Зачем правительство продает самому себе акции «КазМунайГаза»?

Кабинет министров Казахстана находит все более изощренные способы вытащить деньги из Национального фонда. В этом году сумма изъятий денег будет больше, чем даже в пандемийном 2020 году.

Итак, правительство продало акции одного принадлежащего ему предприятия другому. В октябре 46,9 млн простых акций компании «КазМунайГаз», находящихся в собственности у фонда «Самрук-Казына», были куплены за 500 млрд тенге Национальным банком в пользу Нацфонда Казахстана. В общей сложности регулятор намерен приобрести акций КМГ на 1,3 трлн тенге и закрыть сделку еще до конца этого года.

Согласно данным казахстанской фондовой биржи KASE на 1 ноября, состав основных акционеров КМГ выглядит уже следующим образом: «Самрук-Казына» – 79,73%, Нацбанк – 9,58%, Министерство финансов – 7,69%.

Сам себе режиссер

Власти готовились провернуть эту сделку еще с прошлого года. С 2017 года в Казахстане существовало ключевое правило – деньги из Нацфонда должны поступать в экономику страны только через республиканский бюджет в рамках стандартных процедур и с одобрения парламента. В декабре прошлого года были внесены изменения в «Концепцию управления государственными финансами РК до 2030 года», позволяющие напрямую (а не через бюджет) кредитовать АО «Самрук-Казына» из Нацфонда. Сумма облигационных займов из Нацфонда в «Самрук-Казына», которые были или будут выданы в 2023 году, неизвестна, и парламент будет проинформирован об этом только весной следующего года в рамках отчета правительства об исполнении республиканского бюджета. В сентябре этого года Нацфонду разрешили напрямую купить акции КМГ по заниженной нерыночной стоимости. По аналитики инвестиционного банка Halyk Finance, это очень негативная тенденция в бюджетной политике государства.

Практика показала, что опасения экспертов обоснованы. Облигации «Самрук-Казыны», которые купил Нацфонд в 2022 году, принесли убытки на 60,8 млрд тенге. Вопрос подняли во время обсуждения в парламенте республиканского бюджета на 2024-2026 годы. В Нацбанке, который управляет средствами Нацфонда, подтвердили сей факт. Регулятор пояснил, что деньги на покупку облигаций выделили по льготной ставке. При этом разница между рыночной и льготной ставками рассматривается как убыток финансирующего учреждения. То есть Нацбанк может тратить деньги Нацфонда на покупку акций и облигаций, заранее зная, что они убыточны и не принесут никакой прибыли.

Более того, не исключено, что покупка Нацфондом долговых бумаг «Самрук-Казыны» могла быть незаконной. Поскольку, как отмечает экономист Мурат Темирханов, совершать такие сделки с 1 января 2017 года до 17 декабря 2022 года было запрещено.

По словам председателя Нацбанка Тимура Сулейменова, сейчас на балансе Нацфонда находятся казахстанские облигации, выпущенные с 2009 года под различные цели, номинальной стоимостью 3 трлн тенге. На самом деле их реальная рыночная цена 1 трлн тенге.

Министр финансов Ерулан Жамаубаев говорит, что кредитование стратегических инфраструктурных проектов дает мультипликативный эффект, помогает создать новые рабочие места, увеличить налоги и экспортный потенциал страны. По его словам, возможности бюджета для реализации крупных проектов ограничены.

Однако вызывает вопросы стоимость этих облигаций. Кто определяет, какой она должна быть? Почему бы не дать рынку самому определить их цену? На деле кто-то в правительстве решает, что «Самрук-Казына» должен выпустить какое-то количество облигаций, а Нацфонд должен купить их по назначенной цене. При этом выясняется, что правительство не отчитывается о том, как были использованы полученные таким образом деньги. По крайней мере, депутаты Сената сообщили, что не нашли никакой информации об этом в бюджете за прошлый год.

Аналитики Halyk Finance поясняют, что в соответствии с международными стандартами, трансферты из Нацфонда в бюджет (неважно, гарантированный или целевой) используются только для покрытия дефицита бюджета. Однако в текущем законодательстве целевые трансферты из Нацфонда, утверждаемые президентом, выделяются на развитие критической инфраструктуры и реализацию проектов республиканского значения, что противоречит сути трансфертов из Нацфонда и мешает созданию полноценной бюджетной системы в стране.

В июле 2022 года Счетный комитет по итогам аудита эффективности использования целевых трансфертов, выделенных из Нацфонда, сообщил, что, начиная с 2010 года «государственная политика использования средств Нацфонда изменялась почти каждые 5 лет, трижды концептуально, в то время как в мировой практике правила использования подобных фондов концептуально не меняются на протяжении десятилетий (в Чили – с 2006 года, в Норвегии – с 2001 года). В результате «было искажено предназначение Нацфонда, изначально предполагающее направление его средств на поддержку экономики в периоды спада, с одновременным аккумулированием нефтяных доходов в период экономического развития в целях недопущения инфляционного роста (при высоких ценах на нефть). То есть, фактически выделение трансфертов из Нацфонда осуществлялось без учета циклов экономического развития.

Нацфонд в убытке

Между тем, с каждым годом изъятия из Нацфонда растут, а их использование становится все менее прозрачным. Если в 2018 году, к примеру, из Нацфонда было изъято 2,6 трлн тенге, то в этом году эта сумма вырастет более чем вдвое – почти до 5,4 трлн тенге. И это на 600 млрд тенге больше, чем даже в коронакризисном 2020 году.

Бюджетное и внебюджетное финансирование экономики из Нацфонда (млрд тенге)

 2018201920202021202220232024
Бюджетное       
Гарантированный трансферт2600270047702670403022002000
Целевой трансферт 370 18305501800 
Внебюджетное       
Покупка облигаций СК*    16374?
Покупка акций КМГ     1300?
Итого за год260030704770450047435374?

*В покупке облигаций «Самрук-Казына» за 2023 год показана цифра за первое полугодие.

Источник: Halyk Finance

Мурат Темирханов говорит, что ранее все указы главы государства, утверждающие отчет Нацфонда, своевременно публиковались в информационно-правовой системе нормативных правовых актов «Әділет». Однако отчеты за 2021-2022 годы и соответствующие указы президента не были обнародованы.

Правительство пишет, что отчетность за прошлый год прошла аудит «Делойт» и была признана соответствующим международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Но самой отчетности в открытом доступе нет. Эксперт отмечает, что годовая аудированная финансовая отчетность Нацфонда до сих пор ни разу не была опубликована. При этом правительство иногда завышает размер активов Нацфонда, как это было сделано при обсуждении республиканского бюджета на 2023 год.

Аналитики считают, что с точки зрения создания полноценной, прозрачной и эффективной бюджетной политики в Казахстане очень важно опубликовать годовую аудированную финансовую отчетность Нацфонда, подготовленную по правилам МСФО, начиная с момента создания Нацфонда.

Это тем более необходимо сделать теперь, когда правительство получило, практически неограниченные возможности тратить деньги Нацфонда без какого-либо контроля со стороны других ветвей власти.

Вызывает вопросы и управление средствами Нацфонда. В прошлом году фонд получил убыток более чем на 2,6 трлн тенге (-10,35%). В последний раз доходность фонда падала в 2018 году, на 2,6%. В Нацбанке ответили, что потеря доходов произошла в результате снижения стоимости активов, в которые были инвестированы средства, а также из-за изъятий в республиканский бюджет.

При этом в прошлом году был зафиксирован рекордный размер поступлений – 6,4 трлн тенге.

Поступления в Нацфонд, 2010-2022 гг. (млрд тенге)

2010201120122013201420152016201720182019202020212022
2407348838433432350416311141205132332878140326346408

Активы Нацфонда, 2010-2022 гг. (млрд $)

2010201120122013201420152016201720182019202020212022
33,746,558,571,475,265,764,261,761,665,561,459,557,9

В целом, доходность Нацфонда с начала создания (2000 год) по 31 декабря 2022 года составила 90,06%, в годовом выражении – 3,02%.

В прошлом году 28,3% валютных активов Нацфонда были размещены в государственные облигации развитых стран, рыночной стоимостью $15,8 млрд, 24,8% – в акции ($13,8 млрд), 17,2% – гособлигации развивающихся стран ($9,6 млрд), 8,2% – корпоративные облигации ($4,5 млрд), 4,1% – золото ($2,3 млрд).

Стабилизационный портфель был на уровне $9,6 млрд или 17,3% от общей суммы валютных активов.

Стабилизационный портфель является низкодоходным, и его максимальный размер не превышает $10 млрд. Они инвестируются, в основном, в краткосрочные высоконадежные государственные ценные бумаги развитых стран с фиксированным и низким доходом. И из этих денег как раз изымает правительство себе в бюджет.

Очевидно, что покупка акций КМГ была совершена с целью вытащить деньги из Нацфонда, а не для того, чтобы обзавестись надежным источником пассивного дохода. Ведь правительство и так является владельцем нацкомпании. Правда, деньги от продажи акций не перечислены напрямую правительству, а достались «Самрук-Казыне». Из чего можно делать вывод, что средства пойдут на реализацию проектов, реализуемых фондом.

К слову, по итогам 9 месяцев этого года КМГ зафиксировал убыток почти в $440 млн. По сравнению с прошлым годом чистая прибыль компании сократилась на 18%, до 949 млрд тенге ($2,1 млрд). Выручка снизилась на 10,2%, до 6,1 трлн тенге ($13,4 млрд). В компании пояснили, что доходы уменьшились в основном из-за падения средней цены Brent на 22,2% по сравнению с прошлым годом. Тем не менее брокеры все же рекомендуют «покупать» акции КМГ. На 29 ноября стоимость одной акции составляла 11 535 тенге. Напомним, что при первом публичном размещении (IPO) в декабре прошлого года она была оценена в 8406 тенге за бумагу.

Эксперты считают, что средства Нацфонда должны помогать стабилизации экономического роста, бюджетных расходов, инфляции и курса тенге, снижать зависимость экономики от нефтяных цен. Необходимо создавать благоприятную среду для развития частного бизнеса, диверсификации экономики, а не увеличивать государственные расходы, разгоняя инфляцию.