Купит ли Sinopec долю в Атырауском НПЗ?

Более 50% доли участия в Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ), принадлежащей национальной компании «КазМунайГаз», могут быть проданы нефтехимической корпорации Sinopec. В июне текущего года делегация китайской компании побывала на заводе и ознакомилась с его состоянием. При этом купить акции предприятия хочет и российская нефтегазовая компания «Татнефть».

Итак, нам стало известно, что 12 июня представители Sinopec посетили Атырауский НПЗ, чтобы ознакомиться с его организационной структурой и производственно-финансовой деятельностью для дальнейшего принятия решения о приобретении доли в этом предприятии.

После публикации Petrocouncil.kz пресс-служба КМГ сообщила, что цель приезда китайской делегации – «обмен опытом ключевых специалистов АНПЗ с иностранными коллегами, а также техническое наблюдение текущей работы технологических установок, ранее модернизированных с участием Sinopec». Компания отвечала за строительство комплексов по производству ароматических углеводородов и глубокой переработки нефти.

Однако, по сведениям наших источников, реальным поводом для посещения АНПЗ было намерение китайского нефтехимического гиганта купить часть данного предприятия. Sinopec может заплатить до 800$ млн за 50+1% доли участия в товариществе после технического аудита. Также источники говорят, что ранее российская «Татнефть» могла предложить до 500$ млн за эту же долю.

В чем проблема?

Различные сообщения о том, что АНПЗ может быть приватизирован появлялись и ранее. Тому есть веские основания. Завод прошел модернизацию, после которой увеличились мощность и глубина переработки нефти. Предприятие расположено в административном центре Атырауской области, где добывается свыше 55% от всей годовой казахстанской нефти. То есть проблем с сырьем у завода нет. Тарифы на переработку у него самые высокие по сравнению со всеми другими крупными НПЗ республики. Спрос на топливо в Казахстане высокий. Казалось бы, зарабатывай – не хочу! Предприятие должно было бы стать одним из самых прибыльных в Казахстане. Но все, что происходит с ним в последние годы – периодические внеплановые, аварийные остановки, скандалы с хищением денег, публичные конфликты в коллективе предприятия – просто кричат о том, что заводу нужен новый хозяин и необходимо в корне менять менеджмент.

«На мой взгляд, КМГ показал свою несостоятельность, а также то, что он не умеет управлять этими заводами. В прошлом году все четыре НПЗ и нефтегазохимический комплекс KPI (Kazakhstan Petrochemical Industries, производитель полипропилена — прим. авт.) одновременно простаивали. Стояли на плановых и внеплановых ремонтах. Никогда в истории Казахстана такого не было. Это факт, который показывает наглядно во что превратилась наша нефтепереработка», – говорит Олжас Байдильдинов, член Общественного совета Министерства энергетики РК.

По его словам, к сожалению, сейчас нет общественной дискуссии о том, что эти заводы нужно приватизировать.

«Мы держимся за вот этот пресловутый тезис, что заводы – это стратегические активы, что их нельзя кому-то продавать. Но это нормальная практика (когда такие предприятия приватизируются). И если КМГ, как проводник государственной политики в этой сфере, не может ими эффективно управлять, и мы постоянно слышим о коррупции, постоянно возникают вопросы к назначениям, то нужно продать стратегические доли (более 50%) в этих компаниях. КМГ должен просто получать дивиденды от НПЗ, не вмешиваясь в их операционную деятельность, а Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) и Министерство национальной экономики (МНЭ) просто должны регулировать определенные тарифы. То есть эти заводы должны быть в конкурентной среде», – считает эксперт.

Парламент должен вызвать «на ковер» руководителей КМГ и нефтеперерабатывающих заводов. О необходимости спрашивать с нацкомпаний о расходовании денег и реализации их инвестиционных программ говорил и председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов во время недавнего отчета в Мажилисе.

«Совокупные затраты на модернизацию того же Атырауского НПЗ составляют около $4 млрд. Если учесть еще и затраты на плановые и внеплановые ремонты, то, наверное, можно добавить к ним еще около $500-600 млн за этот период. Страна должна понимать, во сколько нам обходится содержание этого завода. Полагаю, что с учетом кредитов, полученных на реконструкцию и техническое оснащение завода, сегодня предприятие явно не отражает то количество денег, которое в него было вложено», — отмечает Байдильдинов.

И это при том, что у завода более выгодные условия работы по сравнению с тем же Шымкентским НПЗ, который наполовину принадлежит китайской CNPC, или же Павлодарским нефтехимическим заводом (ПНХЗ). Например, в прошлом году тариф на переработку нефти на АНПЗ составлял почти 54,1 тыс. тенге за 1 тонну, что более чем на 50% больше, чем на ПНХЗ (35,3 тыс. тенге/тонна) и в 2,3 раза дороже, чем на ШНПЗ (23,2 тыс. тенге/тонна).

Мы всегда для примера берем экономику государств Европы и США. Так вот, в этих странах практически нет государственных нефтяных компаний, и потребителям все равно, с какого НПЗ – государственного или частного – поставляется топливо на АЗС. Главное, чтобы оно там было. Чаще всего заводы, находящиеся в частной собственности, управляются лучше, чем в государственной.

«Если частник по каким-то причинам допустит на своем заводе месяц простоя, то он просто потеряет деньги, а его нишу займут другие предприниматели. В случае с КМГ никто никакую ответственность за поломки и простои не несет, не было ни одного серьезного увольнения из системы. Я не считаю, что один или два человека (которых иногда увольняют или переводят на другую должность) могут и определяют технологическое состояние завода. Это ведь большой спектр вопросов. Там, как минимум, 10-20 человек после каждого вылета НПЗ должны увольнять, возбуждать дела и рассматривать в парламенте сколько денег было потрачено на ликвидацию таких происшествий и аварий», — считает эксперт.

По его словам, тот же Шымкентский завод, находящийся под управлением в том числе специалистов CNPC, меньше простаивает в течение года, нежели АНПЗ и ПНХЗ, полностью подконтрольные КМГ.

«КМГ они нужны, поскольку есть интересы к распределению бюджета, тарифов на переработку и т.д. При том, что похвастаться сейчас эти заводы какими-то высокими показателями выхода продукции тоже не могут, к сожалению. Поэтому, на мой взгляд, эти заводы должны быть приватизированы», — говорит Олжас Байдильдинов.

Кто может купить

Весной этого года в казахстанских СМИ и социальных сетях были публикации о том, что правительство планирует до конца 2025 года приватизировать часть акций (до 51%) Атырауского и Павлодарского заводов. Сообщалось, что долю в АНПЗ, якобы намерен приобрести «Лукойл», а ПНХЗ – «Газпромнефть». КМГ поспешил опровергнуть слух, заявив, что «информация не соответствует действительности».  

Министр энергетики Алмасадам Саткалиев тогда сказал, что «пока преждевременно говорить о каких-то сделках». По его словам, с точки зрения Минэнерго приоритетной является не столько форма собственности, а сколько эффективность управления, выполнения инвестиционных программ, а также стабильная работа предприятия. При этом министр назвал эффективно действующим предприятием ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП), которому принадлежит Шымкентский НПЗ. Компанию совместно контролируют КМГ и CNPC, имея 49,7% и 50,3% доли участия, соответственно.

Олжас Байдильдинов считает, что купить АНПЗ или долю в нем могут как китайская, так и другая компания. Все зависит от того, как пройдут переговоры и какая цена будет предложена.

«Я думаю, что здесь никаких секретов со стороны КМГ быть не должно. Не должно быть каких-то кулуарных решений. Нужно просто всем объявить, отправить адресное предложение крупным мировым нефтехимическим компаниям, что вот АНПЗ, мы его продаем, приходите, проверяйте и покупайте», — говорит эксперт.

При этом, по его словам, нацкомпания должна обещать, что не будет каких-либо директивных указаний со стороны правительства о том, каким должен быть тариф на переработку. То есть власти и КМГ не должны вмешиваться в деятельность предприятия.

Напомним, что после распада СССР завод уже был частично приватизирован. В 1993 году предприятие стало акционерным обществом, и 38% акций завода перешли в собственность коллектива. Девяностые были годами всеобщих неплатежей, разрушенных связей и отсутствия денег, когда предприятия-производители сами находили пути и способы продажи своей продукции. Не был исключением и АНПЗ – ему не платили за топливо миллиарды тенге сельскохозяйственные предприятия, а сам завод задолжал такую же сумму по налогам в бюджет. Неудивительно, что в таких ситуациях появляются те, кто попытается воспользоваться положением. Таким «спасителем» стала зарегистрированная в Швейцарии компания «Тельф АГ». Она тесно сотрудничала с заводом, в первую очередь, помогая экспортировать его продукцию. На самом деле за швейцарской компанией стояли околовластные казахстанские и российские предприниматели. При поддержке администрации завода они начали скупать акции предприятия: у его работников, у нефтедобывающих компаний, которые получили свою долю за поставку сырья. Рассчитывали приобрести еще и государственный пакет в размере 41%, который последующем отдали национальной компании «Казахойл». К 1999 году, когда нацкомпания приобрела все акции АНПЗ, принадлежащих «Тельф АГ», у нее их оказалось уже 45%. С тех пор КМГ постепенно скупал акции завода у частных акционеров, доведя их количество до сегодняшних 99,5%.

К слову, весной 1997 года правительство продало на тендере госпакет АНПЗ некоей офшорной фирме. Позже сделку отменили и акции завода вернулись государству.

Скандалы, интриги, расследования

Строительство Атырауского НПЗ началось в 1943 году. Проект и оборудование завода были предоставлены США в рамках ленд-лиза, оказанного СССР во время Второй мировой войны. Предприятие было введено в эксплуатацию в 1945 году и могло перерабатывать до 800 тыс. тонн нефти в год. В 1991-м, в год обретения независимости Казахстана, завод переработал около 4,6 млн тонн нефти.

За 79 лет завод подвергся множеству реконструкций и модернизаций, позволивших ему увеличить мощность переработки до 5,5 млн тонн, а глубину до 84%. Но наиболее запоминающими стали последние три этапа обновления, проведенные в 2003 — 2018 годы.

В рамках первого этапа в течение 2003 — 2006 годов японскими Marubeni и JGC Corporation были построены новые установки по гидроочистке бензина и дизельного топлива, по производству серы, по очистке и производству водорода, а также модернизированы установки ЭЛОУ-АТ2, риформинга и замедленного коксования, биологической очистки сточных вод и т.д. Завод получил возможность увеличить глубину переработки нефти, расширить ассортимент перерабатываемой нефти и выпускаемой продукции, в частности, освоить выпуск зимнего дизтоплива и автобензина АИ-95. Обошлось все это всего в $225,7 млн, кредитных денег предоставленных Японским банком международного сотрудничества, Marubeni Europe Plc, BNP Paribas, HSBC Bank Kazakhstan.  

В рамках второго этапа в 2009 — 2015 годах на заводе был построен комплекс по производству ароматических углеводородов (КПАУ) стоимостью $1 млрд 40 млн. Кредит сроком на 13 лет АНПЗ предоставил Банк развития Казахстана (БРК), который в свою очередь взял эти деньги у Экспортно-импортного банка Китая (85%) и Национального фонда РК (15%). Генподрядчиком стала Sinopec Engineering. Благодаря реализации проекта повысилось качество выпускаемого на АНПЗ топлива, поскольку снизилось в них содержание бензола и ароматических углеводородов, которые стали выпускаться отдельным продуктом.

Третий этап модернизации – строительство комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) – был осуществлен в 2012 — 2018 годах. Проект реализовал консорциум подрядчиков в составе китайской Sinopec, японской Marubeni и казахстанской «КазСтройСервис». Стоимость проекта первоначально оценивалась в $1,7 млрд, однако позже совокупный объем затрат вырос до $2,9 млрд. В результате реализации проекта была увеличена глубина переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов, при этом исключен выпуск мазута и низкосортных бензинов.

Эти три этапа характеризуют сегодняшнее технологическое состояние завода. При этом, по оценке специалистов, первый «японский» этап реконструкции прошел весьма удачно. Подрядчик выполнил все работы в соответствии с утвержденным проектом, в срок и без превышения бюджета. Однако, строительство КПАУ и КГПН проходило с трудом, сроки реализации проектов были продлены, а стоимость увеличена. А главное – при проектировании этих двух комплексов не было учтено их влияние на экологию. В результате ввода в эксплуатацию новых установок эмиссии вредных веществ с завода в окружающую среды выросли вдвое. И теперь на заводе планируется реализовать (с участием японских компаний) еще один проект, теперь уже для снижения экологического воздействия предприятия. 

Компания до сих пор выплачивает долги по займам. Согласно финансовому отчету, на начало 2024 года краткосрочные и долгосрочные обязательства завода составляли 512 млрд тенге или свыше $1,1 млрд, из них по кредитам и облигациям свыше 414 млрд тенге. Основные кредиторы: КМГ – 191 млрд тенге, Народный банк Казахстана – 125 млрд, БРК – 64 млрд, Европейский банк реконструкции и развития – 12 млрд. При этом общая выручка компании за год составила 301,5 млрд тенге, а чистая прибыль – 91,7 млрд.

Почему Sinopec?

В пользу вероятности прихода в АНПЗ компании China Petroleum & Chemical Corporation, она же Sinopec, говорит тот факт, что осенью прошлого года КМГ подписал с ней соглашение о совместной разработке предварительного технико-экономического обоснования проекта строительства завода по производству терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата. Оператором проекта стоимостью $1,5 млрд с планируемым сроком реализации до 2029 года является KMG PetroChem, дочернее предприятие КМГ. Сырье (параксилол) для нового предприятия планируется поставлять как раз с Атырауского НПЗ.

В 2023 году Sinopec вошла в проект строительства завода по производству полиэтилена, купив 40% доли предприятия. Проект на $7,7 млрд, похоже, также будет реализован китайской компанией.

В прошлом году Sinopec создала новую компанию для инвестиций в нефтеперерабатывающие и нефтехимические активы за рубежом. При этом она будет как покупать готовые предприятия, так и вкладывать в строительство новых заводов. Компания пришла к такому плану из-за того, что власти КНР ограничили строительство новых нефтеперерабатывающих заводов внутри страны на фоне замедления роста спроса и избыточных мощностей. Sinopec решила воспользоваться всеми своими возможностями, чтобы расширить зарубежный нефтеперерабатывающий и химический бизнес. При этом она будет отдавать приоритет регионам, где растет спрос на продукцию и нет проблем с добычей и доставкой сырья. В этом плане Казахстан, и конкретно Атырауская область, подходит по всем параметрам.