Какие льготы предусмотрены для участников специальных экономических и индустриальных зон

В этом году в Казахстане принят новый Закон РК «О специальных экономических и индустриальных зонах», который должен подтолкнуть казахстанские и иностранные компании инвестировать в создание производств в Казахстане. Эксперт по инвестиционному и строительному праву Мира Досова в интервью petrocouncil.kz рассказала о том, какие изменения произошли в законодательстве, и какие перспективы появились у отечественных предпринимателей.

  • Какие ключевые изменения произошли в законе?

— Для понимания сути основных моментов по вопросу начнем с того, что в целях стимулирования создания производств, кроме предоставления ряда коммерческо-экономически значимых преференций, как Вы знаете, выделяются территории на специально отведенных для этих целей земельных участках. Они оснащены, прежде всего, всей необходимой для бизнеса инженерно-технической инфраструктурой (электро-, водо- и газоснабжение; транспортно-логистическая инфраструктура и другое).Также, существуют подразделения (управляющих компаний), которые обеспечивают обслуживание данной инфраструктуры. Помимо них предполагается наличие подразделений налоговых и таможенных органов. Такое «хозяйство» требует упорядочения, и в том числе через «прописные правила». Собственно, «новеллы» нового закона РК «О специальных экономических и индустриальных зонах» коснулись именно данных аспектов.

Дело в том, что инвестиционные проекты реализуются, как в экономических (СЭЗ), так и отдельно от них — в индустриальных зонах (ИЗ). Только деятельность первых, так или иначе, была законодательно урегулирована, а вторых – нет. Теперь, образно обозначая, к тексту бывшего РК «О специальных экономических зонах», помимо процедурных уточнений, добавились новые положения об ИЗ – и только в части регулирования деятельности самой ИЗ. Это не коснулось преференций по подобию тех, что предоставляются в СЭЗ (о преференциях комментарии представлены ниже). 

Так, новый документ регламентирует порядок создания, функционирования и упразднения не только специальных экономических зон, как раньше, но теперь и индустриальных зон — по принципам, ранее предусмотренных для специальных экономических зон. По сути, калькировали.

Устанавливаются компетенции государственных органов центральных и региональных уровней, а также права и обязанности участников специальных экономических и индустриальных зон.

Законодательно закреплены виды индустриальных зон: республиканского и регионального значений, а также малые индустриальные зоны. Появилась возможность создавать частные индустриальные зоны.

Определен порядок предоставления земельных участков, в принципе, основываясь на уже сложившейся практике.

  • Какие дополнительные возможности появились у отечественных предпринимателей?

— Несмотря на то, что «путаница» и «недоразумения» в новом законе все же присутствуют, наверное, более четкое — в открытом формате –появляется понимание того, как функционирует индустриальная зона, как взаимодействовать с управляющей компанией.

За счет вновь прописанных механизмов предполагается сокращение сроков получения земельных участков.

Предусматривается создание единого координационного центра, задачами которого являются развитие, продвижение и повышение инвестиционной привлекательности специальных экономических и индустриальных зон. Участники ИЗ могут пользоваться государственными и иными услугами по принципу «одного окна», как в СЭЗ.

Время покажет, каким образом новый закон будет реализован на практике. Представляя новую веху в развитии индустриальных производств в СЭЗ и ИЗ, тем не менее, следует отметить, что предыдущий закон РК «О специальных экономических зонах»претерпевал неоднократные изменения в ходе реализации инвестиционных проектов в СЭЗ. Каждый раз приходилось «отшлифовывать» положения данного закона, опираясь на текущие практику и опыт. Это, возможно, ожидается и в отношении нового закона. 

  • Предусмотрены ли какие-либо преференции для тех, кто планирует производить товары на территории индустриальных зон: таможенные пошлины, снижение налогов?

— Относительно преференций с принятием нового закона по сути ровным счетом ничего изменилось. Все преференции, представляемые в рамках СЭЗ, сохранены и отражены в новом законе.

Что касается ИЗ, то здесь необходимо исходить из сложившейся практики.Большинство участников ИЗ, реализующих инвестиционные проекты, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами и т.д., пользуются инвестиционными преференциями, предусмотренными иными нормативными актами.

Например, самые распространённые инвестиционные режимы предусмотрены Предпринимательским кодексом РК, согласно которому можно создавать новые производства или расширять и (или) обновлять действующие производства в рамках предусмотренных им инвестиционных проектов, инвестиционных приоритетных проектов, специальных инвестиционных проектов (отличаются разным «набором преференций» в зависимости от видов деятельности).

  • Что необходимо знать подрядчикам и субподрядчикам ТШО, НКОК, КПО, есть ли для них какие-то преференции?

— Основные преференции для реализации индустриальных проектов предоставляются в зависимости от выбранных видов деятельности и соответствующих им инвестиционных режимов.

К примеру, для специальных инвестиционных проектов, реализуемых в СЭЗ, или для«владельцев свободного склада», предусмотрено освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС на импорт.

Также,в рамках данного режима предоставляются преференции по налогам согласно налоговому законодательству РК. Участники СЭЗ и их строительные подрядчики освобождаются от требований по квотированию и получению разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Участники инвестиционных проектов освобождаются от обложения таможенными пошлинами. Для них предусмотрены государственные натурные гранты в виде предоставления земельных участков, зданий, сооружений, оборудования и т.д. — в размере не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица РК.

Участники инвестиционных приоритетных проектов также освобождаются от обложения таможенными пошлинами и НДС на импорт. Кроме того, они имеют возможность получить государственные натурные гранты.

Также, лица, реализующие приоритетные проекты, получают преференции по налогам в виде уменьшения суммы исчисленного КПН на 100%, применения коэффициента 0 к ставкам земельного налога, исчисления налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе.

Таким проектам выдаются инвестиционные субсидии. Им возмещаются до 30% фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования. Льготы не предоставляются только по проектам по расширению и (или) обновлению действующих производств.

Также, инвесторы, заключившие инвестиционные контракты на реализацию инвестиционного приоритетного проекта и их строительные подрядчики освобождаются от требований по квотированию и получению разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Если говорить об основных инвестиционных режимах и преференциях в зоне свободной торговли (FTA) и ЕАЭС, то в его рамках освобождают от обложения ввозными таможенными пошлинами на импорт в рамках Евразийского экономического союза согласно Договору о ЕАЭС. Также, эти зоны освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами на импорт в рамках СНГ, а также отношениях со странами Грузия, Сербия, Вьетнам.

Предоставляются преференции и в рамках всеобщей системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран (GSP).

Здесь предусмотрено освобождение от обложения таможенными пошлинами при торговле с наименее развитыми странами согласно утвержденного списка в рамках действующей системы преференций, принятой в ЕАЭС. А также — снижение ставки таможенной пошлины на 25% при торговле с развивающимися странами согласно утвержденному списку в рамках действующей системы преференций.

Помимо этого, предусмотрено применение пониженных ставок таможенных пошлин в рамках ВТО. К примеру, при импорте для Республики Казахстан по утвержденному в рамках ЕАЭС списку товаров в связи с обязательствами РК перед ВТО.

  • Что должна содержать земля, чтобы стать Индустриальной зоной? И какую юридическую форму должно иметь предприятие, чтобы стать индустриальной зоной?

— Очевидно, что территория ИЗ обустраивается объектами инфраструктуры, исходя из ее целевого назначения, то есть объектами, необходимыми для реализации определенных видов производств, бизнес-проектов. Такая составляющая ИЗ определяется технико-экономическим обоснованием, концепцией, проектом плана развития ИЗ и ее инфраструктуры, которые предоставляются на утверждение в законодательном порядке вместе с предложением о создании ИЗ. Впрочем, как и в СЭЗ.

Управляющая компания индустриальной зоны учреждается в организационно–правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью или акционерного общества.

  • Спасибо!