Казахстан снова уличили в превышении квоты, установленной в рамках соглашения ОПЕК+. Международные информационные агентства, ссылаясь на свои источники, сообщили, что страна продолжает нарушать взятые на себя обязательства по сокращению добычи нефти.
По расчетам Reuters, в июне в республике добывалось в среднем 1,538 млн баррелей в сутки (б/с), что превышает квоту ОПЕК+ примерно на 70 тыс. б/с.
Bloomberg написал, что страны-члены ОПЕК+, несмотря на обещания компенсировать избыточную добычу, продолжают производить больше нефти.
Министерство энергетики 8 июля распространило заявление о том, что Казахстан поддерживает решения, принимаемые совместно со странами-участницами альянса, и подготовил подробный план, согласно которому постепенно компенсирует перевыполненные в первом полугодии объемы до сентября 2025 года.
Ранее Минэнерго сообщило, что в марте республика превысила свою квоту на добычу на 131 тыс. б/с. Ведомство связало это «с климатическими условиями и продолжительностью отопительного сезона». На сегодня квота страны, согласованная на последнем заседании ОПЕК+ 2 июня этого года, составляет 1,468 млн б/с. Тогда альянс продлил принятый ранее для всех участников объем сокращения на уровне 5,86 млн б/с. Сюда входит обязательное уменьшение добычи в размере 3,66 млн б/с, принятое всеми участниками ОПЕК+ (срок действия этой договоренности истекал в конце 2024 года), а также добровольное сокращение восемью членами альянса (в том числе и Казахстаном) объема на 2,2 млн б/с, которые первоначально планировалось завершить в июне 2024 года. Обязательное сокращение было продлено до конца 2025 года, а добровольное до конца сентября этого года. Затем – с октября 2024 года по сентябрь 2025 года – эти объемы будут постепенно восстановлены.
Добыча и экспорт выросли
Казахстан участвует в соглашениях ОПЕК+ с момента его создания в 2016 году, за исключением марта 2020 года, когда альянс распался из-за разногласий между Саудовской Аравией и Россией. Скоординированные действия нефтедобывающих стран помогли сперва поднять (после падения в 2014 году), а потом и поддерживать относительно высокие цены на нефть. Но в последние годы, особенно с 2022-го, после того, как Россия, один из крупнейших производителей нефти (около 10% от мировой добычи) ввязалась в войну с Украиной, и цены на нефть взлетели до $100 за баррель, ряд членов ОПЕК+ перестали соблюдать обязательства по сокращению добычи. В 2023 году страны альянса даже договорились нанять IHS Market, Rystad Energy и Wood Mackenzie для проведения независимого аудита добывающих мощностей всех участников сделки. Проверку должны были завершить в конце прошлого месяца. По ее результатам планировалось составить квоты на следующий год.
Впрочем, причины несоблюдения обязательств у участников сделки могут быть разные. Если одни экспортеры превышают квоту на добычу, чтобы воспользоваться моментом и заработать на росте стоимости нефти, другие просто технически не способны влиять на уровень производства у себя в стране. К примеру, если в Саудовской Аравии и ОАЭ основная добыча приходится на государственные компании, то в России и Казахстане – на частные. А в нашем случае даже на иностранные компании.
«Основные игроки, которые могут у нас поддержать и даже увеличить добычу, это три крупных проекта – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. А все остальные вряд ли смогут, потому что у них добыча падает. За последний год, даже если ежемесячные показатели сравнить, то можно наблюдать спад производства. То есть основное превышение у нас идет на трех месторождениях. Но надо еще понимать, что на Кашагане и Карачаганаке подрядчики работают по СРП, а Тенгиз – это совместное предприятие, где мажоритарные акционеры – международные компании. И я не думаю, что государство может как-либо обязывать их сокращать добычу. Это специальные режимы, поэтому могут только очень сильно попросить», — говорит нефтегазовый аналитик Абзал Нарымбетов.
Правительство может только попросить операторов Тенгиза, Кашагана и Карачаганака снизить производство. Но компании при этом могут отказаться выполнять просьбу властей и ничего с ними за это не будет. Разве что плановые ремонтные работы на месторождениях сдвинут так, что в определенные месяцы добыча сократится.
«Но с другой стороны, каждое сокращение добычи снижает их прибыльность. А у них есть срок окупаемости. И государство, скорее всего, будет компенсировать эти упущенные доходы. Потому что у них срок эксплуатации месторождений ограничен лицензионным периодом. Если сейчас они недополучат прибыль, то, скорее всего, не получат никогда. А возмещать вложенные инвестиции им надо по любому. То есть все упирается в возмещение затрат, в прибыльность, и это все они будут постоянно согласовывать», — считает эксперт.
В то же время и государству особо не выгодно сокращать добычу нефти, когда производство и так снижается на других месторождениях. Чем больше нефти добывается и экспортируется, тем больше доходов у страны. Другие отрасли не приносят столько прибыли, как нефтянка. А увеличивать производство нефти могут только Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Сейчас, примерно, 80% добычи в республике приходится на эти три проекта. А все остальные добывающие компании основную часть нефти направляют на внутренний рынок для покрытия дефицита ГСМ, который ежегодно растет.
«В концепции Минэнерго озвучено, что до 3,5 млн тонн нефти с этих трех месторождений будут перенаправлены на внутренний рынок. Но опять же здесь встает вопрос цены. Потому что вряд ли эти компании будут поставлять нефть на внутренний рынок по той же стоимости, как остальные, когда у них в договорах черным по белому написано, что они могут направлять нефть туда, где будет максимальная цена. Не думаю, что на внутреннем рынке будет даже рыночная цена», — полагает нефтегазовый аналитик.
Па данным ценового агентства Argus, в мае этого года на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) 1 тонна нефти стоила (dap) $238-272 (105-120 тыс. тенге), то есть $33-37 за баррель. В это же время на международных рынках ее продавали в среднем по $80 за баррель и, зачастую, даже дороже. При этом на ПНХЗ была самая высокая цена на внутреннем рынке. На Атырауском НПЗ она была еще ниже – $170-192 (75-85 тыс. тенге) за тонну, то есть $23-26 за баррель; на Шымкентском предлагали $204-272 (90-120 тыс. тенге) за тонну или $28-37 за баррель.
Может выйдем?
Между тем снижение добычи может быть выгодно и самим компаниям. В том плане, что оно так или иначе приводит к уменьшению предложения нефти на рынке, за которым следует повышение ее стоимости. Если сокращают все члены ОПЕК+ и это дает рост цен даже на пару долларов за баррель, то это может существенно повлиять на экономику предприятия, потому что, сокращая добычу и соответственно увеличивая цену на нефть, они могут получить больше прибыли.
«Но опять же это надо смоделировать и смотреть, насколько каждое сокращение барреля нефти в Казахстане может повлиять на увеличение цены на нефть, и каждое предприятие может скомпенсировать и получить еще больше прибыли. Я не знаю, насколько такая модель существует. Но четыре года назад я делал такой простой алгоритм, где показывал, что сокращая добычу и повышая цену за баррель, предприятия на самом деле получают больше прибыли, чем если бы они продолжали такую же добычу», — говорит Абзал Нарымбетов.
По его мнению, объем нефти, который Казахстан обязуется сократить, незначителен по сравнению с тем, на сколько снижают другие участники альянса, такие как Саудовская Аравия и Россия, которые берут основную нагрузку по снижению добычи.
«То, что наша страна не выполняет обязательства по сокращению добычи, либо не компенсирует превышение квоты, думаю, это не сильно повлияет на весь объем. Еще надо отметить, что решения ОПЕК+ больше носят рекомендательный характер. Члены альянса берут на себя обязательства, но наказаний за их невыполнение, по сути, нет. Однако, если это носит систематический характер, то сами государства должны решать вопрос о целесообразности присутствия в альянсе. Если ты не выполняешь обязательства, то зачем участвовать в сделке», — говорит эксперт.
Участие в ОПЕК+ для некоторых государств имеет больше имиджевое значение. Но если ты не выполняешь взятые на себя обязательства, и о тебе пишут мировые деловые издания как о каком-то обманщике, что бьет по твоей репутации, то может быть тогда не стоит быть в этой группе и брать на себя обязательства? Даже члены ОПЕК выходят из организации, а некоторые потом снова возвращаются. И не факт, что за это картель кого-то наказывает.
«Надо целостно смотреть, насколько Казахстану выгодно быть в этом клубе. Есть множество стран, которые не берут на себя никаких обязательств, такие как Бразилия, которая ежегодно повышает добычу, тем самым больше зарабатывает. В то время как страны ОПЕК и ОПЕК+ снижают добычу», — отмечает эксперт.
Одни производители, участвующие в альянсе, сокращают добычу и способствуют повышению стоимости нефти, а другие, не участвующие в сделке, такие как Бразилия, США, Канада, наоборот увеличивают добычу и пользуются ростом цен.
По сведениям ценового агентства Argus, в 2023 году в Казахстане было произведено 89,97 млн тонн нефти, что на 7% больше чем годом ранее. Экспорт нефти из республики вырос почти на 10%, до 70,54 млн тонн. В этом году, по прогнозу Argus, показатели снова вырастут: добыча до 90,30 млн тонн, экспорт до 70,80 млн тонн.
При этом фактические показатели за январь-апрель этого года не совсем коррелируются с прогнозными данными. Так, за четыре месяца было произведено 30,26 млн тонн нефти, что на 0,6% меньше, чем годом ранее. Тогда как экспорт вырос намного больше, чем ожидалось – на 1,2%.
Эксперты агентства ожидают, что плановые ремонты на Тенгизе и Кашагане ограничат добычу и экспорт нефти в текущем году. При этом грузоотправители уже снизили заявки на прокачку нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) с 70 до 65,2 млн тонн.
Альтернативный маршрут
Еще одной большой проблемой для правительства, связанной с нефтегазовой отраслью страны (помимо отсутствия полного контроля над добычей и экспортом нефти), является зависимость экспортных маршрутов от России. В прошлом году 96,7%, или более 68,2 млн тонн казахстанской экспортной нефти было транспортировано по маршрутам, пролегающим по территории РФ. Только КТК обеспечил транзит 80,21% экспорта. При этом экспортная нефтепроводная система, которой в основном пользуются компании, разрабатывающие Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, последние два года отличается своими периодическими внеплановыми остановками. И хотя оператор трубопровода уверяет, что перебои в работе системы происходят из-за штормов, трудно не связать их (остановки) с военными действиями РФ, начатыми как раз в 2022 году.
Кроме того, нет никаких гарантий, что украинские военные в какой-то момент не начнут наносить удары и по морскому терминалу КТК, через который отгружается и российская нефть – почти 7 млн тонн в прошлом году. Поэтому Казахстану нужно держать наготове альтернативные направления экспорта.
«Этот вопрос много раз обсуждали. По сути альтернативы КТК, надо честно признать, нет. И в ближайшие 3-5 лет, и даже больше, этого (найти альтернативу, — прим. авт.) невозможно осуществить. Но у меня всегда была позиция, не в плане экономической целесообразности, а в плане риск-менеджмента, что альтернативу надо иметь всегда. Даже если такой маршрут не полностью заменит КТК. Потому что независимость выше любого предприятия или компании. И я сторонник того, что альтернативный маршрут всегда должен быть, даже если государству невыгодно его строить», — говорит Абзал Нарымбетов.
Нельзя сказать, что на сегодняшний день у республики полностью отсутствуют выходы на мировые нефтяные рынки, или другие способы реализации добытой нефти. Часть нефти можно было бы продавать в соседние Узбекистан и Китай, часть отгружать через Иран по Каспию. Наиболее приемлемым вариантом, безусловно, является экспорт по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Эксперты Argus подсчитали, что общая мощность всех альтернативных направлений составляет 20-25 млн тонн в год. При этом транспортные расходы на других маршрутах могут быть выше, но и нефть дороже (см. таблицы ниже). Так, поставляемая по БТД нефть продается с премией к Brent, а по КТК, наоборот, со скидкой.
Нелегкая ситуация и с экспортом в Узбекистан. Экспорт в соседнюю республику тоже снижается, поскольку казахстанская нефть проигрывает в конкуренции дешевому российскому сырью. В Китай мы также не можем много отправить, потому что на 10 лет отдали этот маршрут россиянам. Внутренний рынок тоже не способен переварить большой объем нефти, поскольку загрузка казахстанских НПЗ близка к 100%. Поэтому остается только рынок дальнего зарубежья. А маршрутов, способных доставить туда нефть, не так много.
«Не знаю, может, сейчас немного расслабились, потому что вот этих проблем с КТК, которые были в 2022 году, когда несколько раз частично или полностью закрывали нефтепровод, сейчас нет. Не было их и в 2023 году. Но даже не полная альтернатива, а хотя бы частичная должна быть. Это лучше, чем вообще ничего не иметь», — говорит Абзал Нарымбетов.
Таблица №1. Экспорт нефти из Казахстана
млн тонн
Направление | 4М 2024 | 4М 2023 |
Атырау — Самара | 2,87 | 2,99 |
КТК | 19,73 | 19,49 |
Кенкияк-Алашанькоу, в том числе: | 3,78 | 3,66 |
Экспорт казахстанской нефти | 0,44 | 0,44 |
Транзит российской нефти | 3,34 | 3,22 |
Порт Актау | 1,19 | 1,02 |
Железная дорога | 0,20 | 0,25 |
Всего | 24,26 | 23,97 |
Таблица №2. Маршруты экспорта нефти из Казахстана
млн тонн
Направление | 2024* | 2023 |
Атырау — Самара | 9,2 | 9,2 |
в том числе по «Дружбе» | 1,2 | 1 |
КТК | 58 | 56,6 |
порт Махачкала | 2 | 2 |
порт Батуми | 0,1 | 0,1 |
Баку — Тбилиси — Джейхан | 2 | 1,4 |
Узбекистан | 0,1 | 0,1 |
Казахско-Китайский трубопровод | 1,2 | 1,2 |
*прогноз
Таблица№3. Мощности направлений из Казахстана
млн тонн в год
Направление | Мощность | Загрузка в 2023 |
Атырау — Самара | 17 | 9,2 |
КТК | 72,5 | 56,6 |
порт Актау | 5-7 | 3,5 |
порт Махачкала | 9 | 2 |
порт Батуми | 7 | 1,6 |
порт Супса | 7,4 | 0,2 |
Баку — Тбилиси — Джейхан | 60 | 29,4 |
Иран | 5 | 0,2 |
Узбекистан | 2 | 0,3 |
Казахско-Китайский трубопровод | 20 | 11,2 |
Китай (ЖД) | 3 | 0 |
Таблица №4. Транспортные расходы при поставках из Казахстана
(май 2024 г.) $/тонна
Направление | Стоимость |
Новороссийск/Усть-Луга (Атырау-Самара) | 30,6 |
по трубопроводу «Дружба» в Германию | 31 |
КТК | 38 |
Махачкала-Новороссийск | 39,7-40,1 |
ст. Махамбет-Самур-Батуми | 137 |
БТД (расчет при отгрузке со ст. Кульсары) | 91,46 |
Иран (из Актау) | 63,2 |
ст. Махамбет-Фергана | 151,7 |
ст. Шагыр-Фергана | 58,8 |
Казахско-Китайский трубопровод | 43,6 |
Таблица №5. Дифференциалы на Каспийские сорта нефти
(середина июня 2024 г.) Скидка или премия в долларах ($) за баррель
Сорта нефти | $/баррель |
Urals (при отгрузке через Усть-Лугу и Новороссийск) | -15,30/-15,40 |
Kebco (по нефтепроводу «Дружба») | +2,25 |
Kebco (через порт Новороссийск) | +2,50 |
Смесь КТК | -2,90 |
Тенгиз, конденсат (Актау, в направлении Азербайджана) | -18/-25 |
Смесь БТД | +2,50 |
Смесь Алашанькоу (Китай) | -5,33 |
Кумколь/Urals | -9/-12 |
Смесь Киянлы (Туркменистан) | -18/-20 |
Источник: Argus