, таких объемов для прокачки не будет. Западные консорциумы это прекрасно понимают. После 2030-х годов мы в целом вступаем в фазу снижения добычи нефти. И в этих условиях никаких новых маршрутов у нас появиться просто не может. Никто не будет финансировать сухую трубу или морские суда, которые потом обратно как-то надо будет доставить в открытый океан. Поэтому я в это не верю», - говорит Олжас Байдильдинов.
План «Б» и т.д.
Тем не менее, альтернативные направления для экспорта необходимы, хотя бы для транспортировки части объемов нефти.
«Мне кажется, поиск альтернативных маршрутов экспорта нефти делается в рамках риск-менеджмента. Сейчас геополитическая ситуация усугубляется. США дали Украине разрешение на использование ракет дальнего действия для нанесения ударов вглубь территории России, которая в свою очередь испытала новую межконтинентальную ракету в Украине. Экономика РФ ухудшается, рубль упал, транзакции ей в долларах запретили проводить. В общем, положение в соседней стране ухудшается. Добавим сюда, что в США президентом избран Дональд Трамп, и неизвестно, как повернется ситуация на фронте. Полагаю, что в связи со всем этим в правительстве готовят, своего рода, план «Б». Если геополитическая ситуация станет хуже, транспортировка нефти по КТК в какой-то момент может остановиться, то у нас должна быть альтернатива», - говорит Абзал Нарымбетов, нефтегазовый аналитик.
Мы качаем ежегодно около 60 млн тонн по КТК, и 13 млн через «Атырау - Самара» по территории России. По БТД пока отправляем 1,5 млн тонн. Теперь планируем иметь запасы для прокачки до 20 млн тонн.
«Это довольно сложный для реализации план. На сегодня максимальная мощность порта Актау 5-6 млн тонн в год. Хотя исторически порт мог переваливать до 10-11 млн тонн. Но это было где-то 10-15 лет назад. Почему сейчас столько не может порт переваливать, я не знаю. Инфраструктура вроде та же. Но почему-то сами ставят ограничения. С другой стороны, проблема заключается и в трудности доставки нефти до Актау. Чтобы перевезти 1 млн тонн нефти, нужно около 15 тыс. цистерн. Это много на самом деле, учитывая, что в Актау идет всего одна железнодорожная линия. То есть надо много останавливаться в пути, пропуская встречный поезд. В самом порту, если не ошибаюсь, всего один нефтеналивной пункт. Третье ограничение – это уже наличие танкеров, нужно заранее договариваться с перевозчиками, чтобы они поставили груз в свой план. Четвертое – наверное, ограниченные возможности хранения нефти в порту Актау. То есть минусов достаточно много. Возможно, в совокупности все эти вещи сегодня и ограничивают годовую мощность», - полагает эксперт.
По его словам, загруженность самого БТД составляет даже меньше половины его мощности, потому что последние 15 лет добыча нефти в Азербайджане неуклонно падает.
«Если раньше перекачивали около 1 млн баррелей в сутки, то сейчас меньше половины этого. Плюс потребление нефти внутри Азербайджана растет, в том числе в результате роста численности населения и потребления нефтепродуктов. То есть экспортные объемы у них и дальше будут уменьшаться. На самом деле для Азербайджана выгодно перекачивать казахстанскую нефть по БТД. Они аргументируют, что нефть у нас плохого качества, и они не хотят ее смешивать со своим Azeri Light. Но они будут вынуждены, потому что БТД не окупил даже деньги, вложенные в его строительство. А потрачено на него около 7,5 млрд евро», - отмечает Абзал Нарымбетов.
Поэтому, он считает, что со временем азербайджанская сторона пойдет на уступки и согласится увеличить объемы перекачки казахстанской нефти. Потому что нет других грузоотправителей, которые смогли бы заполнить нефтепровод. Просто с казахстанской стороны нужно подготовить всю необходимую инфраструктуру и работать над снижением расходов при транспортировке. На сегодня, согласно оценке Argus, она составляет около $120 за тонну, что в три раза дороже, чем по КТК ($38).
«Полностью заменить КТК невозможно. Но мы сможем отправлять хотя бы около трети экспортной нефти. У нас также остается возможность где-то 10 млн тонн в китайском направлении транспортировать. То есть в совокупности будет возможность порядка 30-40% направить по альтернативным маршрутам. А необходимость альтернативы мы уже испытали, когда в 2022 году КТК три-четыре раза останавливался. Разные причины были: как природные, так и технические. Поскольку продажа нефти приносит 60% экспортной выручки страны, то мы сильно зависим от нее. А основа риск-менеджмента – всегда иметь альтернативный план действий», - говорит эксперт.
По его мнению, вкладывать деньги в инфраструктуру будут все же за счет инвесторов. Это очень капиталоемкие проекты, в несколько миллиардов долларов. К тому же, инвесторы – нефтяные компании – должны быть заинтересованы в развитии альтернативной инфраструктуры, поскольку речь идет об отправке их нефти.
«Тот же нефтепровод «Ескене - Курык» рассчитан для перекачки в первую очередь нефти с Кашагана. В целом, БТД изначально был построен с учетом реализации второй фазы этого месторождения. В числе акционеров нефтепровода есть инвесторы, которые участвуют и в разработке Кашагана. Я в одно время работал в компаниях-акционерах Северо-Каспийского проекта и знаю, что они были готовы отправлять свою нефть по БТД. Если не ошибаюсь, первым с такой инициативой в 2003 году выступила Total. И они, мне кажется, они до сих пор продвигают эту инициативу», - полагает Абзал Нарымбетов.
Ранее Куаныш Кескинбаев, заместитель генерального директора «КМГ Кашаган», управляющей казахстанской долей в Северо-Каспийском проекте, сказал, что компания также диверсифицирует экспортные поставки. Если раньше она полностью отгружала нефть по КТК, то с июля этого года начала прокачку через нефтепровод «Дружба» в Германию, и в планах поставлять по БТД. Общий объем нефти, которой располагает компания – около 3 млн тонн в год.
Он признает, что отправлять нефть через Каспий сложнее, поскольку сначала ее надо доставить по железной дороге до порта Актау, где она переливается в танкеры и перевозится до порта Баку, оттуда она закачивается в БТД. Маршрут сейчас экономически уступает КТК. Но при этом БТД выходит на Средиземное море, а КТК на Черное, и выход на мировые рынки с Новороссийска дороже, чем с Джейхана, плюс – стоимость Azeri Light выше CPC Blend. И это все в совокупности частично покрывает разницу между КТК и БТД. Кроме того, надо учитывать, что добывающим компаниям нужно постоянно реализовывать нефть, потому что хранить такие объемы негде. Если выбирать между снижением или остановкой добычи, в случае ограничения работы КТК, и экспортом по БТД, то выбор, конечно же, в пользу Транскаспийского маршрута. Поскольку иное обойдется дороже. Однако дальнейшее развитие маршрута, в том числе, к примеру, строительство нефтепровода «Ескене - Курык», зависит от понимания важности этого вопроса со стороны каждого участника рынка, и не только акционеров Кашаганского проекта.