Когда Казахстан начнет импортировать сжиженный газ?

В Казахстане снова дефицит сжиженного нефтяного газа. Наблюдается резкий рост потребления. Правительство вынуждено предпринимать экстренные меры — вводить полный запрет на экспорт, и просить недропользователей перенаправлять на внутренний рынок объемы, предназначенные для продажи за рубеж.

В республике в среднем на рынок ежемесячно выпускается около 130-135 тыс. тонн сжиженного нефтяного газа (СНГ), а нужно — 140-145 тыс. тонн. То есть предложение не покрывает спрос примерно на 10-15 тыс. тонн в месяц. Резкий рост потребления в Министерстве энергетики связывают с увеличением количества авто, переведенных на СНГ.

«По данным МВД, только за последний год более 300 тыс. автомобилей перевели на сжиженный нефтяной газ, то есть переоборудовали на газобаллонное оборудование», — сообщил 20 ноября вице-министр энергетики Алибек Жамауов.

Чтобы ликвидировать дефицит, ведомство попросило компанию «Тенгизшевройл» в течение следующих двух лет перенаправлять на внутренний рынок ежемесячно дополнительно 10 тыс. тонн газа. Контракт позволяет ТШО вывозить за границу всю продукцию, минуя запрет на экспорт, который был введен в стране 13 ноября. Также Минэнерго договорилось с компанией «КазРосГаз» (КРГ) о поставках 90 тыс. тонн газа в год. Совместное предприятие (50:50) национальной компании «КазМунайГаз» и российского «Газпрома» перерабатывает карачаганакский сырой газ на Оренбургском газоперерабатывающем заводе (ГПЗ), и на свое усмотрение распоряжается полученной продукцией. Если весь товарный газ, получаемый при переработке, оно поставляет обратно в Казахстан, отдавая QazaqGaz, то сжиженный — полностью экспортирует. Алибек Жамауов не считает поставки газа КРГ на внутренний рынок импортом. Предприятие зарегистрировано в Казахстане. Если 90 тыс. тонн можно посчитать долей КМГ, то тогда да, это не импорт. Но насколько долго Казахстану хватит своих объемов для покрытия растущего внутреннего спроса?

Кто и сколько производит?

Сейчас в республике в среднем ежемесячно производится около 235-240 тыс. тонн сжиженного нефтяного газа. Выпуском этой продукции занимаются 11 предприятий, самыми крупными из которых (по объему производства) являются ТШО — 1,2 млн тонн и АО «СНПС-Актобемунайгаз» — 511 тыс. тонн. (см. Таблицу 1).

Из более чем 2,8 млн тонн сжиженного газа, произведенных в 2022 году, за рубеж было продано почти 1,1 млн тонн. Больше всего поставил оператор Тенгиза — свыше 959 тыс. тонн. (см. Таблицу 2)

Но с этого года Тенгизшевройл более чем наполовину снизит экспортные объемы, поскольку она начала поставлять пропан (45 тыс. тонн в месяц) на завод по производству полипропилена «Kazakhstan Petrochemical Industries» (KPI), введенный осенью прошлого года. То есть это минус 540 тыс. тонн с экспорта. На максимуме KPI будет перерабатывать около 620 тыс. пропана.

В прошлом году потребление СНГ в стране выросло на 400 тыс. тонн (на 28%) до 1,8 млн тонн, по сравнению с предыдущим годом, согласно сведениям Минэнерго. Если спрос будет расти такими темпами, то уже к концу следующего года республика исчерпает все резервы, а с 2025 года не сможет покрывать внутренние потребности за счет собственного производства, возможно, даже с учетом экспортных объемов ТШО и других компаний.

Минэнерго со ссылкой на данные полиции сообщило, что за год количество автомашин, переоборудованных на газ, выросло сразу на 300 тыс. единиц. По итогам прошлого года ведомство сообщало, что количество автотранспорта на газе достигло 491 тыс. единиц, увеличившись за год на 57%. Правда, эти цифры не бьются с данными Бюро национациональной статистики, по сведениям которого, на 1 октября 2023 года число автомобилей, использующих газобаллонное топливо, достигло 11,3 тыс. единиц (плюс 24% за год). Возможно, МВД включает в эту категорию также гибридные авто, работающие на бензине, газе и электричестве, а таких у нас около 396 тыс. В общей сложности получается, что авто, использующих смешанные виды топлива, свыше 407 тыс. единиц (рост на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года).

Но, судя по всему, и это не предел. Желающих перевести свои машины на газ, который на сегодняшний день в 3-4 раза дешевле бензина, становится все больше. Цены в стране растут на все, и люди стараются экономить на всем, в том числе на транспортном топливе. Понять их можно. Но Минэнерго, тем не менее, призывает автовладельцев не переводить свои авто на пропан-бутан, предупреждая, что со временем он станет дороже. Алибек Жамауов говорит, что уже в первом квартале следующего года цены на СНГ повысятся примерно, на 5 тенге за 1 литр. И это будет происходить каждые полгода на протяжении следующих 3-4 лет, пока стоимость газа не станет безубыточной для предприятий-производителей, и не достигнет 70% от уровня цен на бензин, что будет экономически целесообразным порогом.

Министр энергетики Алмасадам Саткалиев начале ноября заявил, что сейчас цена 1 литра СНГ установлена в пределах 50-80 тенге. Но со временем она вырастет, как минимум, до уровня себестоимости — около 110 тенге за литр.

Кроме того, СНГ нужен для того, чтобы его использовали домохозяйства, не подключенные к природному газу, особенно восточных и северо-восточных областей. В прошлом году эта категория потребителей использовала 180 тыс. тонн пропана.

Но в первую очередь сжиженный нефтяной газ — это ценное сырья для предприятий нефтегазохимической отрасли. Его можно использовать для производства пропилена, бутилены, а также бутадиена для выпуска пластмасс и каучуков. А в Казахстане как раз собрались развивать нефтегазохимию. КМГ и российская «Татнефть» будут строить завод по выпуску бутадиена. Сырье для этого завода — 380 тыс. тонн бутана в год — будет поставлять Тенгизшевройл.

Чтобы снизить (ограничить) рост перехода на СНГ, Минэнерго планирует инициировать проверку газовых оборудований автомашин на соответствие безопасности, ввести обязательное лицензирование деятельности предприятий, занимающих установкой таких оборудований.

Альтернатива СНГ

В Минэнерго считают, что наиболее предпочтительной заменой бензину и сжиженному нефтяному газу является компримированный природный газ (КПГ). Алибек Жамауов сообщил, что «сейчас прорабатывается вопрос по развитию рынка компримированного природного газа». По его словам, сегодня заправки с КПГ установлены на крупных трассах, таких как «Западная Европа — Западный Китай». КПГ стоит чуть дороже, чем СНГ, в среднем 90-100 тенге за литр. Но уже через пару лет цены на них сравняются, прогнозирует вице-министр.

О развитии рынка компримированного (сжатого) природного газа и применении его в качестве моторного топлива в Казахстане говорится давно. Был даже принят соответствующий План мероприятий на 2019-2022 годы. Согласно этому документу, к концу обозначенного периода в республике количество автобусов и специальных автомобилей, использующих КПГ или сжиженный природный газ (СПГ) в качестве моторного топлива, должно было составить 12 тыс. единиц, а потребление газа — 500 млн куб. м, для чего необходимо было построить 100 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС). На деле же в прошлом году по республике количество автотранспорта, работающего на КПГ было всего чуть больше 2,1 тыс. единиц, которые потребили 55 млн куб. м газа (в 2021 году — 42,6 млн куб. м), а число АГНКС выросло всего лишь до 18 штук. Можно ли надеться, что в этот правительство не провалит задание, которое ставит сам перед собой?

В мире природный газ давно используется, как моторное топливо. В середине прошлого века он был даже популярнее бензина, особенно в странах Европы. Но с появлением дешевой ближневосточной нефти, КПГ был задвинут на второй план. Сейчас же на фоне глобального энергетического перехода газ снова вернулся, и стал приоритетным видом моторного топлива. Многие государства в рамках планов по достижению углеродной нейтральности наметили перевод транспорта (в первую очередь общественного) с бензина на газ.

Считается, что КПГ и СПГ сложно использовать в легковых автомобилях из-за большой плотности топлива и проблем с его хранением (размещением) в транспортном средстве, поскольку топливный бак при этом занимает значительную часть полезного пространства, а автомобиль не может проехать более 100-200 км без дозаправки.

При этом КПГ удобнее использовать для автобусов, в особенности общественного транспорта, поскольку он ездит по определенному маршруту и, как правило, на короткое расстояние. А значит городские автобусы легче обеспечить инфраструктурой для хранения и заправки топлива. СПГ же наиболее популярен в сфере автомобильных грузоперевозок на дальние расстояния. Это связано с тем, что бак для СПГ содержит больше топлива, чем бак для КПГ, поскольку природный газ при этом имеет более плотную, сжиженную форму.

Тем не менее, в Казахстане эти два продукта почему-то не стали востребованными. Одними из главных причин, по мнению экспертов, являются относительно низкие цены на бензин и дизельное топливо в республике. Видимо, с учетом еще и затрат на установку необходимого оборудования, перевод авто на КПГ и СПГ пока невыгоден. С другой стороны, в развитии этого сегмента должно быть не заинтересован КМГ — основной игрок на рынке топлива. КПГ мог бы заместить дизтопливо, поскольку он дешевле и экологичнее. Главное наладить заправочную инфраструктуру и бесперебойные поставки. QazaqGaz заявляет, что заинтересован в этом. Нацкомпания, в частности, намерена к 2027 году увеличить продажи компримированного природного газа до 289 млн куб. м в год, добиться роста количества автомобилей на этом топливе до 3 830 единиц, нарастить число АГНКС до 35 штук. Осталось только реализовать эти планы. Хотя, конечно, этого все равно недостаточно, чтобы снять этот перманентный ажиотаж вокруг сжиженного нефтяного газа.

Таблица 1. Производители сжиженного нефтяного газа в Казахстане

2022 г. тыс. тонн

КомпанииОбъем
1Тенгизшевройл1 193
2СНПС-Актобемунайгаз511,3
3Шымкентский НПЗ323,9
4Павлодарский НХЗ316,9
5Казахский ГПЗ181,6
6Атырауский НПЗ113,9
7Казгермунай72
8Жаикмунай50,7
9GPC37,8
10Казахойл Актобе28,7
11Саутс Ойл3,2
 Итого2 833

Таблица 2. Экспортеры сжиженного нефтяного газа в Казахстане

2022 г. тыс. тонн

КомпанииОбъем
1Тенгизшевройл959,1
2Жаикмунай50,1
3СНПС-Актобемунайгаз46
4GPC14,7
 Итого1 070