20 сентября в Атырау состоялся форум «Локализация производств оригинального оборудования» с участием свыше 30 OEМ (original equipment manufacturer — оригинальный производитель оборудования) и 57 отечественных производителей. Во время форума заместитель генерального директора ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) Мурат Мукашев рассказал о ходе реализации стратегии компании по развитию местного содержания. Ниже petrocouncil.kz публикует презентацию спикера в полном объеме от первого лица.
В 2018 году компания «Тенгизшевройл» потратила на казахстанские товары и услуги более $3,5 млрд. С 1993 года совокупные расходы компании на местное содержание превысили $30 млрд.
Закупка ТШО казахстанских товаров и услуг
Это стало возможным благодаря поддержке региональной индустриализации путем развития потенциала местных поставщиков, а также работе с иностранными поставщиками, чтобы стимулировать их к созданию совместных предприятий с казахстанскими компаниями, развитию локализации их деятельности.
Иностранным компаниям, желающим вести бизнес с ТШО, необходимо работать над национализацией кадров, поиску местных поставщиков товаров и услуг, созданием местного офиса, организацией производства, сборки, сервисных центров, и созданием совместного предприятия.
Ход исполнения планов ТШО по локализации товаров от Производителей оригинального оборудования (ОЕМ) и Актауская декларация
Производители оригинального оборудования (OEM) обеспечивают важнейшее оборудование и системы для нефтегазового сектора и ТШО.
ТШО несет значительные расходы при работе с этими поставщиками, которые используют свои глобальные производственные центры передовых технологий, чтобы обеспечить оборудование для нефтегазового сектора.
Как вы можете представить, эти глобальные производственные центры требуют значительных инвестиций, централизацию знаний и опыта, а также обеспечивают масштабную экономию средств, что дает высокое качество и более низкую себестоимость производства.
Несмотря на это, в течение последних 2 лет ТШО ведет настойчивые переговоры об инвестициях по KC с нашими поставщиками OEM. Вы можете увидеть некоторые из основных поставщиков OEM на слайде с их инициативами и ходом исполнения.
Имели место серьезные успехи в плане обеспечения обязательств по сборке арматуры, цехов для поэтапной заводской приемки, смешивания химических реагентов, учебных центров и лабораторий.
Несмотря на успехи, мы также испытывали трудности в достижении целей по КС в некоторых случаях, когда OEM объясняли нам, что нет бизнес обоснования (business case), чтобы начинать локализацию, или делать другие значительные инвестиции.
В этой связи мы считаем, что Республика Казахстан и Министерство энергетики могут использовать знания, опыт, чтобы обеспечить стимулы для этих и других международных компаний в организации производства в Республике Казахстан.
Уроки, извлекаемые в процессе переговоров ТШО по локализации товаров Производителей оригинального оборудования
Как и затрагивалось ранее, здесь представлены основные извлеченные уроки при взаимодействии с OEM по вопросам локализации.
То, что предлагается OEM для локализации не совсем крупное производство и в основном представляет либо сборку небольших компонентов, либо сервис.
Для организации крупного производства требуются большие инвестиции и соответствующая инфраструктура, с центром компетенций, современными технологиями, ресурсной базы и так далее.
Есть нюансы по жестким стандартам, по причине которых были отобраны те или иные OEM на объектах ТШО и которые настроили свое производство под наши условия эксплуатации месторождения и производственно-технологических объектов.
Государство может помочь с преференциями по налогам и таможенным сборам. Государство также может провести переговоры с OEM.
Обязательства ТШО по развитию машиностроения. Компании-машиностроители
Процесс развития поставщиков состоит из 4 этапов — планирования, предварительной квалификации, пробного заказа и завершения и начинается с анализа спроса, это не простой и быстрый процесс, некоторые из инициатив в области развития могут занять более 2 лет в зависимости от сложности.
Например, в течение 2015-2018 годов мы смогли развить и вовлечь в ТШО производителей таких продуктов, как трансформаторы, подстанции, различные типы кабелей.
Значительную роль в инициативах в области развития поставщиков играют технические эксперты ТШО. Они участвуют в каждой оценке возможностей местных компаний. С левой стороны вы можете увидеть так называемый целевой список, список продуктов и сервисных линий для развития, который формируется на ежегодной основе с участием технических экспертов.
Дорожная карта по машиностроению 2019 – 2024
22 предприятия было предоставлено Союзом машиностроителей Казахстана (СМК) в ТШО. Мы в свою очередь предоставили наши технические спецификации СМК.
ТШО знаком с большинством компаний и в настоящее время работает с несколькими в текущем списке.
В настоящее время ТШО завершает камеральную проверку тех компаний, с которыми ТШО не работал в последнее время.
В зависимости от прошлых результатов и аудитов ТШО определит, какие компании перейдут на стадию посещения завода, а затем разместит пробный заказ (при необходимости).
Конечно же, данный процесс сопряжен со сложностями при квалификации, порой сам процесс затягивается на годы, где-то есть вопросы с финансовыми ресурсами, временем, либо ограниченными возможностями технических специалистов.
Я считаю, что важно понять это и установить ожидания соответственно с заинтересованными сторонами в начале этой инициативы машиностроения.
Затраты на КС по областям, 2015 – 2019 гг, более 50 местных компаний
Мне хотелось бы отметить важность понимания критичности наших технологических процессов на месторождении, есть типы оборудования как компрессоры, которые представляют собой высокотехнологическое оборудование и в стране просто невозможно освоить полный цикл производства такого типа оборудования.
Мы представили 5 товаров, над которыми мы готовы работать с отечественным рынком и где-то вовлекать в эту работу наших OEM. Но опять-таки, бизнес должен вести диалог с бизнесом, мы как операторы готовы поддержать мероприятия по реализации дорожной карты отечественного машиностроения.
Фото: Предоставлено ТШО