За последние десять лет производство бензина и дизельного топлива в Казахстане выросло более чем на 30%, а потребление увеличилось на 20%. При этом из-за нехватки горючего республика вынуждена периодически импортировать его из России. Нефтеперерабатывающие заводы страны не могут обеспечить стабильные поставки топлива на внутренний рынок, несмотря на то, что в их модернизацию были вложены миллиарды долларов.
Министерство энергетики поделилось планами о том, каким образом оно намерено увеличить выпуск автомобильного топлива. Однако этот план эксперты считают не надежным, поскольку он подразумевает очередную трату большого количества денег, но не гарантирует стабильную работу НПЗ.
Пошли в глубину
По данным Минэнерго, потребление горюче-смазочных материалов в республике растет опережающими производство темпами. При этом ведомство отмечает, что «благодаря предпринимаемым государством мерам, производственная мощность трех НПЗ увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн в год». Так, с 2017 года выпуск бензина в Казахстане вырос на 76% или с 3 до 5,3 млн тонн, а дизтоплива – на 30%, или с 4 до 5,2 млн тонн в год.
Если брать статистику производства и потребления за последние 10 лет, то выяснится, что общий объем переработки нефти вырос, а производство нефтепродуктов сократилось, но увеличился выпуск бензина и дизтоплива. Вместе с тем спрос на топливо на внутреннем рынке не сильно опережает производство, а где-то даже отстает. При стабильной работе НПЗ их мощностей вполне хватало бы для обеспечения внутреннего рынка. Возникает вопрос, не искусственно ли создается ежегодный ажиотаж на топливном рынке (особенно летом и в период урожая), чтобы его участники могли в очередной раз повысить цены и заработать на стрессовой ситуации.
Согласно данным Национального энергетического доклада, в 2014 году в стране было переработано 16,4 млн тонн сырой нефти и произведено из нее около 14,5 млн нефтепродуктов. В частности, было выпущено 3 млн тонн бензина и 5 млн тонн дизтоплива, а потреблено – 4,2 млн тонн бензина и 5,3 млн тонн дизтоплива.
В 2023 году, по данным Минэнерго, было переработано 17,7 млн тонн нефти, а произведено 14,2 млн тонн нефтепродуктов, из них – 5,3 млн тонн бензина и 5,2 млн тонн дизтоплива. При этом потреблено 5,1 млн тонн бензина и 5,6 млн тонн дизтоплива.
Таким образом, за 2014-2023 годы нефтепереработка выросла почти на 10%, а выпуск нефтепродуктов, наоборот, просел на 2% или на 300 тыс. тонн. При этом производство бензина увеличилось на 76,6%, дизтоплива – на 4%. Потребление бензина повысилось на 21,4%, дизтоплива – на 5,6%.
Такой результат, когда объем переработки вырос, а производство продукции сократилось, но увеличилось количество выпускаемых светлых нефтепродуктов, судя по всему, был достигнут за счет увеличения глубины переработки нефти. После модернизации этот показатель на крупных казахстанских НПЗ повысился до 85-89%: на Атырауском заводе с 64% до 86%, Павлодарском – с 77% до 85%, Шымкентском – с 74% до почти 89%.
Всего на обновление этих трех заводов, которое началось еще в начале 2000-х, а завершилось в 2018 году, было потрачено 2 трлн тенге, по другим оценкам – около $6,3 млрд.
Чтобы обеспечить растущий спрос, правительство намерено снова увеличить глубину переработки нефти казахстанских НПЗ – теперь уже до 90-97%.
В Минэнерго сообщили, что консалтинговой компанией IHS Markit было проведено исследование возможностей развития рынка нефтепродуктов Казахстана и Центральной Азии до 2035 года, по результатам которого эксперты рекомендовали расширение Шымкентского, Павлодарского и Атырауского НПЗ вместо строительства нового завода.
Ведомство отмечает, что действующие НПЗ имеют квалифицированные и опытные кадры с опытом модернизации и пусконаладки новых объектов, развитую инфраструктуру, включая нефтепроводы, железнодорожные и автомобильные дороги для поставки нового оборудования и материалов в случае расширения и отгрузки большего объема нефтепродуктов, эстакады подачи и источники энергоресурсов.
В настоящее время работы по увеличению нефтеперерабатывающих мощностей заводов – с 18 до 27 млн тонн в год – уже начаты, сообщает министерство. В частности, пропускную способность Шымкентского НПЗ планируется нарастить с 6 до 12 млн тонн в год, Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) – с 5,5 до 8 млн тонн (в 2 этапа), Атырауского НПЗ – с 5,5 до 6,2-6,5 млн тонн или на 0,7-1 млн тонн мощностей вторичной переработки нефти. Кроме того, с 1 до 1,5 млн тонн планируется увеличить возможности завода компании Caspi Bitum, специализирующегося на выпуске дорожного битума.
В Минэнерго рассказали, что расширение Шымкентского НПЗ включено в перечень крупных проектов по созданию кластеров высокого передела в соответствии с посланием главы государства от 1 сентября 2023 года. Готовится проект межправительственного соглашения для привлечения потенциальных инвесторов и стратегических партнеров, которым, в том числе, будет гарантировано долгосрочное обеспечение сырьем и предоставлены налоговые преференции.
В ведомстве считают, что помимо увеличения глубины переработки нефти, реализация проектов приведет к улучшению соотношения добычи и переработки нефти в Казахстане – с 5 до 3,9. Сегодня, при добыче 90 млн тонн в год, объем переработки составляет 18 млн тонн. То есть перерабатывается одна пятая часть (20%) ежегодно производимой сырой нефти. После модернизации, к 2030 году, как ожидается, в год будет добываться 104 млн тонн нефти, из которых планируется перерабатывать 27 млн тонн, то есть примерно одну четвертую часть (25%) от общего объема сырья.
Экспертное мнение
Тем не менее ряд экспертов нефтегазовой отрасли не согласны с предлагаемой идеей модернизации действующих НПЗ. Аскар Исмаилов – специалист, имеющий многолетний опыт работы в нефтехимических и нефтеперерабатывающих проектах, считает, что для покрытия растущего дефицита топлива нужно строить новый, четвертый завод.
— Аскар, почему Вы против расширения мощностей существующих НПЗ?
— В 2016 году «КазМунайГаз» сообщил, что компания Boston Consulting Group (BCG) в своих докладах показала отсутствие необходимости строительства четвертого НПЗ, так как потребность в ГСМ в Казахстане не вырастет до уровней, требующих строительства нового завода. По факту же мы имеем ежегодный дефицит топлива. Получается, что «КазМунайГаз» принял решение на основе ошибочных рекомендаций BCG, которые привели к растрате государственных денег и не решили топливный вопрос в стране. Потратили порядка $7 млрд. За эти деньги можно было построить новый НПЗ, мощностью 10 млн тонн в год.
Что мы имеем сегодня? В Минэнерго не учатся на прошлых ошибках. Они решили идти тем же путем. Пригласили IHS Markit. По аналогичным критериям западные консультанты опять порекомендовали не строить новый НПЗ, а провести модернизацию старых. Вызывает сомнение компетентность людей, принимающих такие решения. К сожалению, люди принимающие такого рода решения редко имеют отношение к производству. Так вот. Модернизация действующих НПЗ не решит проблему дефицита ГСМ.
Во-первых, инфраструктура на этих предприятиях настолько старая, что не рассчитана на дополнительную нагрузку. Мы это видим по постоянным аварийным ситуациям на заводах, особенно в Атырау.
Во-вторых, китайские совладельцы Шымкентского НПЗ понимают абсурдность этой идеи и не проявляют активности. «КазМунайГаз» объявил о модернизации этого завода год назад. Что сделано за это период? Где согласие CNPC, которому принадлежит 50% предприятия?
В-третьих, состояние Атырауского НПЗ вызывает много вопросов как экологических, так и по промышленной безопасности. В Казахстане не умеют думать стратегически. Паводки в республике – это явный пример. Государственные органы привыкли тушить пожары. Минэнерго, видимо, будет тушить пожары на перегруженных от модернизации нефтеперерабатывающих заводах.
— Как Вы думаете, во сколько обойдется расширение мощностей, получается, четырех НПЗ, включая битумный завод Caspi Bitum?
— Сложно сказать, во сколько могут обойтись данные инициативы, потому что непонятно, что конкретно хотят в Минэнерго. Каких поставщиков выбирать, кто будет проводить строительные и пусконаладочные работы. Откуда будут заказывать материалы и оборудование. Могу предположить, что суммы могут достигнуть $15-17 млрд. На действующем предприятии всегда дороже проводить работы. Дешевле и проще новый завод строить в чистом поле. А когда предприятие работает – возникает много ограничений, связанных с опасностью и вредом здоровью людей как на стадии проектирования, так и на стадии строительно-монтажных работ.
— Недавно было сообщение в СМИ, что Атырауский и Павлодарский заводы планируются приватизировать, и будущими хозяевами могут стать «Лукойл» с «Газпромнефтью». Что вы думаете по этому поводу?
— После продажи 49% уранового месторождения Буденовское «Росатому», 75% проекта «Бутадиен» – «Татнефти», 40% проекта «Полипропилен» – «Сибуру», можно предположить, что и НПЗ могут продать российским компаниям. Решение будет принимать фонд «Самрук-Казына». Он является мажоритарным акционером «КазМунайГаза». Так что существует высокая вероятность таких сделок.
— Может ли нехватка денег на модернизацию стать причиной продажи этих НПЗ российским компаниям?
— Да, это реалистичный сценарий. Завод «Полипропилен» (компании Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.) – хороший пример. Два года как предприятие якобы запустили, а официально завод не получил акта ввода в эксплуатацию. 40% предприятия продали (российскому холдингу «Сибур») за $180 млн, при том, что потрачено на строительство завода $2,6 млрд. Низкая реализация проектов и управление всегда приводят к обесценению любого предприятия.
— Зачем это нужно российским компаниям?
— Российские компании умеют мыслить стратегически. Если «Лукойл» открыл по франшизе АЗС, значит есть определенные планы на будущее. Дополнительный рынок для реализации продукции. Разве это плохо для бизнеса?
— Что изменится, если они будут владеть АНПЗ и ПНХЗ? Могут ли, к примеру, вырасти цены на топливо?
— Изменится в лучшую сторону техническое состояние НПЗ. У них высокие стандарты, которые на уровне мировых компаний. Улучшится качество нефтепродуктов. Будет меньше аварийных ситуаций по причине надлежащего стандарта контроля качества. Да и обстановка на предприятии среди персонала оздоровится. То, что творится под управлением «КазМунайГаза» мы увидели на примере скандала на АНПЗ. Когда ключевые сотрудники обращаются с открытым письмом к главе государства, при этом используя нецензурную лексику. Это последствия корпоративной культуры.
Производство и потребление нефтепродуктов в Казахстане, 2014-2023 годы, млн тонн
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Объем переработки нефти | 16.4 | 15 | 14.9 | 14.9 | 16.4 | 17 | 15,8 | 17 | 17,9 | 17,7 |
Объем нефтепродуктов | 14.5 | 13.5 | 12.9 | 13 | 13.4 | 14 | 12,6 | 13,8 | 14,9 | 14,2 |
бензин | 3 | 2.9 | 3 | 3.1 | 4 | 4,5 | 4,5 | 4,8 | 5 | 5,3 |
дизтопливо | 5 | 4.6 | 4.7 | 4.4 | 4.7 | 5 | 4,7 | 5 | 5,4 | 5,2 |
Объем потребления | 13.4 | 12 | 12.9 | 12.9 | 14.3 | 14,7 | 14,4 | 15,2 | 15,9 | — |
бензин | 4.2 | 4.3 | 4.1 | 4.1 | 4.3 | 4,5 | 4 | 4,7 | 5 | 5,1 |
дизтопливо | 5.3 | 4.6 | 5.1 | 4,7 | 4,8 | 5,2 | 5,2 | 5,1 | 5,5 | 5,6 |
Производство нефтепродуктов на основных НПЗ Казахстана, 2014-2022 годы, млн тонн
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Атырауский НПЗ | |||||||||
Объем переработки нефти | 4,9 | 4,8 | 4,8 | 4,7 | 5,3 | 5,4 | 5 | 5,5 | 5,2 |
бензин | 0,61 | 0,60 | 0,64 | 0,64 | 1,2 | 1,2 | 1,1 | 1,4 | 1,3 |
дизтопливо | 1,3 | 1,2 | 1,4 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,5 |
Павлодарский НХЗ | |||||||||
Объем переработки нефти | 4,9 | 4,8 | 4,6 | 4,7 | 5,3 | 5,3 | 5 | 5,4 | 5,5 |
бензин | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,5 | 1,6 |
дизтопливо | 1,5 | 1,4 | 1,5 | 1,4 | 1,7 | 1,8 | 1,6 | 1,7 | 1,8 |
Шымкентский НПЗ | |||||||||
Объем переработки нефти | 5 | 4,5 | 4,5 | 4,7 | 4,7 | 5,4 | 4,8 | 5,2 | 6,2 |
бензин | 1,1 | 0,98 | 1 | 1 | 1,3 | 1,9 | 2 | 1,9 | 2,1 |
дизтопливо | 1,3 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 1,9 |
Источник: Национальный энергетический доклад, Министерство энергетики РК.
Минэнерго: Цены должны вырасти
В этом году в республике планируется произвести 5,1 млн тонн бензина, 5,2 млн тонн – дизтоплива и 600 тыс. тонн авиационного топлива. Имеется также техническая возможность производства до 1,2 млн. тонн в год дорожного битума при условии своевременной и равномерной выборки дорожно-строительными компаниями, сообщает Минэнерго.
При этом продолжает действовать запрет на вывоз бензина и дизтоплива автотранспортом, вступивший в силу 13 марта 2024 года. Также до конца этого года есть эмбарго на экспорт за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) отдельных видов нефтепродуктов, утвержденный Минэнерго 24 марта прошлого года.
Очевидно, в ведомстве опасаются, что в случае длительной остановки хоть одного из казахстанских НПЗ (что вполне допустимо) в стране разразится топливный кризис. Поэтому, помимо запрета на вывоз горючего, правительство договорилось с властями России о возможности закупки у них (в случае необходимости) 285 тыс. тонн бензина, 450 тыс. тонн дизтоплива и 300 тыс. тонн авиатоплива.
Есть мнение, что российские НПЗ, подвергшиеся атаке украинских военных, и потерявшие часть мощностей, не смогут обеспечить поставки топлива в Казахстан. Однако в Минэнерго РФ заявили, что сохраняют возможность импорта в республику 285 тыс. тонн бензина, – как было согласовано между сторонами.
При этом в Минэнерго Казахстана отмечают, что цены на топливо в стране остаются на прежнем уровне. Для казахстанцев сейчас стоимость АИ-92 и АИ-93 составляет 205 тенге за 1 литр, дизтоплива – 295 тенге.
Цены на бензин и дизтопливо в Казахстане и соседних странах, тенге/литр
Страны | бензин АИ-92 | дизтопливо |
Армения | 555 | 612 |
Кыргызстан | 318 | 363 |
Россия | 244 | 316 |
Узбекистан | 405 | 450 |
Казахстан | 205 | 295 |
Источник: Министерство энергетики РК.
В Минэнерго считают, что из-за госрегулирования цен на топливо в Казахстане самая низкая стоимость ГСМ среди государств-членов ЕАЭС. Однако это способствует незаконному вывозу топлива из страны.
11 апреля этого года министерство опубликовало на сайте «Открытые НПА» проект приказа о повышении розничных цен на бензин и снижении на дизтопливо. Так, для иностранных авто цены на бензин АИ-92 и АИ-93 будут установлены на уровне 245 тенге за литр (рост на 20%), на дизтопливо – 315 тенге за литр (снижение на 42%).
При этом в ведомстве отмечают, что в рамках мер по комплексной либерализации экономики и для сохранения топливного баланса на внутреннем рынке необходимо поэтапное выравнивание цен с соседними странами. Сейчас экспертами, гражданами, компаниями, госорганами обсуждаются предложения по этому вопросу.
Мини-НПЗ и «Конденсат»
В условиях нехватки топлива, возможно, необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы. По информации Минэнерго, на сегодняшний день в Казахстане есть около 35 нефтеперерабатывающих заводов малой мощности (мини-НПЗ). В правительстве хотят, чтобы мини-НПЗ выпускали больше востребованных продуктов, не менее 45% от их общего производства.
В прошлом году малыми заводами было произведено около 800 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 150 тыс. тонн дизельного топлива (бензин не производят). За первый квартал этого года они выпустили 160 тыс. тонн нефтепродуктов, из них 26 тыс. тонн дизеля.
Производство нефтепродуктов зависит от загрузки установок по переработке нефти. При этом поставки нефти на мини-НПЗ министерством не регулируются. Приобретение и поставка сырой нефти осуществляется владельцем мини-НПЗ самостоятельно на свободном рынке.
Министерство на основании заявок недропользователей формирует график поставок нефти для крупных НПЗ, чьи объемы переработки превышают 800 тыс. тонн в год: Атырауского, Павлодарского, Шымкентского и Актауского заводов (Caspi Bitum), а также для НПЗ компании «Конденсат».
Ситуация с последним требует решения вопросов, связанных с поставкой нефти. По некоторым данным, предприятие мощностью 850 тыс. тонн в год, из-за отсутствия сырья загружено всего на 5%.
В Минэнерго ответили, что рассматривали множество вариантов загрузки нефтеперерабатывающего завода АО «Конденсат». Завод ориентирован на переработку карачаганакского нестабильного конденсата. После ввода на месторождении дополнительной технологической линии по стабилизации конденсата, поставки на завод «Конденсат» идут по остаточному принципу. К примеру, в период ремонтных работ на производственных объектах «Карачаганак Петролиум Оперейтинг».
При этом в ведомстве отметили, что, несмотря на проведенную модернизацию НПЗ, есть ряд вопросов, ограничивающих эффективность переработки нефтяной смеси с месторождений Западно-Казахстанской области.
Технологическое оборудование завода рассчитано на переработку только легкой нефти или конденсата. Выход светлых нефтепродуктов c переработки западноказахстанской нефтесмеси составляет менее 35%, тогда как на других НПЗ более 60%.
Есть проблемы и с логистикой. Из-за отсутствия подводящего нефтепровода к НПЗ, недропользователи доставляют нефть по нефтепроводу до нефтеперекачивающей станции недалеко от города Атырау, далее – железной дорогой на завод «Конденсат». Это дополнительные расходы на перевозку, отмечает ведомство.
Для решения всех этих проблем компании было рекомендовано устранить «узкие места», связанные с железнодорожной логистикой, провести оценку установок (возможно дополнительных), которые позволили бы вести переработку более тяжелых сортов нефти, а также подводящего трубопровода от магистрального нефтепровода. Но эти предложения ею не были реализованы.
В Минэнерго заверили, что ведомство на постоянной основе содействует в решении вопроса с доступом к сырью. Не раз были организованы совещания с недропользователями по вопросу поставок нефти на данный завод, а также были направлены письма. Но из-за дополнительных финансовых затрат и отсутствия экономической привлекательности, компании отказываются от поставок на АО «Конденсат».