Коронавирус, хлорорганика, война на Ближнем Востоке… Что еще может повлиять и влияет на цены на нефть, на объем ее производства и спрос? Сколько нефти потребляет мир и каковы прогнозы аналитиков? Petrocouncil приводит все самые интересные данные по этим вопросам.
На неделе цена на нефть марки Brent опустилась ниже $60 впервые с ноября 2019 года. Эксперты связывают резкое падение цен на сырье с распространением нового типа вируса (2019-nCoV) в Китае. Участники торгов опасаются, что это повлияет на спрос на нефть в этой стране, да и в целом в регионе.
Ранее ОПЕК, в своем прогнозе на 2020 год, связывал увеличение объемов потребления нефти в текущем году, с предполагаемым ростом экономики в Китае и Индии – на 5,9 и 6,4 процентов, соответственно. По мнению аналитиков нефтяного картеля, именно страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, нарастят потребление нефти на 1,13 млн баррелей в сутки, тогда как страны-члены ОЭСР – всего лишь на 0,09 млн. Всего по планам ОПЕК в 2020 году суточный объем потребления углеводородного сырья увеличится до 101 млн баррелей, по сравнению с прошедшим годом – 99,8 млн баррелей в стуки.
Согласно статистике организации стран-экспортеров нефти, в декабре 2019 года цена на базовую корзину ОПЕК выросли на $3 — $66,48 за баррель, а на фьючерсы на Brent — на 3,9%, до $65,17 за баррель. И теперь цены упали, и не известно, как поведет себя экономика Китая, одного из крупных потребителей нефти в мире. В прошлом году эта страна потребляла более 13 млн баррелей в стуки, при внутреннем производстве около 4 млн баррелей. Самыми крупными потребителями нефти в мире по итогам 2019 года стали США – 21 млн баррелей в сутки. В тройку лидеров вошла Индия – около 5 млн баррелей в сутки.
Если Штаты сами ежегодно наращивают объем производства сырья – в 2019-м они добывали более 18 млн баррелей нефти в сутки, став первым по этому показателю среди других стран-производителей нефти, то, как видим, Китай сильно зависим от импорта. При этом и экспортеры зависимы от объемов потребления нефти Поднебесной и состоянием ее экономики.
Эксперты считают, что ситуация с распространением 2019-nCoV может пойти по тому же сценарию, что и в случае с эпидемией атипичной пневмонии, произошедшей в 2003 году. Тогда вызванная инфекцией паника привела к резкому сокращению числа туристов в Азии, в первую очередь в Китае, и отмене большей части рейсов в некоторых аэропортах. Теперь в Goldman Sachs прогнозируют падение суточного спроса в среднем 260 тыс. баррелей нефти. При этом только сокращение потребления авиационного топлива может привести к падению спроса на нефть на 170 тыс. баррелей в сутки.
Нефтяной картель уже заявил о желании организации продлить до июня текущее сокращение добычи нефти, чтобы удержать цены от резкого падения. Ранее в декабре прошлого года страны ОПЕК+ договорились с 1 января 2020 года уменьшить производство на 1,7 млн баррелей в сутки. В целом основные государства-экспортеры углеводородов, а это участники ОПЕК и ОПЕК+, заинтересованы в удержании цен на нефть не ниже 60$ за баррель, и предпримут все попытки, чтобы выполнить это.
Между тем, Казахстан, входящий в ОПЕК+, в прошедшем году добыл 90,4 млн тонн нефти или 1,81 млн баррелей нефти в сутки, и согласно прогнозам, в текущем года этот объем должен увеличиться еще на 300 тыс. баррелей. По данным Министерства энергетики РК, общий объем производства нефти по итогам 2020 года должен составить 91 млн тонн.
Хотя в начале года статистику испортило обнаружение 16 января повышенного содержания хлорорганических соединений в нефти, поступающей с месторождений «СНПС-Актобемунайгаз» в магистральный нефтепровод «КазТрансОйл». В результате прием нефти был приостановлен и, по сведениям Reuters, «экспортная прокачка нефти в направлении Китая в январе упала на 30.900 тонн при плане поставок 34.600 тонн». В 2019 году Казахстан экспортировал в Китай свыше 10,8 млн тонн нефти.
В Минэнерго считают, что, с учетом завершения реализации ПБР на Тенгизе, в республике уже в 2023 году уровень добычи планируется нарастить до 100 млн т, а к 2025-му — довести ее до 105 млн т.
По данным Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в 2019 году через систему КТК было транспортировано более 55,8 млн тонн казахстанской нефти. Наибольшие объемы нефти поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – 29,9 млн т, 10 млн т и 14,1 млн т, соответственно. Напомним, что по итогам 2018 года по КТК было экспортировано 54,3 млн т сырья – с месторождения Тенгиз — 28,7 млн тонн нефти, с Карачаганак – 10,3 млн тонн, а с Кашаган – 13,2 млн тонн.
Отметим, в 2018 году выручка от экспорта казахстанской нефти составила $37,8 млрд. Тогда годовой объем добычи составил 90,3 млн тонн нефти.