Интересная ситуация складывается на рынке автомобильного топлива республики. С одной стороны, потребление увеличилось, с другой – к началу этого года на рынке образовались запасы топлива. При этом парк зарегистрированных авто в 2023 году рекордно вырос – более чем на 20%. Вместе с тем, как власти, так и аналитики прогнозируют дефицит топлива в Казахстане уже в ближайшем будущем и придется импортировать, к примеру, до 1 млн тонн бензина в год.
«В целом, в стране с осени прошлого года имеется достаточный запас нефтепродуктов. В конце зимы и начале весны этот запас увеличился до более высоких за всю историю страны (объемов). Это привело к тому, что снизился импорт бензинов и дизтоплива из России», — говорит Азат Муртазин, ведущий аналитик ценового агентства Argus.
По его данным, в прошлом году объем поставок бензина АИ-92 с казахстанских заводов розничным потребителям вырос почти на 5%, до свыше 4,3 млн тонн. Потребление же этой марки увеличилось на 4%, до более чем 4,2 млн тонн. Поставки бензинов АИ-95 и АИ-98 увеличились еще больше – на 15%, до 968,7 тыс. тонн, а их потребление – на 9%, до 924,1 тыс. тонн. При этом общий объем производства нефтепродуктов сократился на 3,6%, до свыше 14,8 млн тонн. (см. таблицы №1 и №2)
Похоже, «реформа» (или передел) рынка ГСМ, инициированная правительством, дает свои плоды. Может, возымели действие также постепенное увеличение предельных оптовых цен, что помогло нарастить поставки бензина на внутренний рынок.
Однако по дизельному топливу ситуация по-прежнему неблагоприятная. Его производство снизилось на 2%, до свыше 5,2 млн тонн, а импорт подскочил почти в три раза – до 567 тыс. тонн. При том, что потребление даже немного уменьшилось – на 0,5%, до 5,5 млн тонн. Не исключено, что власти, боясь нехватки топлива в ходе сбора осеннего урожая, дали разрешение участникам рынка на импорт дизтоплива, в результате чего и образовались запасы, про которые говорит эксперт Argus.
Кроме того, Министерство энергетики планирует установить новые требования для малых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по выпуску подакцизных продуктов (бензина и дизтоплива). Их объем к 2025 году должен составить не менее 25% от общего выпуска, а к 2023-му – 40%. По сведениям агентства, на сегодня в Казахстане имеется 24 мини-НПЗ, включая четыре завода по компаундированию, суммарной перерабатывающей мощностью около 800 тыс. тонн в год. При этом постоянно действующих мини-заводов, как выясняется, только 10.
Однако этих усилий недостаточно, чтобы покрыть все внутренние потребности в топливе. Азат Муртазин прогнозирует, что к 2030 году дефицит бензина в стране может составить 1,7 млн тонн в год, дизтоплива – от 2 до 4 млн тонн, авиатоплива – 500 тыс. тонн.
Между тем его коллега Сергей Агибалов, вице-президент по консалтингу Argus, считает, что Казахстан обладает обширным потенциалом для участия в региональной торговле нефтепродуктами и создание единого рынка ЕАЭС только бы способствовало реализации этого потенциала.
Общий рынок
В декабре 2018 года Высший Евразийский экономический совет одобрил программу и план мероприятий по формированию единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС к 2025 году, предполагающий гармонизацию законодательства, технических регламентов, торговых процедур. Но пока стороны не договорились, и сейчас с большой вероятностью запуск рынка будет перенесен на 2027 год.
Похоже, большинство стран не готовы полностью отдать свои рынки России, которая и сейчас является монополистом по поставкам топлива на пространстве СНГ и ЕАЭС. К примеру, в 2023 году экспорт бензина из РФ покрыл свыше 95% потребностей в топливе Кыргызстана и более 90% – Армении.
В прошлом году Россия поставила в Кыргызстан 610 тыс. тонн бензина, в Казахстан – 9 тыс., Узбекистан – 468 тыс., в Азербайджан – 198 тыс., Армению – 356 тыс. Также около 70 тыс. тонн топлива в большинство этих стран, включая и саму Россию, поставила Беларусь.
Крупнейшими импортерами стали: Кыргызстан – 630 тыс. тонн, Армения – 614 тыс., Узбекистан – 493 тыс., Азербайджан – 219 тыс. Казахстан завез из-за границы около 9 тыс. тонн бензина, в основном АИ-95/98/100.
Между тем, в 2023 году парк зарегистрированных автомобилей в Казахстане вырос на рекордные 780 тыс. единиц (в прежние годы рос в среднем на 100 тыс.), продажи новых авто составили 199 тыс., подержанных импортных – 81 тыс.
«Автопарк начал быстро расти с ноября 2022 года и вернулся к обычным темпам роста лишь в начале 2024 года. Нетто-увеличение парка на 500 тыс. автомобилей было разовым и, по всей видимости, отражает изменение миграционных потоков», — отмечает эксперт Argus.
Можно предположить, что это связано с приездом мигрантов, например, россиян, бежавших из своей страны после начала военного вторжения России в Украину. Напомним, что в том году только за сентябрь (после объявления частичной мобилизации на войну) в Казахстан въехало 406 тыс. россиян, а всего за 2022 год – около 3 млн. И хотя казахстанские власти заявляли, что некоторые из них выехали далее в другие страны или вернулись назад, значительная часть, похоже, осталась.
По словам эксперта, автопарк Казахстана остается «бензиновым» и высокая доля таких машин сохранится в ближайшие годы. К 2030 году общий автопарк может вырасти до 5,9 млн единиц, на автомобили с бензиновым двигателем будет приходиться 84,6% всех транспортных средств (87,6% сейчас). Поэтому спрос на бензин в стране продолжит расти, в том числе и благодаря развитию автодорожной инфраструктуры и внутреннего туризма.
«В условиях высокой загрузки НПЗ, вопрос о расширении действующих и строительстве четвертого завода сохраняет актуальность. При сохранении объемов переработки на текущих уровнях и росте автопарка рынок бензина к 2030 году может стать дефицитным, что вновь потребует импорта порядка 1 млн тонн. Но может потребоваться и больше», — говорит Сергей Агибалов.
До модернизации трех крупных НПЗ республика завозила из-за границы недостающие объемы. Так, в 2015 году импорт бензина составил 1,4 млн тонн. Затем по мере расширения мощностей заводов объемы снижались, и в 2018 году было завезено около 500 тыс. тонн.
С 2019 по 2023 год республика покрывала внутренние потребности в топливе за счет собственного производства. Был даже небольшой период в 2020-2021 годах, когда страна могла экспортировать излишки – 500 тыс. и 100 тыс., соответственно. Однако уже в 2024 году, по прогнозу Argus, мы будем вынуждены импортировать 100 тыс. тонн топлива. Далее, судя по всему, показатели будут только расти. К 2030 году Казахстан станет вновь зависимым от импорта, закупая из-за границы до 1 млн тонн бензина в год.
В 2019 году автомобилей, ездящих на бензине, в стране было 3,4 млн единиц. А всего машин, потребляющих кроме бензина также сжиженный нефтяной газ и другие виды топлива – 3,8 млн. В 2022 году всего зарегистрированных авто было 3,9 млн единиц, из них на бензине 3,5 млн. Но в 2023 году автопарк Казахстана резко вырос, до 4,7 млн единиц, из которых на бензине ездят 4,1 млн.
По прогнозу Argus, в этом году общее количество авто вырастет до 4,8 млн штук, из которых на бензине будет 4,2 млн. В 2030 году этот показатель увеличится до 5,9 млн и 5 млн, соответственно.
Электромобили увеличатся
В мире переход потребителей на использование транспортных средств на альтернативных видах топлива уже оказывает заметное влияние на спрос на бензин и дизтопливо. В странах Скандинавии доля электромобилей в продажах превышает 40%, хотя парк обновляется медленнее (электромобили составляют 5-10%).
В 2023 году в Казахстане было продано свыше 6,8 тыс. электромобилей (3,4% всех продаж), доля в национальном автопарке пока остается низкой (0,2%), но в Алматы (0,9%) уровень проникновения уже близок к показателям крупных городов Восточной Европы.
Argus ожидает, что в течение 2024-2030 годов произойдет ускоренный рост парка электромобилей в странах ЕАЭС благодаря развитию собственных производств, сохранению таможенных льгот и быстрому развитию электрозарядной инфраструктуры.
В Казахстане число электрокаров увеличилось с 1 тыс. единиц в 2019 году до 8 тыс. в 2023-м. Ожидается, что в этом году их количество достигнет 12 тыс., а в 2030 году – 178 тыс., из них в Алматы – 68 тыс., Астане – 62 тыс., в других регионах – до 48 тыс. То есть электромашины по-прежнему будут использоваться в основном в крупных городах. (см. блицу №4)
Почему растет спрос на бензин?
В агентстве считают, что цены на моторное топливо в Казахстане объективно низкие. Цена бензина АИ-95 составляет около $0,6 за литр, АИ-92 – $0,44.
При этом стоимость АИ-95 на 17% ниже, чем в России, где в настоящий момент цены примерно на треть субсидируются с помощью механизма демпфера. Без демпфера она составляла бы около $0,9 за литр.
По сравнению с Узбекистаном цена в Казахстане ниже на 44%.
Эксперт отмечает, что для нашей страны в определенной степени рыночным ориентиром, с множеством оговорок, является цена в $0,9-1 за литр, где нижняя граница – это цена в РФ без демпфера, а верхняя граница – это цена в Узбекистане. Это не значит, что цены должны стать такими, а скорее, что должен быть разработан механизм справедливого ценообразования, который будет содействовать развитию экономики Казахстана и балансировать интересы всех участников рынка, считают в Argus. (см. таблицу №5)
Рост потребления бензина аналитики связывают также с увеличением транзитного транспорта. До 2022 года транзитные перевозки через Казахстан шли в основном из стран Центральной Азии. Разворот торговых потоков после начала войны в Украине привел к кратному росту транзита как из стран Центральной Азии, так и из соседних государств, в том числе Ирана и государств Южной Азии. При этом значительная часть перевозок грузов осуществляется автотранспортом.
По оценке Министерства транспорта РК, в 2023 году транзитные перевозки автотранспортом через Казахстан составили 4,9 млн тонн. Основной объем перевозимых автотранспортом грузов приходится на скоропортящиеся продукты питания, потребительские товары и оборудование.
Улучшение автодорожной инфраструктуры и развитие транспортных коридоров «Запад — Восток», включая инициативы TRACECA (программа международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнерами по организации транспортного коридора «Европа — Кавказ — Азия») и «Один пояс — один путь», уже создают новую транзитную реальность в регионе.
По мнению агентства, экономическая интеграция в рамках ЕАЭС и продолжающаяся перестройка логистики останутся драйверами роста транзитных потоков через Казахстан и страны Центральной Азии в 2020-е годы. По оценкам Argus, к 2030 году транзит грузов автотранспортом через Казахстан может вырасти до 11 млн тонн, более половины грузопотока будут формировать страны Южной Азии (в рамках развития коридора «Север-Юг») и транзитные направления из России в страны Дальнего Зарубежья.
Сохранение разницы в розничных ценах на топливо между Казахстаном и сопредельными странами будет способствовать росту транзитных заправок. К 2030 году спрос на дизтопливо в этом секторе рынка может достичь 0,67 млн тонн, превысив 13% от общих продаж дизельного топлива в стране. Повышение цен и ужесточение контроля над заправкой таких автотранспортных средств позволит ограничить спрос на дизтопливо в этом рыночном сегменте на уровне 0,45-0,47 млн тонн, считают эксперты.
В 2023 году среднее потребление бензина на 1 пассажирский автомобиль в Казахстане составляло в 1,24 тыс. литров. При этом в Мангистауской области из-за высокой доли потребления сжиженного нефтяного газа этот показатель составляет 0,77 тыс. литров. Тогда как в Алматинской области он доходит до 1,51 тыс., а в Астане и Акмолинской области – до 1,52 тыс. литров.
В Павлодарской области из-за большого потребления карьерной техники спрос на дизтопливо заметно превышает средний по республике. Также высокий спрос на дизтопливо наблюдается в Жамбылской, Кызылординской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, по которым проходит международная трасса. (см. таблицу №6)
При этом большие объемы топлива вывозятся из Казахстана в соседние страны. В 2023 году таким способом всего из республики было вывезено 213 тыс. тонн бензина: из Алматинской области 106 тыс. тонн, Жамбылской – 93 тыс., других регионов – 14 тыс. тонн.
Дизельного топлива в соседние страны в 2023 году всего было вывезено 61 тыс. тонн, из них из Туркестанской области – 10 тыс. тонн, Кызылординской – 9 тыс., Жамбылской – 8 тыс., других регионов – 34 тыс.
Более высокое потребление топлива в приграничных регионах отчасти связано с «розничным импортом» в соседние страны, в первую очередь в Кыргызстан и Узбекистан и заправками машин, следующих транзитом. Они предпочитают заправляться в Казахстане, поскольку здесь стоимость топлива ниже, чем в сопредельных государствах.
По оценке Argus, в 2023 году розничный вывоз бензина привел к увеличению внутреннего спроса на 210-215 тыс. тонн относительно равновесного уровня, потребление дизтоплива выросло на 55-60 тыс. тонн. Трансграничные перетоки влияют на рыночный баланс внутри страны, но ужесточение таможенного контроля позволит не увеличить эти потоки в будущем.
Потребление бензина в Казахстане к 2030 году вырастет на 6,4 млн тонн или на 1,1 млн тонн по сравнению с 2023 годом. Из-за роста транзитных потоков спрос увеличится на 100 тыс. тонн, вывоза в соседние страны – 100 тыс., низких цен – 600 тыс., органический рост составит 400 тыс. тонн.
Таким образом, вывоз бензина в соседние страны Центральной Азии и в Россию, а также рост транзита через Казахстан станут важными факторами дополнительного увеличения потребления бензина в стране.
Рост спроса на бензин к 2030 году может привести к переходу от сбалансированного к дефицитному рынку, когда мы вынуждены будем импортировать до 1,2 млн тонн в год. Проблемы нехватки коснутся и рынка дизтоплива.
Решение проблем может заключаться в строительстве четвертого НПЗ или расширении мощностей действующих заводов, а также постепенном переходе к рыночному ценообразованию, полагают аналитики.
Бензин или мясо
Низкие цены на бензин иногда у нас преподносятся, как некое экономическое достижение или благо, доступное всем казахстанцам. Часто они рассматриваются как прокси на инфляцию, в предположении, что стоимость топлива влияет на общий уровень цен как напрямую, так и опосредованно, через увеличение затрат на логистику.
Однако эксперты отмечают, что бензин является «инфляционно значимым» товаром, но его вклад в рост цен не так велик, как принято считать: расходы на покупку бензина АИ-92 в потребительской корзине в Казахстане составляют 1,9% всех трат населения. Расходы на говядину, к примеру, вдвое выше (4%). Но несмотря на это, рынки продовольственных товаров гораздо реже подпадают под регулирование государства, чем сектор энергоресурсов.
Субсидирование приводит к искажению цен не только в рамках одной отрасли, но и в экономике в целом: спрос на «дешевый» ресурс растет, а относительные цены на другие товары часто оказываются выше, чем могли бы быть в отсутствие субсидий. Так, доступность говядины в 2018-2024 годах выросла на 45%, а бензина АИ-92, для которого сохраняется ценовое регулирование, – на 95%.
Сейчас по доступности бензина Казахстан уже заметно опережает Россию и страны Восточной Европы, приближаясь к показателям Италии и Франции. Но, к сожалению, низкие цены на бензин и дизтопливо не обязательно транслируются в низкие цены на другие товары. (см. таблицу №7)
Таблица №1. Баланс нефтепродуктов Казахстана, тыс. тонн
Топливо | 6М 2024 | 2023 | 2022 | |
Бензин АИ-92 | Поставка с завода | 2 095 | 4 330 | 4 128 |
Импорт | 0,3 | 1,8 | 0,7 | |
Экспорт | 3,2 | — | 25,9 | |
Потребление | 2 089 | 4 249 | 4 093 | |
Бензин АИ-95/98 | Поставка с завода | 457,9 | 968,7 | 842,5 |
Импорт | 0,3 | 8,6 | 0,7 | |
Экспорт | 5,7 | — | — | |
Потребление | 466,4 | 924,1 | 848,0 | |
Дизтопливо | Поставка с завода | 2 648 | 5 264 | 5 363 |
Импорт | 25,5 | 566,9 | 199,3 | |
Потребление | 2 614 | 5 579 | 5 610 | |
Авиатопливо | Поставка с завода | 368 | 639,2 | 667 |
Импорт | 116,1 | 247,6 | 185,5 | |
Потребление | 457,5 | 855,5 | 847 | |
Мазут | Поставка с завода | 1 112 | 2 615 | 3 151 |
Импорт | 0,5 | 5,9 | 38 | |
Экспорт | 769,4 | 1 835 | 2 192 | |
Потребление | 343,7 | 785,8 | 996,7 |
Основные потребители: бензины – розничные сети, дизтопливо – розничные сети, сельхозпредприятия, АО «Қазақстан темір жолы», горно-металлургический комплекс (ГМК), авиатопливо – аэропорты и авиакомпании, мазут – ТЭЦ и ГМК.
Таблица №2. Производство нефтепродуктов в Казахстане, тыс. тонн
Продукты | 6М 2024 | 2023 | 2022 |
Бензин | 2 559 | 5 326 | 4 970 |
Дизтопливо | 2596 | 5159 | 5231 |
Авиатопливо | 367,4 | 637,8 | 665 |
Мазут | 954,1 | 2 326 | 2 818 |
Вакуумный газойль | 190,3 | 203,8 | 267,3 |
Битум | 276,7 | 647,6 | 774,7 |
Печное топливо | 35,9 | 91,2 | 90,1 |
Кокс | 239 | 401,8 | 499 |
Параксилол | 115,4 | 18 | 76 |
Бензол | 23,2 | 25,2 | 6,5 |
Всего | 7 357 | 14 837 | 15 398 |
Прогноз импорта на 2024 год: дизтопливо – 229 тыс. тонн, авиатопливо – 200 тыс. тонн. Все топливо импортируется из России.
Таблица №3. Основные показатели рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, 2023, млн тонн
Россия | Казахстан | Беларусь | Кыргызстан | Армения | |
Добыча | 531 | 90 | 1,9 | 0,3 | 0 |
Экспорт | 234 | 71 | 0 | 0,2 | 0 |
Переработка | 275 | 18 | 16 | 0,2 | 0 |
Бензин | 44 | 5,3 | 3,6 | 0 | 0 |
Таблица №4. Доля электромобилей (ЭМ), % от всего парка, 2023
Страны | Доля ЭМ |
Казахстан | 0,2 |
Швеция | 10 |
Китай | 6,2 |
Германия | 4,7 |
Армения | 2 |
США | 1,6 |
Италия | 1,1 |
Узбекистан | 1 |
Польша | 0,3 |
Белоруссия | 0,2 |
Россия | 0,1 |
Таблица №5. Розничные цены на бензин АИ-95, июнь 2024, $ за литр
Страны | Цена в $ |
Чехия | 1,7 |
Румыния | 1,5 |
Армения | 1,4 |
Южная Корея | 1,3 |
Индия | 1,2 |
Узбекистан | 1 |
США | 1 |
Кыргызстан | 0,8 |
Белоруссия | 0,7 |
Россия | 0,7 |
Казахстан | 0,6 |
Таблица №6. Потребление бензина и дизтоплива на 1 автомобиль, 2023, тыс. литров
Города и области | Бензин | Дизтопливо |
Абайская | 1,03 | 21,7 |
Астана и Акмолинская | 1,52 | 19,2 |
Актюбинская | 1,03 | 25,8 |
Алматы и Алматинская | 1,51 | 12 |
Атырауская | 1,38 | 19,8 |
Восточно-Казахстанская | 1,03 | 21,7 |
Жамбылская | 1,48 | 25,1 |
Жетысуская | 1,51 | 12 |
Западно-Казахстанская | 1,01 | 24,1 |
Карагандинская | 1,18 | 23,4 |
Костанайская | 1,01 | 24,8 |
Кызылординская | 1,16 | 25,6 |
Мангистауская | 0,77 | 11,3 |
Павлодарская | 1,28 | 45,8 |
Северо-Казахстанская | 0,81 | 21,9 |
Туркестанская | 0,98 | 15,1 |
Улытауская | 1,18 | 23,4 |
Таблица №7. Сколько можно купить бензина АИ-95 или говядины на зарплату, 2023
Страны | тыс. литров | кг мяса |
Казахстан | 1 | 142 |
Франция | 1,8 | 173 |
Россия | 1,4 | 150 |
Чехия | 1,1 | 202 |
Румыния | 1,1 | 158 |
Польша | 1,1 | 199 |
Белоруссия | 0,8 | 179 |
Турция | 0,7 | 72 |
Армения | 0,6 | 70 |
Кыргызстан | 0,4 | 60 |
Узбекистан | 0,4 | 54 |