Сколько нефти экспортировал Казахстан в 2023 году

Сколько нефти экспортировал Казахстан в 2023 году

Поиск альтернативных экспортных маршрутов все еще остается актуальным вопросом для нефтегазовой отрасли Казахстана.

В Казахстане в 2023 году было добыто 90 млн тонн нефти и газового конденсата, из них на экспорт было отправлено 70,5 млн тонн, согласно данным Министерства энергетики РК.

Основной экспортный маршрут – нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). По нему было отгружено 80% всей экспортной нефти страны или чуть больше 56,5 млн тонн, в том числе 27,5 млн тенгизской, 9,6 млн карачаганакской и 17,9 млн кашаганской. Еще около 1 млн – из других месторождений.

По сравнению с 2022 годом добыча по республике за год выросла почти на 7%, экспорт – на 10%, в том числе по КТК – на 8%.

В прошлом году оператор завершил программу устранения узких мест, в результате чего мощности трубопровода «Тенгиз – Новороссийск» увеличились с 67 млн до 83 млн тонн в год, из них для казахстанской нефти – с 55 млн до 72,5 млн или сразу на 17,5 млн тонн. Это довольно внушительный запас, даже с учетом роста добычи на Тенгизе (10-12 млн тонн) после завершения проектов расширения месторождения в 2025 году.

Гендиректор АО «КТК» Николай Горбань 16 января на пресс-конференции в Астане сказал, что в Минэнерго остались довольны работой трубопроводной системы в прошедшем году, поскольку оператор перекачал все заявленные объемы нефти. При этом участившиеся остановки нефтепровода спикер связал с ростом количества штормов в Черном море. По его словам, до 2017 года на море в среднем было 60-75 штормовых дней в году, в 2023-м их количество выросло уже до 111. Это, конечно, влияет на способность морского терминала отгружать нефть на танкеры. Если в 2021 году из-за погодных условий нефтепровод простаивал 16 календарных дней, то в прошлом году – 27. Благодаря тому, что КТК наливает нефть в танкеры через выносные причальные устройства в 5 км от берега, сырье отгружается даже при неблагоприятных погодных условиях. Поэтому количество дней-простоев не прямо пропорционально количеству штормовых дней в году.

Журналисты спросили, откуда нефтепровод будет получать нефть для заполнения своих возросших мощностей, если Казахстан добывает всего 90 млн тонн, и они, судя по данным Минэнерго, уже распределены (помимо КТК) по другим направлениям – в КНР, «Атырау-Самара» (Германия) и т.д.

Заместитель гендиректора по связям с правительством РК Каиргельды Кабылдин ответил, что альтернативы КТК на сегодняшний день нет. Он сказал, что нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД), транспортировка в Китай или через Иран, могут рассматриваться как дополнительные маршруты для тех объемов нефти, которые в будущем могут быть в Казахстане, и которые превысят мощности системы «Тенгиз – Новороссийск».

БТД растет

На сегодня КТК – самый выгодный маршрут экспорта нефти из Казахстана на мировые рынки. Он короче и дешевле по сравнению с БТД, выгоднее транспортировки в Китай или Иран. Об этом говорят и сами экспортеры – операторы трех крупных казахстанских месторождений. К такому выводу пришли и аналитики, изучившие этот вопрос.

Но тем не менее, Казахстан ищет и развивает альтернативные варианты экспорта. В первую очередь, наверное, потому, что Россия, по территории которой проходит «Тенгиз – Новороссийск», находится в состоянии войны с Украиной. Поскольку КТК экспортирует и российскую нефть, за счет продажи которой РФ финансирует свои военные действия, то нефтепроводная система может считаться объектом для поражения украинских военных. Об этом говорят и российские нефтегазовые эксперты. Летом прошлого года на Черном море в районе морского терминала КТК уже происходили инциденты, из-за чего вводился временный запрет на движение судов. Под Новороссийском находится еще один российский порт Шесхарис, через который также переваливается казахстанская нефть. Туда она доставляется по нефтепроводу «Атырау – Самара» и системе «Транснефти». Тогда в компании «КазТрансОйл», отвечающей за экспорт по этому направлению, заявили, что в случае ухудшения ситуации на Черном море, часть нефти будет перенаправлена на Балтийское море, на порт Усть-Луга. Однако, 21 января украинские военные атаковали беспилотниками и этот порт. Получается, что сегодня все российские морские нефтеналивные терминалы, используемые казахстанскими экспортерами, находятся под угрозой военных атак. А значит, поиск и разработка альтернативных маршрутов как никогда актуальны.

Прошедший год стал рекордным по объемам транспортировки за всю историю КТК – с учетом российского сырья (7,4 млн) всего было перекачано 63,5 млн тонн нефти. Показатели выросли за счет Кашагана, откуда экспорт увеличился почти на 8 млн тонн.

При этом весной было объявлено, что грузоотправители на 2023 год заявили отправку 66 млн тонн нефти, в том числе 59 млн – казахстанской. Объемы снизились в том числе и потому, что часть казахстанской нефти – с Тенгиза и Карачаганака – была отправлена по другим маршрутам.

Более 1 млн тонн тенгизской нефти отгружено по БТД. Всего по этому маршруту было экспортировано почти 1,4 млн казахстанской нефти, что в 5,5 раза больше, чем годом ранее (250 тыс. тонн). «КазМунайГаз» (КМГ) и азербайджанская госкомпания SOCAR заключили договор, предусматривающий транспортировку по БТД до 1,5 млн тонн тенгизской нефти, с дальнейшим увеличением до 5 млн тонн в год.

Почти 1 млн тонн карачаганакской нефти было отправлено по «Атырау – Самаре» и «Дружбе» в Германию. Это также новый, альтернативный маршрут. Ранее казахстанская нефть не поставлялась по нему. Задействован он был после просьбы немецких властей о поставках сырья на НПЗ в городе Шведт, куда раньше экспортировалась российская нефть. Всего по этому маршруту планировалось поставить в 2023 году 1,2 млн тонн. На транспортировку такого же объема в этом году подал заявку «КазТрансОйл». В общей сложности по «Атырау – Самаре», с учетом отправок в порты Новороссийска и Усть-Луги, было перекачано 9,3 млн тонн (+9,3%).

Экспорт нефти по маршруту «порт Актау – Махачкала – Новороссийск» остался на прежнем уровне – 2 млн тонн.

По трубопроводу «Атырау – Алашанькоу» в КНР ушло 1,2 млн тонн.

Наиболее перспективным вариантом альтернативного маршрута является транспортировка нефти по Каспийскому морю с выходом на мировые рынки через Азербайджан (по БТД) или Иран (своп-поставки). Для этого необходимо не только договориться с этими странами и акционерами трубопроводов об объемах транспортировки, но также обзавестись танкерами. Поэтому КМГ совместно с эмиратской группой Abu Dhabi Ports создал в феврале прошлого года морское транспортное предприятие. А уже в ноябре в порту Актау спустили на воду первые два новых нефтеналивных танкера дедвейтом 8 тыс. тонн. При этом планируется заказать строительство танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн.

Стратегическая цель предприятия – развитие танкерного и торгового флота для работы в Каспийском море и открытых морях, поддержка и оказание сервисных услуг для офшорных проектов, таких как «Кашаган», «Каламкас-море – Хазар», развитие береговой инфраструктуры, включая строительство судов и объектов портовой инфраструктуры, подготовка морских специалистов в Казахстане. Если нацкомпания выполнит все поставленные задачи, то республика станет более независимой как в плане экспорта своей продукции, так и разработки своих шельфовых месторождений.

В развитии Транскаспийского маршрута сегодня заинтересованы не только Казахстан, но и Китай, а также страны Европы и Центральной Азии. И, конечно же, речь идет не только о перевозке энергоресурсов. Очевидно, что в ближайшее десятилетие в расширение возможностей Среднего коридора будут инвестированы миллиарды долларов, и республика должна правильно воспользоваться этим моментом.

Каспий – будущее нефтянки

Но одно дело – развивать и строить экспортные маршруты. Другое – иметь необходимый объем продукции, чтобы отправлять по ним. По данным ассоциации PetroMining, добыча нефти на средних и мелких казахстанских месторождениях, разрабатываемых частными нефтедобывающими компаниями, за последние 5 лет упала на 17% или на 3,6 млн тонн. Эксперты считают, что это может привести к снижению поставок нефти на внутренний рынок. А если так, то придется уменьшать экспорт.

Выпавшие объемы могут быть восполнены за счет роста добычи на Тенгизе. Но при этом есть основание полагать, что производство скоро вырастет и на Кашагане. Ряд событий и фактов, произошедших в последнее время, говорят о том, что правительство и акционеры Северо-Каспийского проекта, наконец, пришли к соглашению по дальнейшему освоению месторождения.

Во-первых, существующие технологические линии North Caspian Operating Company (NCOC) практически достигли своего предела. По оценке специалистов, комплекс по подготовке нефти и газа «Болашак» способен производить максимум 18-20 млн тонн нефти в год, а в прошлом году на Кашагане было добыто около 18 млн тонн. Значит, если консорциум хочет и дальше наращивать производство, то ему придется строить еще один завод или же увеличивать мощности действующего, а это предусмотрено только в рамках следующего этапа освоения месторождения.

Во-вторых, оператор Кашагана объявил о перестановках в высшем руководстве компании. В марте этого года Оливье Лазар покинет пост управляющего директора NCOC. На его место придет Джанкарло Рую, который сейчас занимает должность гендиректора «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО). Первый является представителем британской Shell, второй – итальянской Eni. До Карачаганака Джанкарло Рую возглавлял наземные проекты в совместном предприятии Eni и Adnoc в Абу-Даби, управлял представительством Eni в Гане и был директором по разработке фазы 1 Кашагана, причем эту должность занимал с 2013 по 2016 годы.

Дочернее предприятие Eni – Agip KCO в 2001-2008 годы от имени консорциума выполняло функции оператора месторождения. Затем эти полномочия были переданы NCOC. С тех пор руководили операционной компанией только прикомандированные специалисты ExxonMobil и Shell, возможно, потому, что к работе Agip было много нареканий во время обустройства месторождения. Финансовой полицией было даже возбуждено уголовное дело в отношении компании по факту мошенничества. Она, якобы, дважды учла одну сумму ($110 млн) в качестве расходов по строительно-монтажным работам. Тем не менее, похоже, итальянской компании доверят и затянувшийся запуск второй фазы освоения месторождения.

Выбор в пользу Eni косвенно подтверждает и визит президента Касым-Жомарта Токаева в Италию. Отметим, что единственным крупным акционером Eni является итальянское правительство, контролирующее свыше 32,4% акций предприятия, самой компании принадлежат более 5,3%. И хотя в опубликованном списке документов, подписанных между сторонами после встречи главы Казахстана с председателем Совета министров Италии Джорджей Мелони, не было соглашения о дальнейшем освоении Кашагана, это не означает, что о нем не говорили. В этом списке нет и соглашения о проведении совместной геологоразведки на шельфе Каспия, о чем договорились КМГ и Eni. Об этом позже сообщил глава нацкомпании Магзум Мирзагалиев в интервью телеканалу 24KZ. Не исключено, что информацию о том, что итальянская компания возглавит реализацию второго этапа разработки Кашагана, мы узнаем постфактум, когда оператор уже приступит к практическому исполнению проекта.

Ранее NCOC предложил правительству свое видение дальнейшего освоения месторождения, согласно которому в 2028 году планировалось выйти на уровень добычи 24,9 млн тонн в год. Оператор намерен добиться этого, сняв некоторые производственные ограничения по нефти и газу на острове D и заводе «Болашак». Предварительная стоимость реализации данного этапа 2А – $4-5 млрд. Окончательное инвестиционное решение по проекту планировалось принять в этом году. Уровень добычи 34,8 млн тонн в год консорциум предполагал достичь только после 2032 года, отодвинув сроки реализации этапа 2Б на два года. Его реализация оценивается уже в $9 млрд. Проект предусматривает строительство еще одного комплекса по подготовке нефти и газа.

Одним из главных вопросов, вызывавших разногласие сторон, был попутный газ. Казахстан хочет, чтобы он перерабатывался, и из него производился товарный газ, а также другие сопутствующие продукты. При этом правительству не важно, будет ли строить газоперерабатывающий завод (ГПЗ) сам оператор Кашагана или же QazaqGaz – придется для этого искать инвесторов. Участники консорциума не хотели вкладывать в строительство ГПЗ, продукцию которой можно будет продавать только по внутренним казахстанским ценам, которые намного ниже мировых. Но теперь, похоже, стороны решили этот вопрос. Недавно стало известно, что NCOC согласилась с 2025 года поставлять на внутренний рынок сжиженный нефтяной газ, который будет выпускаться на заводе «Болашак».

Глава Казахстанского общества нефтяников-геологов и президент компании «Меридиан Петролеум» Балтабек Куандыков считает, что в ближайшие 3-4 года производство нефти в стране достигнет 100 млн тонн в год. При этом максимальный уровень добычи – 105 млн тонн в год – продержится от 5 до 10 лет. Эксперт, видимо, учитывает дополнительные 10 млн тонн, которые будет давать Тенгиз после завершения проекта расширения во втором квартале 2025 года, а также (к 2028 году) около 5-7 млн тонн кашаганской нефти фазы 2A.

Но, если NCOC к 2032 году введет в эксплуатацию объекты фазы 2Б, то добыча на месторождении увеличится еще на 10 млн тонн, а по всей республике – до 115 млн тонн. И это не считая объемы, которые появятся после ввода в эксплуатацию месторождений Каламкас – Хазар. Вот тогда точно пригодятся новые Транскаспийские экспортные мощности.