Казахстанская нефтянка по праву может гордиться целой плеядой профессиональных и разносторонне развитых представителей отрасли. Один из них – житель Атырау Хайдар Байзаков, заявивший о себе выходом книги о трагических событиях января прошлого года. Petrocouncil побеседовал с писателем о прототипах героев его книг и многом другом.
— Хайдар, вы профессиональный нефтяник, а с недавних пор и автор художественных произведений. Лично прочел ваши книги – «Застолье с визирями» по следам январских событий 2022 года, а также «Большое и малое безмолвие». Я не литературный критик и мне понравились книги с историями про людей, так или иначе связанных с нашим западным регионом и отечественной нефтегазовой отраслью. С чем связана такая трансформация?
— Я родился и вырос в Атырау. Отец – известный казахстанский нефтяник Марат Байзаков, долгие годы возглавлял научно-исследовательский институт. Сам я по первому образованию архитектор. Но в 2000 году, когда окончил институт и приехал сюда работать, страна переживала непростое время, и строительная отрасль находилась в глубоком застое. Поэтому отец предложил принять участие в конкурсе ТОО «Тенгизшевройл», который я успешно прошел и вот уже 22 года работаю в нефтегазовой сфере, получив дополнительное нефтяное образование.
— Кем именно работали?
— В ТШО курировал казахстанское содержание и социальные проекты. Затем работал в разных секторах отечественной нацкомпании, в том числе в Грузии. А сейчас прикомандирован от госоргана в одну из крупных нефтяных фирм.
— Довольно успешная карьера. Представляю, как коллеги зачитываются вашими служебными записками (смеюсь). А что подвигло писать?
— Я рано научился читать и, начиная с трех-четырехлетнего возраста, читал все подряд, запоем! В этом большое влияние на меня оказали, конечно же, читающие родители.
Из авторов первое неизгладимое впечатление произвел Булгаков и его «Мастер и Маргарита». Из зарубежных отмечу Диккенса и Драйзера. Под их влиянием я и начал писать. Сначала, как говорится, «в стол», но оформляться системно все стало в период пандемии, когда я оказался один в Атырау, без семьи, которая осталась в Астане. Можно сказать, я сублимировал энергию, которая полагалась семье после работы, в творчество. Возвращался после работы домой и писал вечерами, поднимая из архивов свои ранние записи, сделанные под впечатлением встреч с интересными людьми на протяжении многих лет. Свои первые наработки отправил почитать друзьям, которые дали позитивную оценку и велели продолжать. А после того, как были готовы две мои первые книги и «Меломан» выразил заинтересованность, друзья вновь поддержали меня и помогли с изданием первых партий.
— Кто герои ваших книг? Не обижаются потом на вас, когда узнают себя?
— Как в анекдоте про местные новости, когда жители поселка избили местную писательницу, потому что узнали себя в героях ее книг. Меня еще не били, – наверное, потому что занимаюсь боксом! (шутливо).
На самом деле, у меня много старших товарищей из разной среды – партийной, из бизнеса и нефтянки. И я видел, что многие из них тихо угасают, лежа на диване, злоупотребляя спиртным. Но есть и те (как правило их единицы), которые, невзирая на возраст или серьезные проблемы со здоровьем, продолжают активно заниматься бизнесом, открывают новые проекты. Мне стало интересно, и я примерял их жизненные истории на себя. Размышлял, кем я хочу быть через 10-15 лет? И отчетливо понял, что не среди тех, кто лежит на диване и растит свой живот. Меня тянет к активным людям, и я захотел о них написать. Подолгу с ними разговаривал и поражался, сколько удивительных историй и личных трагедий скрыто от многих людей.
Во время долгих разговоров с прототипами героев я ищу психологическую подоплеку поступков. Иногда приходится погружаться в детство, в какие-то травмы, чтобы понять, что повергает человека совершить тот или иной поступок. Иногда мне приходится мысленно перевоплощаться в своих героев, что особенно важно при написании диалогов. Словом, в основу моих книг легли истории людей из нефтяной отрасли, спортивной и бизнес-среды, из жизни криминала. Не надо пытаться вычислить прототипов (смеется), в книгах только половина правды, остальное – вымысел из историй нескольких людей и семей, которые я собрал воедино.
— Что дает вам литературное творчество?
— Потрясающую возможность самовыражения, делиться с читателями людскими историями и видением исторических событий. Я же по образованию архитектор – человек творческий. В компании, где я работаю, моя трудовая деятельность строго регламентирована процедурами, политиками и положениями. Свое творческое начало подключаю только для подготовки презентаций (смеется). Поэтому и самовыражаюсь в писательстве. Вот закончил недавно книгу о Сарайшыке и сейчас занят поиском финансовых средств для ее издания. Пока работал над книгой, почти 11 месяцев каждые выходные выезжал на место этого древнего города, многократно посещал тамошний музей, изучал историю Ногайской орды, разграбления и уничтожения Сарайшыка, переписывался с историками. В результате родилась книга с двумя сюжетными линиями – в современное время и в XVI веке. Главный лейтмотив, которым пронизана книга, что люди не меняются, несмотря на прошедшие столетия. Исторические циклы включают в себя гибель и возрождение, и это продолжается на протяжении всей истории человечества.
— Вы состоялись в карьере, семье и творчестве. Какие рекомендации хотели бы дать нашим читателям?
— Больше читать. Сейчас из-за большого потока информации изменился формат ее подачи – короткие рилсы, видео, сухая выжимка в постах. В результате, нет времени на размышления, глубокий анализ. Посудите сами, раньше молитвы длились часами, симфонии играли по несколько часов, люди читали толстые романы. Я же пишу книги на два-три вечера, так как знаю, что внимание людей сейчас в телефонах, откуда пытаются почерпнуть больше информации. А так хочется, чтобы они хотя бы один полный вечер посвятили только чтению. Это тоже одна из форм наслаждения жизнью и способ морально поддержать себя в тяжелые моменты. Меня книги спасали, когда я переживал потерю близких людей, когда уходили из жизни мои мать и отец. Я отвлекался, погружаясь в книги, чтобы не оставаться один на один со своими мыслями.
— Благодарим за интервью! Творческих успехов!