Всемирный банк: Снижение уровня образования из-за COVID будет влиять на экономику РК десятилетиями

Уровень потерь в образовании и обучении вследствие COVID-19 будет оказывать влияние на экономику Казахстана на протяжении десятилетий, говорится в экономическом докладе Всемирного банка (ВБ) по Казахстану.

«Это влияние оценивается в 2,9%, что приведет к общему экономическому ущербу на сумму до $1,9 млрд в год», — отметил постоянный представитель ВБ в Казахстане Жан-Франсуа Марто.

По его мнению, необходимо уделить первоочередное внимание образованию и развитию навыков, увеличению финансирования сферы образования, восстановлению обучения для учащихся, которые больше всего потеряли во время пандемии.

«Это означает, что расширение доступа к качественному дистанционному образованию и среднесрочная модернизация образования будут иметь решающее значение для смягчения ожидаемого снижения качества человеческого капитала в Казахстане, вызванного пандемией», — говорится в сообщении.

По данным ВБ в Казахстане пандемия COVID-19 оказывает существенное негативное воздействие на обучение и ведет к увеличению числа функционально неграмотных учащихся.

Исходя из предположения, что учащийся получает 40 баллов PISA за год обучения, что школы в среднем закрыты приблизительно на четыре месяца и что удаленное обучение в стране в два раза менее эффективное, чем очное обучение, можно сделать вывод, что уровень обучения в Казахстане снизится на эквивалент 8 баллов PISA, что еще больше усилит тенденцию к снижению уровня успеваемости в стране.

Кроме того, поскольку в настоящее время уровень подготовленности большинства учащихся в стране находится в районе порога функциональной грамотности и некоторые учащиеся отстанут больше, чем другие, можно предположить, что процент учащихся, не обладающих функциональной грамотностью, увеличится на 3 процентных пункта (с 64 до 67 процентов).

Дифференцированный доступ и эффективность удаленного обучения увеличивают разрывы в обучении в группах учащихся. Удаленное обучение, вероятно, будет менее эффективным для всех учащихся, а для учащихся из нижних социально-экономических квинтилей оно будет еще менее эффективным. Поскольку родители начали работать дома, рабочие потребности родителей, вероятно, будут иметь более высокий приоритет, и поэтому только учащиеся из семей, имеющих хорошую связь и необходимое количество компьютеров, электронных устройств и телевизоров, смогут в полной мере воспользоваться возможностями удаленного обучения. Учащиеся с особыми потребностями также могут столкнуться с уникальными трудностями, связанными с получением доступа к контенту удаленного обучения.

Увеличение разрыва в достижениях и удар текущей пандемии по экономическому положению могут привести к увеличению отсева из средних школ в среднесрочной перспективе, особенно среди учащихся из малообеспеченных семей. Отстающие учащиеся утратят мотивацию и будут подвергаться более высокому риску отсева из школ. Потеря доходов домохозяйств вследствие COVID-19 также скажется на платежеспособности домохозяйств, которая необходима, чтобы учащиеся продолжали ходить в школу, что приведет к увеличению численности молодежи, не посещающей школы, и станет препятствием для перехода к высшему образованию.

Фото: Almaty.tv