«КазМунайГаз» назвали в числе претендентов на покупку доли в крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе в Германии.
Национальная компания с этого года начала обеспечивать нефтью НПЗ PCK Raffinerie в немецком городе Шведт. Предприятие осталось без постоянного поставщика после того, как правительство Германии в прошлом году решило отказаться от импорта российских энергоресурсов, а также взяло под свой контроль компанию Rosneft Deutschland GmbH, являющуюся дочерней структурой российского нефтегазового гиганта «Роснефть».
Решение взять под свое управление «дочку» Роснефти власти ФРГ объяснили тем, что основные поставщики критически важных услуг, такие как страховые компании, IT-фирмы и банки, а также клиенты больше не хотят сотрудничать с российской компанией и принадлежащими ей немецкими предприятиями и организациями.
Rosneft Deutschland GmbH – третья по величине нефтеперерабатывающая компания Германии с объемом около 13,2 млн тонн сырой нефти в год, что равно более 12% от общей мощности переработки страны. Компания имеет доли участия в трех крупных НПЗ: PCK в городе Шведт (54,17%), MiRO в Карлсруэ (24%) и Bayernoil в Фобурге (28,57%), и отвечает за поставку сырья на эти заводы. «Роснефть» ежегодно импортировала в Германию около 20 млн тонн нефти, обеспечивая в том числе вышеназванные заводы.
После отказа от российской нефти немецкие власти обратились к казахстанским производителям. В конце прошлого года они договорились с КМГ о поставках 1,2 млн тонн нефти на НПЗ в Шведте. Это небольшой объем, учитывая годовую мощность предприятия в 11,6 млн тонн. Ранее завод получал нефть марки Urals. Расположение предприятия позволяет осуществлять поставки по трубопроводу «Дружба». «КазТрансОйл», дочерняя нефтетранспортная структура КМГ, договорилась с российской «Транснефтью» об объемах прокачки по трубопроводу с января этого года. Но поставки в Германию начались только в феврале.
В июне «КазМунайГаз» и Rosneft Deutschland подписали договор о поставках на НПЗ PCK 100 тыс. тонн сырой нефти ежемесячно. В общей сложности, как отметили в нацкомпании, в этом году на завод будет отгружено не менее 890 тыс. тонн нефти Карачаганакского месторождения.
27 октября министр энергетики Алмасадам Саткалиев заявил, что Казахстан планирует увеличить объем поставок нефти в ФРГ до 2 млн тонн в год. «В настоящее время идут переговоры, согласования с российской стороной в части обеспечения транзита казахстанской нефти через территорию РФ и нефтеперерабатывающими заводами о возможности приема ими нефти», — сказал он.
Предыдущий глава Минэнерго Болат Акчулаков заявлял, что теоретически Казахстан может нарастить поставки до 7 млн тонн в год, которые устроили бы немецкие власти. Они хотят загрузить завод в Шведте как минимум на 75% мощности и готовы продать долю «Роснефти» в НПЗ тому инвестору, кто мог бы гарантировать такой объем поставок.
Конкуренты не дремлют
Между тем, на долю в НПЗ РСК претендует также польская PKN Orlen. Как сообщает Reuters, Польша подталкивает Германию к вытеснению «Роснефти», чтобы расчистить путь для своей компании. После отказа от российского сырья завод частично обеспечивался норвежской нефтью, которая поставлялась через польский морской порт Гданьск в Балтийском море.
При этом британская Shell, владеющая 37% акций завода в Шведте, также ищет покупателей на свою долю. Учитывая, что НПЗ обеспечивается и казахстанской нефтью, совладельцами нефтеперерабатывающего завода могут стать «КазМунайГаз» и «КазТрансОйл», которые заинтересованы в приобретении доли Shell, сообщает Reuters со ссылкой на свои источники. Казахстанские компании могли бы получить преимущество в поставках на нефтеперерабатывающий завод своей нефти, которая наиболее подходит для этого завода, поскольку имеет такую же характеристику, что и ранее поставлявшаяся российская Urals, добавил источник.
Однако Польша через частную компанию Unimot хочет прибрать к рукам и долю Shell. Компания ранее заявляла о своем желании расширить международную торговлю, поставлять дизельное топливо в Германию на фоне санкций Евросоюза в отношении российской нефти и нефтепродуктов.
Польша не имеет крупных запасов нефти (всего около 100 млн баррелей), как Казахстан. Ее преимущество в том, что она может закупать норвежскую или другую импортную нефть, принять ее через свой балтийский порт, и далее по трубопроводу поставлять в соседнюю Германию. При этом PKN Orlen располагает мощностями по переработке ежегодно 42 млн тонн нефти.
Вместе с тем в польских и немецких СМИ прошла волна дискредитаций поставок казахстанской нефти, что может быть связано с борьбой компаний за долю «Роснефти» и Shell. К примеру, 18 октября немецкое Tagesschau.de сообщило, ссылаясь на исследование польского трубопроводного оператора, что казахстанская нефть, поставляемая по «Дружбе», предположительно была российской, «по крайней мере, химически она была неотличима от нее».
Также в статье отмечается, что нефтяное месторождение (Карачаганак), откуда поставляется казахстанская нефть, частично принадлежит российской «Лукойл». Немецкие журналисты и эксперты по этому поводу отправили запрос в Министерство экономики ФРГ о том, как в этом случае предотвратить приток денежных средств в Россию, но не получили ответа.
Анна-Майя Мертенс из неправительственной организации Transparency International заявила, что «имеется достаточно доказательств того, что Казахстан играет определенную роль в обходе санкций». На этом фоне особенно внимательно следует отнестись к импорту нефти из Казахстана.
Журналисты, как и представители польской трубопроводной компании не могли не знать, что казахстанская нефть, поступая в трубопроводную систему «Транснефти», смешивается с российской нефтью и становится идентичной с ней. Что касается присутствия в Карачаганакском проекте компании «Лукойл», то в нем участвуют и итальянская Eni, британская Shell и американская Chevron. Как быть с их доходами? Можно ли их подозревать в помощи российской компании? Очевидно, что проблема выдуманная и не имеет оснований для серьезных обсуждений, разве что для формирования негативного общественного мнения по отношению к казахстанской нефти.
Второй после США
Тем временем объемы поставок казахстанской нефти в ЕС растут, и, судя по всему, эта тенденция сохранится надолго. За полтора года экспорт увеличился на 40% – с 700 тыс. до 1 млн баррелей в сутки. В июне республика была на втором месте среди крупных поставщиков нефти в Европейский союз, пропустив вперед США, по данным ОПЕК.
По сведениям Бюро национальной статистики, за январь-август из республики было экспортировано свыше 47,5 млн тонн нефти, из них 32,4 млн тонн или более 68% в страны Евросоюз.
Очевидно, что страны Запада не скоро возобновят покупку российской нефти. По мнению экспертов, война между Украиной и Россией может продлиться на многие годы, а может и на все 10 лет. Сейчас на мировом топливном рынке идет формирование новой географии поставок и потребления энергоносителей. Казахстанские экспортеры также участвуют в этом процессе. При этом для любой нефтедобывающей компании владеть нефтеперерабатывающим заводом означает иметь гарантированный рынок сбыта своей продукции, к тому же с добавленной стоимостью.
КМГ уже имеет свое крупное нефтеперерабатывающее предприятие в Европе, куда ежегодно поставляет около 5 млн тонн нефти. Речь, конечно же, идет о Rompetrol Rafinare, 54,63% которого принадлежат нацкомпании через дочернюю структуру KMG International. Остальная часть (44,7%) акций предприятия у правительства Румынии. В Petrocouncil.kz ранее была публикация о том, во сколько обошлась КМГ доля в этом предприятии, которое контролирует два НПЗ: Petromidia и Vega. Материал можно прочитать ссылке https://petrocouncil.kz/skolko-kmg-potratil-na-npz-v-rumynii-i-kogda-oni-nachnut-stabilno-prinosit-pribyl/.
В прошлом году Группа Rompetrol отпраздновала 15-летие нахождения в составе «КазМунайГаза». Нацкомпания инвестировала миллиарды долларов в покупку и модернизацию этого предприятия. За 2007-2022 годы только завод Petromidia переработал более 65,3 млн тонн сырой нефти. Потребности НПЗ в нефти покрывались в основном за счет поставок из Казахстана.
За указанный период Rompetrol выплатил в государственный бюджет Румынии $20 млрд, экспортировал нефтепродуктов на $18,3 млрд. На внешних рынках продукция в основном поставляется в Молдову, Грузию и Болгарию, где у KMGI есть дочерние компании и сеть АЗС, а также традиционным партнерам в регионе (Турция, Сербия, Греция, и т. д.).
При этом компания долгое время оставалась убыточной. На перерабатывающих заводах периодически происходят пожары, из-за чего они выходят из строя и простаивают. Складывается впечатление, что этот актив КМГ существует только для того, чтобы генерировать расходы, а не приносить прибыль. Поэтому возникает резонный вопрос: нужно ли нацкомпании покупать еще один НПЗ в Европе, который, вероятно, также будет требовать постоянных затрат?