Сделает ли цифровизация прозрачной нефтегазовую отрасль?

Тренд цифровизации государственных услуг в Казахстане коснулся и нефтегазовой отрасли. О необходимости подключения всех добывающих компаний к единой информационной системе учета нефти говорится давно.

Недавно Министерство энергетики сообщило, что такие государственные услуги, как формирование графика поставок нефти и подача заявок на поставку нефти на внутренний рынок будут осуществляться в цифровом формате «в соответствии с недискриминационными признаками». Мы попросили вице-министра энергетики Бакытжана Ильяса пояснить, что собой представляет данная инициатива, и как она поможет недропользователям.

— Тема поставок нефти на внутренний рынок всегда была актуальной. Сейчас, когда добыча на многих месторождениях в связи с истощением запасов падает, она обретает еще большее значение. Кто и как сегодня формирует график и объем поставок нефти на внутренний рынок? И какие изменения произойдут в связи с цифровизацией этого процесса?

— Согласно статье 130 Кодекса «О недрах и недропользовании», нефтедобывающие компании обязаны поставлять нефть на внутренний рынок для дальнейшей переработки и производства нефтепродуктов для казахстанских потребителей. Эти требования не распространяются на контракты на разведку и добычу по сложным проектам. К ним, в частности, относятся морские проекты, проекты на суше, где абсолютная глубина самой верхней точки выявленного месторождения составляет не менее 4500 метров, содержание сероводорода в пластовом флюиде в пределах 3,5 и более процентов и т.д.

Объем и график поставок нефти недропользователями на внутренний рынок определяются «Правилами формирования графика поставки нефти» и «Правилами формирования графика транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам».

При разработке графика учитываются потребности республики в нефти, действующая техническая пропускная способность магистральных нефтепроводов и возможности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Кроме того, принимается во внимание общий объем добычи нефти недропользователя, а также то, где она добывается, – то есть учитывается процентная нагрузка по регионам.

Графики поставок формируются ежемесячно. При этом распределение объемов ресурсной базы при разработке графика делается вручную. И сейчас мы планируем автоматизировать этот процесс.

Распределение графиков поставок нефти «в соответствии с недискриминационными признаками», о котором мы ранее сообщали, означает, чтомы создадим и запустим информационную систему, в которой алгоритм распределения нефти на нефтепереработку будет основан на принципах равенства и прозрачности. Будут обеспечены равные для всех участников рынка условия по объемам поставок нефти на внутренний рынок, доступности НПЗ. Будет исключена любая возможность дискриминации на основании политических, экономических или иных факторов.

— То есть решение о том, сколько нефти та или иная компания должна поставлять на внутренний рынок будет принимать автоматизированная система на основе анализа данных предприятия?

— Да, верно. Цифровая модель распределения позволит автоматически и объективно учитывать потребности всех субъектов рынка, производственную мощность заводов, обеспечивая тем самым справедливое и эффективное распределение энергоресурсов. Это нововведение направлено на повышение прозрачности и доверия между участниками рынка, что, в свою очередь, способствует стабильному развитию энергетического сектора.

Согласно Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023-2029 годы, а также Правилам цифровой трансформации государственного управления, в 2023 году был создан Офис цифровой трансформации Министерства энергетики Казахстана.

Так вот, офис цифровой трансформации играет ключевую роль в этом процессе (в формировании графиков поставок нефти), интегрируя современные цифровые технологии и подходы, чтобы оптимизировать и упростить бизнес-процедуры подачи заявок и распределения энергоресурсов.

Сейчас офисом реализуется портфель проектов по цифровой трансформации. В частности, планируется автоматизировать и цифровизировать все процессы взаимодействия министерства с субъектами топливно-энергетического комплекса (ТЭК), внедрить систему учета энергоресурсов, таких как нефть, нефтепродукты, газ, тепловая и электрическая энергия, создать цифровые паспорта всех производственных активов.

Кроме того, мы хотим использовать элементы искусственного интеллекта для прогнозной аналитики, создать отраслевой центр информационной безопасности от киберугроз.

Также необходимо отметить, что мы намерены в сотрудничестве с транснациональными компаниями реализовать совместные пилотные проекты по интеграции маломасштабных источников ВИЭ (возобновляемые источники энергии) – ветровых и солнечных электростанций, систем накопления энергии, электрозарядных станций с распределительными сетями.

— Разве объекты ВИЭ сразу же не подключаются к единым электрическим сетям, эксплуатируемым KEGOC (казахстанская компания по управлению электрическими сетями, — Авт.)?

— Здесь под интеграцией имеется ввиду физическое, нормативное, телеметрическое и т.д. внедрение новых видов объектов в энергосистему.

— А как в целом продвигается цифровизация отраслей, курируемых Минэнерго?

— Сейчас ведется работа по модернизации существующих информационных систем министерства, таких как Единая государственная система управления недропользованием (ЕГСУ), Информационная система учета сырой нефти и газового конденсата (ИСУН) и Цифровой платформы энергетики (ЦПЭ).

ЕГСУ функционирует с 2014 года и является инструментом по предоставлению отчетности для недропользователей. В этой системе также осуществляется мониторинг исполнения лицензионно-контрактных условий и собирается оперативная информация по добыче, транспортировке и переработке нефти. На данный момент в ней зарегистрированы 193 недропользователя.

ИСУН введена в промышленную эксплуатацию в 2022 году. Система автоматизирует сбор данных с приборов учета на этапах подготовки, переработки и транспортировки нефти. Передача данных осуществляется в автоматическом режиме. Раньше недропользователи делали это вручную, отправляя ежедневно по электронной почте данные по количеству добытой нефти. Сейчас к каждой скважине подключен счетчик, с которого эти сведения поступают сразу в ИСУН.

Эта система, в частности, поможет принятию управленческих решений на государственном уровне на основе оперативных данных, а также прогнозированию оборота сырой нефти и газового конденсата.

ЦПЭ – это своего рода маркетплейс по розничной торговле электроэнергией. Реализовать проект планируется в два этапа. На первой фазе будет запущено нескольких модулей, в том числе заработает «Цифровой кабинет для потребителей электроэнергии» с функционалом смены оператора. Этот этап должен быть завершен уже в этом году. Полностью проект цифровой платформы планируется закончить в следующем году.

При этом параллельно ведется работа по объединению всех информационных систем в единое платформенное решение EnergyTech. Это в будущем позволит очень быстро запускать новые цифровые сервисы по автоматизации и цифровизации бизнес-процессов в регулируемых сферах Минэнерго. Единая платформа должна помочь правильно структурировать архитектуру отраслевых данных и информационных систем, обеспечивающих выполнение функций министерства. К тому же она обеспечит внедрение элементов искусственного интеллекта.

Также на сегодняшний день в министерстве в процессе реализации находятся порядка 10 проектов, предусмотренных в Дорожной карте по цифровой трансформации. В частности, это проекты по созданию ситуационно-аналитического центра, совершенствованию нормативно-правовых актов по цифровизации, гармонизации международных стандартов, внедрению системы управления данными, развитию искусственного интеллекта и т.д.

Как правило, инициация новых цифровых проектов исходит от внутренних отраслевых департаментов и внешних заинтересованных сторон отрасли. То есть все новые функционалы являются ответом на требования времени и рынка.

— Предложения о создании ИСУН были озвучены еще в 2013 году. Как работает сейчас информационная система учета нефти? Сколько скважин или нефтедобывающих компаний уже подключены к ней?

— Сегодня к системе подключена 51 организация, из них 38 нефтедобывающих и 4 нефтетранспортных компании, а также 9 нефтеперерабатывающих заводов.

То есть на данный момент в цифровом формате учитывается 95,8% оборота нефти в республике. Мы планируем подключить к ИСУН всех недропользователей и довести оборот нефти в цифровой среде до 100%. При этом с 2025 года к системе будут подсоединены и газовые месторождения. Сейчас начата проработка технических требований по их подключению.

Однако на текущий момент, в связи с передачей функционала ИСУН из АО «Национальные информационные технологии» в АО «Ситуационно-аналитический центр топливно-энергетического комплекса РК», работы по подключению приборов учета производственных объектов субъектов ТЭК к системе временно приостановлены. Они возобновятся после завершения всех процедур по передаче ИСУН.

Повторюсь, что министерство планирует завершить подключение всех недропользователей и довести оборот нефти в цифровой среде до 100%. Подключение к системе – это процесс динамический, поскольку по мере развития компании переходят от разведки к стадии добычи углеводородов и тогда уже подпадают под требования закона о подключении к ИСУН.

— Ранее Минэнерго была запущена Система учета отдельных видов нефтепродуктов (СУНП). Сколько автозаправочных станций подключены к системе сейчас и как она работает?

— На сегодняшний день к системе подключены 3183 АЗС.

Сейчас разработан API* для подключения к системе нефтебаз, идет работа по запуску модуля для отпуска бензина и дизельного топлива по дифференцированным ценам. Для этого подготовлен и опубликован API для банков второго уровня, чтобы было удобно проводить оплату, не создавая очередь (онлайн-верификация по лимитам и онлайн-оплата). В дальнейшем функционал по прослеживанию ГСМ будет только расширяться.

При этом отмечу, что в апреле этого года эксплуатация СУНП была передана из АО «Национальные информационные технологии» в АО «Информационно-учетный центр», которое является подведомственной организацией Комитета государственных доходов Министерства финансов РК.

— Какого эффекта ожидаете от реализации планов по цифровизации?

— Реализация планов принесет несколько ключевых положительных эффектов. В частности, цифровизация повысит прозрачность и доверие между всеми участниками рынка, сократит бюрократические процедуры, снизит административные барьеры, позволит собирать и анализировать большие объемы данных, что поможет принимать более обоснованные и своевременные решения.

Помимо этого, цифровые технологии позволят быстрее реагировать на изменения в отрасли и адаптироваться к новым условиям, что улучшит общую стабильность и эффективность энергетического сектора.

В целом мы рассчитываем, что цифровая трансформация в энергетике приведет к значительному улучшению качества управления и взаимодействия в отрасли, способствуя устойчивому развитию и конкурентоспособности нашей экономики.

— Спасибо за интервью!

*API – механизмы, которые позволяют двум программным компонентам взаимодействовать друг с другом, используя набор определений и протоколов.