В правительстве вновь подняли вопрос об увеличении доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг нефтедобывающих компаний. Несмотря на то, что общее участие отечественных предприятий в поставках растет, доля по закупке товаров, произведенных в Казахстане, по-прежнему, остается низкой. Что мешает повысить эти показатели? Какие меры поддержки нужны казахстанскому бизнесу, чтобы он мог конкурировать с иностранными поставщиками?
В первом полугодии 2024 года недропользователи, осуществляющие разведку и добычу углеводородов закупили товаров, работ и услуг (ТРУ) почти на 2,6 трлн тенге, из которых доля казахстанского содержания превысила 1,5 трлн, или более 60% от общего объема, потраченных средств.
В частности, нефтегазовые компании купили товаров на 361,5 млрд тенге, в том числе казахстанского производства – на 91,6 млрд тенге, что свыше 25% от общей суммы. На закупку работ они потратили свыше 1 трлн тенге, из них у местных предприятий – 800 млрд тенге (79%), на приобретение услуг – свыше 1,2 трлн тенге, из них у местных – на 671,6 млрд тенге (55%).
При этом крупнейшими заказчиками ТРУ являются операторы Тенгиза, Кашагана и Карачаганака. На их долю пришлось почти 70% от общего объема закупок нефтяных компаний. ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), North Caspian Operating Company (NCOC) и «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО) приобрели товаров, работ и услуг на 1,8 трлн тенге. Причем доля внутристрановой ценности (казахстанское содержание) достигла почти 970 млрд тенге или 53% от общих затрат. В топ товаров, закупленных ими у казахстанских производителей, вошли обсадные колонны, насосно-компрессорные трубы, клапаны, модули по программе обвязки устья скважин, средства индивидуальной защиты, теплообменники для ГП3, силовые трансформаторы наружного типа и конструкционные материалы, такие как балки, доски, фермы, каркасный пиломатериал.
Все через Реестр
В целом, по сведениям Министерства энергетики, по итогам первого полугодия наблюдается положительный рост среднеотраслевого показателя доли казсодержания в общем объеме закупок недропользователей углеводорода и добычи урана, который составил 61,6% и на 4 процентных пункта выше, чем в аналогичном периоде прошлого года (57,3%).
«Сохранение положительной динамики роста показателя внутристрановой ценности по отрасли обеспечивается нормотворческими инициативами и практическими мероприятиями со стороны министерства», — сказал на прошедшем 13 августа заседании правительства по вопросам поддержки отечественных товаропроизводителей вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов.
Так, по его словам, ведомством внедрена практика по обязательному установлению или пересмотру в сторону увеличения ранее утвержденных показателей по казсодержанию, что позволило с начала года внести изменения в девять контрактов на недропользование. Таким образом, предусмотрена или увеличена минимальная доля внутристрановой ценности в товарах в среднем на 12%, в работах – на 20%, услугах – на 22%.
На сегодняшний день в нефтегазовой отрасли из 312 действующих контрактов на недропользование в 276 уже закреплены обязательства по доле казсодержания в товарах, работах и услугах, отметили в Минэнерго.
Также внесены изменения в Правила закупок недропользователей и их подрядчиков. При закупке товаров они обязаны учитывать поставщиков, включенных в Реестр отечественных товаропроизводителей. А при наличии в реестре единственного казахстанского товаропроизводителя, приобрести товар у него способом из одного источника. При наличии в реестре двух и более отечественных товаропроизводителей приобретение товара проводится только среди них. Договор на покупку импортируемого товара заключается на срок не более пяти лет с обязательным предоставлением производителем товара программы локализации и обеспечением его производства на территории Казахстана.
«Кроме того, изменена форма представляемых в министерство отчетов по внутристрановой ценности, позволяющая отслеживать качественную и количественную динамику закупа товаров у отечественных товаропроизводителей при закупе недропользователями работ и услуг», — сказал вице-министр.
По данным Минэнерго, вышеназванный Реестр отечественных производителей товаров, работ и услуг формируется на добровольной основе в порядке, утверждаемом президиумом Национальной палатой предпринимателей (НПП) «Атамекен».
Отечественный производитель товаров, работ, услуг – это физические или юридические лица, являющиеся резидентами РК, зарегистрированные на территории страны, производящие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги на территории республики в соответствии с критериями, определенными в Правилах формирования и ведения реестра отечественных производителей НПП «Атамекен».
При поиске товаропроизводителей заказчикам необходимо руководствоваться «Реестром отечественных производителей РК», «Реестром выданных сертификатов о происхождении товара формы “CT-KZ”» и Реестром отечественных производителей товаров, работ, услуг (индустриальный сертификат), сформированных НПП «Атамекен».
Таким образом, реестр, являющийся обязательным для использования при закупке недропользователями товаров, формирует Национальная палата предпринимателей «Атамекен».
Контракт в обмен…
Ерлан Аккенженов отметил, что по нефтегазовой отрасли основной фокус локализации новых производств и увеличения казсодержания в закупках предполагается на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке, поскольку 70% всех закупок в отрасли приходится именно на операторов этих месторождений.
Минэнерго прогнозирует увеличение показателя доли казсодержания в закупках товаров ТШО, NCOC и КПО в этом году на 7% (в 2023 году доля казсодержания составила 12%), в 2027 году – на 11%, в 2029-м – на 15%.
Был проведен анализ приобретаемых этими тремя операторами товаров и выделены 12 товарных групп, составляющих 60% от всех их закупок, «имеющих существенный потенциал для локализации».
В эти товарные группы входят: электрооборудование и материалы, контрольно-измерительные приборы и автоматика, клапаны и комплектующие, насосы и уплотнения, технологические фильтры, отопление, вентиляция и кондиционирование, трубная продукция, погрузочно-разгрузочное оборудование и материалы, теплообменники и теплообменное оборудование, противопожарное оборудование, химикаты, масла, краски, изоляционные и огнеупорные материалы.
При этом, учитывая положения о стабильности режима Соглашений о разделе продукции (СРП), министерством сейчас ведутся переговоры с инвесторами по пересмотру долгосрочных Программ развития местного содержания крупных проектов с закреплением КPI-показателей на вышеуказанную целевую группу.
Министерством энергетики запланировано внесение изменений в Тендерные процедуры закупа ТРУ в крупных нефтегазовых проектах, в том числе путем внедрения механизма заключения долгосрочных контрактов по принципу «Контракт в обмен на инвестиции» и снижения требования по количеству отечественных товаропроизводителей. Контракт заключается между оператором и отечественным товаропроизводителем. Инвестиции вкладывает либо казахстанская компания, либо иностранный производитель, который локализует свое производство в республике. Деньги должны быть направлены на создание производства конкретной продукции.
Также вице-министр сообщил, что в течение двух последних лет в стране локализовано пять производств: Wika (Германия), Honeywell (США), Petrol Valves (Италия), ТОО «Sigma Solutions» (Казахстан) в партнерстве с N.Vent (США), Eltherm (Германия), а также Schneider Electric (Франция). Это позволило создать 177 новых рабочих мест, привлечь $13,8 млн инвестиций, но главное – приобрести внутри страны компетенцию по производству и выпуску товаров с высокой добавленной стоимостью.
В этом году планируется локализация трех новых производств товаров, наиболее востребованных в нефтегазовой отрасли, совместно с компаниями Leser (Германия), Beruseal (Южная Африка), John Crane (США). Эти проекты позволят создать 34 новых рабочих места и привлечь инвестиции в размере $3 млн.
Что надо изменить?
Между тем есть немалое количество ограничений, которые препятствуют развитию казахстанского производства и росту доли местного содержания. Например, многие малые и средние предприятия сталкиваются с нехваткой оборотных средств для выполнения крупных заказов. Доступ к кредитным ресурсам может быть ограничен высокими ставками и сложными условиями кредитования, говорит Муратбек Маханов, управляющий директор нефтегазового сектора и экологии НПП «Атамекен».
По его словам, некоторым местным производителям сложно конкурировать с импортными товарами по качеству. Это может ограничивать их возможности участия в тендерных процедурах.
«Крупные нефтедобывающие компании предъявляют высокие требования к качеству, безопасности и экологичности продукции и услуг, что может быть сложно выполнимо для местных компаний. Они сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны более крупных и опытных международных компаний, которые могут предложить более низкие цены и высокий уровень сервиса», — отмечает эксперт.
При этом процедура получения необходимых сертификатов и разрешений может быть длительной, сложной и затратной. Несмотря на государственные программы по развитию местного содержания, не все компании могут воспользоваться этими мерами поддержки в полной мере из-за бюрократических преград или нехватки информации.
Чтобы облегчить казахстанским предприятиям доступ к тендерам операторов крупных нефтегазовых месторождений, таких как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, необходимо снижение бюрократических барьеров. Например, упрощение процедуры участия в тендерах, включая требования к документам и сертификации, особенно для малых и средних предприятий. Нужно ввести меры, которые снизят расходы, связанные с подачей заявок, а также высокие гарантийные обеспечения.
Необходимо усилить требования к минимальной доле местного содержания в проектах, реализуемых на крупных месторождениях. Обязательные квоты на использование местных поставщиков товаров и услуг. А для местных компаний, участвующих в тендерах, чтобы они могли конкурировать с иностранными поставщиками, надо предоставить налоговые льготы или субсидии. Нужно также, чтобы операторы увеличили процент авансового платежа.
Помогло бы росту казахстанских поставщиков и создание или расширение программ государственного субсидирования процентных ставок по кредитам, предназначенных для участия в тендерах и выполнения заказов. Введение или создания программ по поддержке внедрения современных технологий и инноваций в местных предприятиях, чтобы они могли соответствовать высоким требованиям международных заказчиков.
При этом нужно вести более строгий контроль за выполнением операторами требований по использованию местных ТРУ. И необходимо разработать систему штрафов и санкций для операторов, не выполняющих требования по местному содержанию или недобросовестно проводящих тендеры.
«Казахстанские производители часто не могут конкурировать с иностранными компаниями по уровню технологий и качеству продукции. Это требует значительных инвестиций в модернизацию производств, что может быть сложно для местных предприятий. Многие из них используют устаревшие производственные мощности, которые не могут обеспечить производство товаров нужного качества и в требуемом объеме. А получение международных сертификатов качества и лицензий на производство продукции для нефтегазовой отрасли может быть длительным и дорогостоящим процессом», — отмечает Муратбек Маханов.
При этом реализация проектов по локализации требует значительных капитальных вложений. В некоторых случаях стоимость производства в Казахстане выше из-за дорогих импортных комплектующих и материалов, что делает конечную продукцию менее конкурентоспособной по цене.
Государственные программы поддержки локализации могут быть недостаточно эффективными или не охватывать все необходимые аспекты. Хотя государственная политика и направлена на увеличение доли казахстанского содержания, ее реализация на практике может сталкиваться с бюрократическими преградами и отсутствием надлежащего контроля.
При этом крупные нефтегазовые операторы нередко предпочитают работать с проверенными зарубежными поставщиками, которые обеспечивают стабильное качество и своевременную доставку. Иностранные производители могут предлагать более выгодные условия поставки, включая более низкие цены и короткие сроки, что делает их продукцию предпочтительнее для крупных операторов.
Практически, правительству необходимо принять комплекс мер, в том числе в виде финансовой и фискальной поддержки, которые помогут казахстанским предприятиям производить товары, осуществлять работы и услуги, способные конкурировать с иностранными поставщиками.
Какие товары, работы и услуги поставляет казахстанский бизнес нефтедобывающим компаниям страны, по данным НПП «Атамекен».
Основные виды товаров
Запорная арматура | Шаровые краны и задвижки |
Трубопроводные фитинги | Отводы, переходы, тройники |
Трубная продукция | Трубы шовные и бесшовные, насосно-компрессорные трубы |
Металлопрокат и металлоконструкции | Стальные листы, просечки, пруты, вязальные проводы |
Машины и оборудование | Наземные и подземные насосные установки для перекачки, добычи и нагнетания жидкости |
Сосуд, работающий под давлением | Сепараторы, теплообменное оборудование, подогреватели печи, дренажные емкости, отстойники, резервуары |
Электротехническое оборудование | Кабельная продукция, станции управления, шкафы, трансформаторы, генераторы и системы автоматизации |
Химическая продукция | Реагенты, ингибиторы коррозии, деэмульгаторы, антикоррозийные покрытия, масло, смазочный материал и другие вещества |
Средства индивидуальной защиты | Спецодежда, обувь, каска, респиратор, перчатки и другое |
Основные виды работ
Строительно-монтажные работы | Строительство, реконструкция, модернизация и ремонт производственных и гражданских объектов, в том числе зданий, сооружений и инфраструктуры |
Геологоразведочные и буровые работы | Исследование и бурение скважин, капитальный и текущий ремонт скважин, освоение скважины, гидроразрыв пласта |
Проектные работы | Разработка проектной документации и технических решений для строительства и эксплуатации объектов, технический надзор, экспертиза |
Основные виды услуг
Транспортные услуги | Логистика, доставка товаров, аренда спецтехники, перевозка нефти и газа |
Инжиниринг и консалтинг | Технические консультации, управление проектами, оптимизация производственных процессов |
Обслуживание и ремонт оборудования | Поддержка работоспособности нефтяного оборудования, проведение плановых, предупредительных работ, аварийные и восстановительные услуги, ликвидация чрезвычайных ситуаций, глушение скважин |
Охрана труда и экология | Обеспечение безопасности на производстве, эколого-аналитические исследования и контроль за соблюдением экологических норм и выбросов |
IT-услуги | Автоматизация производственных процессов, разработка программного обеспечения и кибербезопасность |
Обеспечение питанием и клининговые услуги |